Восстановление нейронных связей головного мозга после психоза

Как создать новые нейронные связи? Какие факторы способствуют нейрогенезу

Восстановление нейронных связей головного мозга после психоза

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Но, проведя массу серьезных исследований и экспериментов, ученым удалось доказать, что организм человека способен не только «тратить», но и «создавать» новые нервные клетки. Данный процесс получил название «нейрогенез».

Так как о нейрогенезе люди узнали совсем недавно, то пока у ученых нет однозначных ответов на касающиеся этой темы вопросы, а их мнениях во многом расходятся. И в этом нет ничего странного или удивительного, ведь изучать человеческий мозг трудно и по медицинским, и по этическим причинам.

Пока ученые продолжают проводить исследования на грызунах, мы в данной статье попытаемся разложить по полочкам всю ту информацию о формировании новых нейронных связях головного мозга, которая доступна нам на текущий момент.

Немного полезной информации о нейронах

Нейроны, в отличие от всех остальных клеток нашего организма, «не умеют» делиться, поэтому до недавних пор ученые были убеждены, что человек всю жизнь живет с тем ограниченным запасом нервных клеток, который достался ему при появлении на свет.

Результаты многочисленных современных исследований показали, что данное утверждение не соответствует истине, так как нейроны все же создаются на протяжении всей нашей жизни.

Происходит это благодаря стволовым клеткам, которые обладают способностью превращаться в клетки практически любого вида.

Наш мозг обладает собственным запасом стволовых клеток. Ученые пока не могут определить точное число принимающих участие в формировании новых нервных клеток отделов. Научному сообществу известно только то, что новые нейроны формируются в отвечающей за память и эмоции зубчатой извилине гиппокампа и тонком слое клеток, расположенном вдоль желудочков мозга (субвентикулярная зона).

Многие новообразованные нейроны практически сразу же погибают из-за активной работы нейромедиаторов, негативного влияния микросреды, определенных белков и прочей химии, происходящей в нашем головном мозге.

Чтобы новоиспеченная нервная клетка могла продолжить свое существование, ей необходимо сформировать нейронную связь (синапс) с другими нервными клетками.

Так как мозгу совершенно не нужны одиноко плавающие нейроны, то он просто уничтожает их, ведь никакой пользы они ему не приносят и в будущем принести не смогут.

Те же нейроны, которые смогли установить связь с другими нервными клетками, успешно встраиваются в структуру нашего головного мозга.

Каждый день в структуру мозга может встроиться около 700 – 800 нейронов, которые сумели выжить и образовать новые нейронные связи.

Запрограммированная мозгом гибель клеток или апоптоз является совершенно нормальным процессом, которого не стоит бояться. При помощи апоптоза мозг наводит порядок и избавляется от ненужных ему нейронов.

Мозг взрослого среднестатистического человека состоит примерно из 85 – 88 миллионов нервных клеток.

Мозг новорожденного содержит намного больше нейронов, но уже к концу первого года жизни их количество уменьшается практически в два раза. Психофизиолог и сотрудник Психологического института РАО Илья Захаров объясняет это тем, что человеческий мозг активнее всего развивается в первые три года после рождения.

Почему так происходит? Дело в том, что именно в этот период времени ребенок активно познает окружающий мир: он постоянно трогает что-то новое, нюхает его, видит, пробует на вкус или на ощупь и т.д.

Все новые знания фиксируются в головном мозгу малыша в виде новых нейронных связей, благодаря которым сохраняются все сформированные и уже закрепленные навыки, весь приобретенный эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Хотя человеческий мозг подобным образом развивается на протяжении всей жизни, но «основной рывок» он совершает именно в самом раннем детстве.

Как нейронные связи влияют на наше восприятие окружающего мира?

Любым человеком, независимо от уровня его духовного развития, движет один из трех основных инстинктов:инстинкт размножения, инстинкт иерархии и инстинкт выживания. Они, глубоко «сидя» где-то в недрах нашего рептильного мозга, четко и расчетливо управляют нашей жизнью.

Именно благодаря инстинктам мы хотим завоевать признание и уважение окружающих нас людей, выделиться из толпы, любить и быть любимыми, рожать и воспитывать детей, двигаться вперед и решать не только жизненные, но и математические или экономические задачи.

Инстинкты очень сильно влияют на наш выбор и на нашу повседневную жизнь.

У животных за удовлетворение вызванных тремя основными инстинктами желаний отвечают рептильный мозг и ответственная за выработку «гормонов счастья» лимбическая система.

В нашем же арсенале есть отлично развитая кора головного мозга, которая дарит нам возможность удовлетворять инстинктивные желания миллионами разных способов.

Хорошо развитая кора позволяет нам не только реализовывать свои инстинкты, но и обманывать мозг, делая вид, что мы, занимаясь удовлетворением инстинктивных желаний, реально выбираем правильный, конструктивный и полезный способ.

Зачем же нам заниматься самообманом? А затем, что мозг и в первом, и во втором случае «вручает» нам «подарок» в виде гормональной «плюшки».

Суть данного вопроса заключается именно в самообмане нашего мозга: когда наш мозг совершает объективно вредное действие, он внутренне убежден в том, что это действие реально способствует нашему выживанию. Объективно полезное же действие мозг воспринимает как угрозу выживанию, поэтому оно зачастую сопровождается стрессом.

Ранее образованные нейронные связи включают в себя все наши умения, привычки и ассоциации. И в этом нет ничего плохого, а вся проблема заключается только в том, что чаще всего эти связи создаются совершенно случайно, а потом эти случайно сформированные нейронные дорожки ведут нас не в ту сторону и становятся серьезным препятствием на пути к нашему счастью.

Если родители постоянно хвалили ребенка за то, что он хорошо знает математику, то в его мозгу формируются мощные нейронные пути, созданные при помощи положительного действия дофамина и серотонина.

В данном случае математика становится для такого ребенка источником истинного удовольствия, поэтому он постоянно будет развиваться в этом направлении, а во взрослом возрасте сможет достичь каких-то существенных результатов и добиться успеха.

Источник: https://BestLavka.ru/6-ehffektivnyh-sposobov-sozdat-novye-nejronnye-svyazi-golovnogo-mozga/

Как избавиться от переживаний, формировать и разрушать нейронные связи мозга

Восстановление нейронных связей головного мозга после психоза
Чемпион мира по армреслингу, мастер спорта международного класса, сотрудник лаборатории спортивной адаптологии Андрей Антонов (Ратибор)

Сегодня мы поговорим об одной очень интересной теме, о физиологии мышления.

Оказывается, можно тренировать не только наши мышцы, но и производить некоторые структурные изменения в нашей нейронной сети, что будет определять различные аспекты нашего поведения.

Основное отличие человека от животных – это то что у животных нет отвлеченного мышления.

Поэтому у них стрессы не вызывают сильных физиологических изменений, если только они не повторяются регулярно.

Вот если животные страдают регулярно, мучаются – происходит триада, которую как известно определил Ганс Селье, изучающий лабораторных мышей.

Она заключается в том, что три основные закономерности возникают у подопытных: первое – появление язв по всему желудочно-кишечному тракту, второе – уменьшение вилочковой железы, третье – увеличение коры надпочечников без увеличения мозгового слоя.

Эта триада характерна при часто повторяющемся, сильном стрессе, если это происходит часто и долго это может привести к гибели животного.

У людей подобные состояния могут возникнуть от гораздо более редких стрессовых воздействий.

Потому-что люди способны переживать, вспоминать и по новой переживать одно и тоже событие десятки и сотни раз.

Ещё Павлов доказал, что переживание события имеет такие же самые функциональные последствия и точно также влияет на организм, как и само событие.

Животное так не переживает, если собаку пнули, она не будет день или два переживать об этом событии, она о нём забывает практически сразу.

Если она увидит обидчика, может зарычать, может кинутся, облаять, но вспоминать о нём она не будет.

У людей такой защиты к сожалению, нет багаж всех своих неприятных переживаний мы обычно тащим за собой, да еще и регулярно освежаем эти воспоминания, разрушая свою психику.

Но как я сказал, от этого можно в принципе избавиться.

Дело в том, что каждое наше неприятное переживание несёт в себе какой-то физиологический отклик. Помните, песню Круга «Опять защемит грудь, и в Душу влезет грусть», так вот, здесь как раз ключевая фраза «защемит грудь».

Любое наше переживание и воспоминание об этом переживании сопровождается определенными физиологическими проявлениями: защемит грудь, может быть стало сухо во рту, может зачесаться какой-то участок тела, передернул плечами, может быть вообще любая непредсказуемая, ни прогнозируемая реакция, которая всегда будет вызываться при воспоминании определённого неприятного переживания.

И вот с этими физиологическими проявлениями можно работать.

У нас существует согласование и рассогласования. Согласование это такая ситуация, когда ожидаемые параметры результата совпадают с реальными параметрами и все это ведет к формированию положительных эмоций, а вот любое несовпадение ожидаемых параметров с реальными называется, рассогласованием и это ведет к формированию негативных, отрицательных эмоций.

У нас существует 4 типа рассогласования:

Рассогласование первого типа – это когда другой человек ведёт себя не так, как мы ожидаем, это можно назвать переживанием, чувством обиды.

Вам нахамили на улице, на вас не обратили внимание, то есть когда другой человек делает что-то неожиданное, плохое, что вы не ожидаете, для вас это как раз является рассогласованием 1 типа.

Рассогласование второго типа – это когда мы сами ведем себя не так, как от нас этого ожидают другие, что и ассоциируется с чувством вины.

В школе получил двойку, расстроил маму, следовательно, возникает чувство вины перед мамой.

Сделали что-тотакое, что уважаемый человек, который является для вас авторитетом, расстроился, вы испытываете перед ним чувство вины.

Рассогласование третьего типа – это когда наши собственные поступки не соответствуют нашим ожиданиям, т.е. чувство стыда.

Когда вы поступили не так как вы должны были. Одно из самых сильных, ярких рассогласований, которые чаще всего на практике встречаются у различных людей.

Рассогласование четвертого типа – это просто ожидание неприятных переживаний, которые могут быть вызваны одним из вышеперечисленных трёх типов рассогласований.

Каким же образом происходят занятия и борьба с рассогласованиями?

Прежде чем я расскажу, я хотел бы сейчас сделать некий экскурс в биологию, потому что как я говорил ещё в начале, мы рассматриваем все именно с позиции биологии, с позиции морфологических изменений, которые происходят в нашем организме и которые соответственно определяют какие-либо функции.

Помните, что без морфологии изменения функций просто на просто невозможно.

Мы должны представить, что собой представляет наша нервная система?

Как мы видим, нервная система, это центральная нервная система, которая представляет собой головной мозг и спинной мозг, и периферическая, включающая в себя все остальное.

Нервная клетка – нейрон, это и есть структурная единица нашей нервной системы.

В головном мозге человека насчитывается порядка 85 миллиардов нейронов.

Нейрон состоит из 3 частей:

– это тело нейрона,

– длинный выходящий отросток, который называется аксоном, от него и поступают выходящие команды

– от тела нейрона отходит несколько коротких отростков, которые называются дендриты, это принимающие информацию каналы.

Дендритам принадлежит 80-90% общего объёма поверхности нейрона и на каждом из дендритов есть такие боковые ответвления, боковые выросты, которые называются шипики.

Вот этим шипикам и принадлежит ведущая роль как в процессе мышления, так и в процессе запоминания, так и в процессе формирования различных двигательных навыков.

Люди давно пытались понять каким же образом у них происходит процесс мышления

Долгое время считалось, что все процессы происходят в коре головного мозга, и связь передается от клетки к клетке, и только в 20-х годах прошлого столетия знаменитый испанский ученый Сантьяго Рамон-и-Кахаль придумал так называемую нейронную теорию, в которой каждая нервная клетка могла соединяться через дендриты и аксоны с другими нервными клетками, образуя единую нейронную сеть.

Один нейрон может через свои нервные связи, которые называются синапсом, реагировать и воздействовать с двадцатью тысячами других нейронов.

Так вот, современное понятие о формировании памяти, сейчас напрямую связано с этими самыми молодыми образованиями, который называется шипиками.

Эти шипики у нас постоянно в течение суток появляются, исчезает, соединяются с другими шипиками, разрывают свои соединения.

Это самая молодая и самая подвижная структура клетки.

Разобраться как происходит новые запоминания помогли соответствующие исследования Вен Бяо Гань.

Его сотрудники из нью-йоркского университета использовали в своих опытах генно-модифицированных мышей.

У данных мышей некоторые нейроны коры головного мозга производили жёлтый флуоресцирующий белок, этот белок позволял вести наблюдение за процессом, происходящим у них в мозге, без вскрытия черепа.

При помощи двух фотонно-лазерных микроскопов. Мышей обучали бегу по вращающемуся цилиндру.

Этот трюк, который безусловно требует определенного навыка, и как зафиксировали ученые, у тех мышей, которые проходили обучение, на 7% больше появилось новых шипиков.

Учитывая, что каждая нервная клетка имеет 4000 шипиков, а в мозгу у нас миллиарды нервных клеток.

Ученые засекли такой факт, что при продолжении однообразных движений дальнейший рост шипиков прекращался, потому что, как только зверек овладевал определенным навыкам, у него формировались новые шипико-шипиковые связи и дальнейший рост шипиков останавливался, потому-что нужные пути были сформированы и соответственно по ним информация уже спокойно проходила.

Появление шипика само по себе говорит о том, что в этом месте нейрон готов создать с другим нейроном синопсис, то есть контакт, по которому они и будут обмениваться информацией.

Таким образом и образуются нейронные цепи, и каждый двигательный навык образует достаточно большое количество этих связей.

Например, у мышей обучение бегу по цилиндру потребовала образование порядка одного миллиона шипико-шипиковых связей.

Так вот, в нашей повседневной жизни у нас постоянно, практически каждую секунду, образуются какие-то новые шипико-шипиковые связи, на которых и приходится наша кратковременная память.

Это память и эти связи очень быстро распадаются если не повторяются, то есть если через них не проходит электрический ток повторно, то все это не переходит в разряд промежуточной, а уж тем более долговременной памяти и большую часть информации, с которой мы сталкиваемся в течение дня, мы благополучно забываем.

Но если информация наиболее сильная, она у нас становится очень весомой и избавиться от нее подчас бывает сложно.

Дело в том, что, если информация постоянно проходит через шиповые соединения, а мы знаем, что наши нервные клетки посылают свои импульсы, схожие по структуре с электрическими импульсами.

Так вот, при регулярном прохождение импульса через определенные шипиковые соединения, шипики начинают уплотняться и расширяться.

Соответственно, дендриты разных веток притягиваются друг к другу и рядом образуются новые шипико-шипиковые соединени, то есть данная цепь становится более сильной и каждое двигательное действие, которое мы умеем выполнять, ездить на велосипеде, ездить на коньках, оно обусловлено как раз определенным количеством, миллионом или более миллиона шипиковых связей, которые могут разрушиться, а некоторые, которые мы особо долго использовали, остаются с нами на всю жизнь.

Но даже эти шипиковые связи оказывается можно удалить, и специалисты института поведения в своих опытах добивались того, что разучивали людей ездить на велосипеде, казалось бы, навык езда на велосипеде – это то, что в детстве научился, погонял одно время и он остается на всю жизнь.

Оказывается, нет.

Оказалось, используя определенные методики, можно разрушить данные шипиковые связи и полностью потерять этот навык.

Это не значит, что этому нельзя научиться ездить снова, можно, но начинать учиться придётся с нуля. ничего в памяти из того, что могло бы помочь обучению, не сохранится.

Данная тема стала популярна и в кинематографе. Можно вспомнить, например, оскароносный фильм Мишель Гондри «Вечное сияние чистого разума», где в специальной фирме у людей стирали ненужные воспоминания или наоборот, вспомнить фильм-боевик с Арнольдом Шварценеггером «Вспомнить все» или новую версию данного фильма уже с Колином Фарреллом в главной роли.

По сюжету фильма здесь наоборот человеку вживляют те воспоминания, которых у него не было.

И надо сказать, что современные методики делают это совсем не фантастическим, а вполне реальным вариантом.

То есть мы можем, ведь мы помним, что представление о событии имеет такое же физиологическое значение, как и само событие.

Если мы можем представить то, чего не было, а значит сформировать определенные шипиковые связи, и они будут хранить уже новую память, хранить то, чего не было.

Но об этом поговорим чуть попозже.

В нашем случае мы должны понять, что эти шипиковые соединения и их прочность формирует наше поведение, нашу реакцию и наше мышление.

Известно, что большинство неприятных переживаний мы несем с собой с самого детства.

То есть например, будучи первоклассником, вас обидел какой-то старшеклассник, унизил как-то, и вот это оставшееся в детском разуме рассогласование бывает человек проносит чуть ли не до старости, потому что тогда, когда все это свежо, когда это было ярко, бедный ребенок переживал и много-много раз вспоминал это событие и там оказались уже такие прочные шипиковые соединения, что этот человек постоянно возвращался к ним просто при любом намёке на данную ситуацию, увидев любой предмет, который каким-то образом был там задействован и делал эти связи еще более сильными, еще более прочными.

Итак, на примере рассогласования первого типа, которое как вы помните характеризуется чувством обиды, то есть когда другое лицо ведёт себя не так, не оправдывает ваших ожиданий.

Продавщица в магазине расстроила, вы подошли, она там сидела, смски набирала, не обращала на вас внимание, да еще и нахамила, когда вы просили обратить внимание на вас.

То есть, ситуация бытовая, кто-то ее пропускает абсолютно мимо сознания, а кто-то наоборот, вот это чувство обиды начинает у него вызывать злость.

Вот он вышел, опять вспомнил как она на него не среагировала, вот она какая мерзавка, а потом ещё раз вспомнил, ещё раз вспомнил и в течение дня получается вас уже несколько раз обхамили, и вы несколько раз испытал данную неприятную эмоцию.

Но как это убирается? Что для этого нужно делать?

Смотрите на нашем портале в цикле лекций «О мышлении, силе и жиросжигании» Андрея Антонова (Ратибора).

Если Вам понравилась публикация, ставьте отметки «понравилось», оставляйте комментарии и подписывайтесь на наш канал!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c592e4d9819f100aa2e1873/5d0c9937ef7fdf00afad3a8c

Как ускорить восстановление поврежденного мозга?

Восстановление нейронных связей головного мозга после психоза

Мозг способен восстанавливаться после повреждений. Но происходит это довольно медленно, и человеческой жизни может просто не хватить.

Профессор Сиддхартха Чандра занимается регенеративной неврологией и утверждает, что близок день, когда пациентов с такими диагнозами, как рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера и болезнь двигательных нейронов, наконец-то можно будет стабильно и эффективно лечить. Об этом он рассказал в лекции на платформе TED, а Slon публикует сокращенную версию ее перевода.

Я рад, что могу рассказать о возможностях восстановления тканей мозга после повреждений, и для меня как невролога это особенно важно, потому что мы можем дать надежду на выздоровление пациентам, чьи состояния сегодня считаются неизлечимыми. Проблема вот в чем. Сравните фото здорового головного мозга с фотографией мозга пациента, страдающего болезнью Альцгеймера. Красным отмечены видимые повреждения: атрофия, рубцы.

Я мог бы показать изображения мозга больных с другими диагнозами – рассеянным склерозом, болезнью двигательных нейронов, болезнью Паркинсона, синдромом Хантингтона, – везде похожая история. Эти недуги представляют серьезную угрозу, возможно, самую серьезную в наше время. Статистические данные просто пугают.

Сейчас около 35 миллионов человек живут с одним из перечисленных выше диагнозов, и это обходится человечеству в 700 миллионов долларов в год. И ситуация только ухудшается, потому что заболевания эти тесно связаны с возрастными изменениями, а население, как мы знаем, стареет.

Вопрос: почему мы до сих пор не знаем способа эффективно лечить больных, страдающих от таких недугов?

Чтобы было проще разобраться во всем этом, возьму на себя смелость прочитать сильно ускоренный курс по высшей нервной деятельности.

Придется вкратце пересказать все, чему я учился в медицинском институте! На деле мозг устроен просто: когда нейроны и глиальные клетки здоровы и работают, вместе они создают целую симфонию электрических импульсов, лежащих в основе нашей мыслительной деятельности, способности думать, запоминать, учиться, нашей способности переживать и чувствовать, нашей двигательной активности, наконец. Но любое повреждение одного из звеньев цепи приводит к нарушениям работы системы, а нарушение дает о себе знать в форме заболевания.

Я проиллюстрирую свое повествование видеопримером. Это Джон, мой пациент, он пришел ко мне в клинику на прошлой неделе. У Джона болезнь двигательных нейронов. Джон был так любезен, что согласился рассказать, как и почему ему был поставлен такой диагноз, как болезнь проявилась.

Суть в том, что за восемнадцать месяцев здоровый мужчина оказался в инвалидной коляске, дышать ему помогает кислородная маска. И такое может случиться с кем угодно, с вами, вашим отцом, братом, другом. Вот что происходит, когда погибают двигательные нейроны. А когда поражается миелиновая оболочка нервных волокон, возникает рассеянный склероз.

Я знаю, о чем вы думаете. Вы недоумеваете: этот парень влез на сцену и обещал обнадежить, а вместо этого рассказывает ужасные вещи, беспросветные, вгоняющие в депрессию. Да, я сказал, что эти заболевания очень тяжелы, они кого хочешь выбьют из колеи, да и лечения, по сути, пока нет. И на что же тут надеяться?

Знаете, полагаю, надежда есть. И вот она: картина мозга пациента с рассеянным склерозом. И она демонстрирует способность мозга к регенерации. Да, мозг на это способен, просто делает он это недостаточно быстро и эффективно. 

Посмотрите: белые пятна на рисунке – поврежденные области, а вот бледно-голубые – области, где клетки восстановились. Чтобы не было недопонимания: они тоже были белыми! Восстановление произошло не благодаря лечению, нет, доктора тут ни при чем. Это поразительно.

В основе процесса лежит способность стволовых клеток генерировать новый миелин, прикрывать им поврежденные участки. В чем сенсационность: во-первых, таким образом была опровергнута аксиома всех времен и народов.

Мы точно знали, когда учились на медиков, что нервные клетки не восстанавливаются, в отличие, скажем, от клеток печени или костной ткани. А вообще-то – да, восстанавливаются, просто медленно. Во-вторых, это задает нам совершенно определенное направление для поиска новых способов лечения.

Много ума не надо, чтобы понять: мы должны просто потенцировать процесс восстановления клеток, который и без нас происходит.

Так почему же, спросите вы, до сих пор нет эффективной терапии? Ведь не только что же все это выяснилось.

Отвечу: все дело в том, что разработка лекарственных препаратов – невероятно сложный и полный рисков процесс, ставки здесь высоки, а шансы на успех невелики.

Надо отбросить 10 тысяч неподходящих вариантов, чтобы найти один работающий и безопасный. Можно потратить пятнадцать лет и более миллиарда долларов, но так и не добиться успеха.

Но как делать это быстрее, как изменить правила игры? Для этого потребуется понять, где же процесс стопорится. Одна из таких стадий – длительные опыты на животных. Но познать самого себя человек может, только изучая себя, то есть именно человека (несколько перефразирую Александра Поупа).

Так реально ли исследовать все эти процессы на непосредственно человеческом материале? Да. У нас есть возможность использовать стволовые клетки, уникальные в своем роде: они способны к саморегенерации, плюс из них можно создавать клетки для починки разных органов, будь то печень или костная ткань, и даже, возможно, двигательные нейроны или миелиновую оболочку нервных волокон.

Действительно ли это дает нам шанс на революцию в лечении неврологических пациентов?

Полагаю, да. Моя уверенность базируется на открытиях последних двадцати лет. Мы помним о первой клонированной из клетки взрослой особи овечке Долли, здесь, в Эдинбурге, но куда важнее другое научное открытие.

Его совершил японский ученый Синъя Яманака, нобелевский лауреат, впервые получивший индуцированные плюрипотентные стволовые клетки. Он продемонстрировал, что нужно всего 4 компонента, чтобы абсолютно любую клетку преобразовать в стволовую.

Трудно преувеличить значение этого события в науке, потому что оно означает, что каждый из числа сидящих в этой аудитории – сам себе набор запчастей. Возьмите клетку, скажем, кожи, преобразуйте ее в стволовую, и ее можно будет использовать там, где она нужна для лечения.

Когда я учился на врача, над этим тезисом все мы просто посмеялись бы, а сегодня это самая настоящая реальность. И вот он – источник надежды.

Есть два пути применения стволовых клеток в регенеративной неврологии. Первый – использование их в разработке лекарственных средств. Можно взять клетку кожи, сделать из нее плюрипотентную стволовую и запустить ее в работу как двигательный нейрон. Да, вот так просто, плюрипотентные стволовые клетки это действительно могут.

Но главное, что таким образом мы можем наблюдать за клеткой, сравнивать ее поведение с поведением здоровых и зараженных нейронов в конкретном организме. У нас даже есть возможность трансформировать клетку таким образом, чтобы она светилась, так нам удобнее будет наблюдать за ней.

Используя этот трюк, мы провели исследование и выявили, что поврежденные нейроны гибнут в 2,5 раза чаще здоровых. Это потрясающий метод для ведения фармакологических разработок, раньше такого и представить себе было нельзя.
Второй момент касается непосредственного использования стволовых клеток для терапии.

Напомню, что наш мозг и сам по себе содержит стволовые клетки, и все, что нам нужно сделать, это расшевелить их, чтобы восстановление шло быстрее. Я расскажу в двух словах, максимально просто, но вы должны понимать, что этот эксперимент длился пять лет и стоил мне множества седых волос.

Мы ввели стволовые клетки внутривенно пациентам с рассеянным склерозом – это были клетки, полученные из тканей их собственного костного мозга. Для тестирования выбрали показатели работы зрительного нерва, потому что у больных с этим диагнозом, к сожалению, зрение очень сильно страдает.

Так вот, в течение года до начала эксперимента зрение у испытуемых плавно ухудшалось (мы провели три замера: за 12 месяцев, за 6 месяцев и непосредственно перед введением клеток). После введения показатели резко пошли вверх (2 замера – 3 и 6 месяцев после).

Я и сам не думаю, что такой эффект возник благодаря тому, что введенные клетки заменили миелиновую оболочку нервных волокон, нет. Полагаю, это и было стимуляцией активности собственных стволовых клеток мозга, тем самым пинком для них: просыпайтесь, работайте, создавайте миелин. Это потрясающе.

Предоставлю слово Джону.

Я хотел бы поблагодарить Джона за то, что он принял участие в нашей беседе, и одновременно сказать ему и другим людям с таким или похожими диагнозами: я вижу перспективу. Думаю, день, когда мы по-настоящему сможем помогать вам, ближе, чем кажется. Спасибо!

Источник: https://republic.ru/posts/l/1067558

Восстановление мозга после нейролептиков

Восстановление нейронных связей головного мозга после психоза

Нейролептические препараты, созданные и внедренные в клиническую практику в середине XX века, стали революционными средствами психофармакологии.

Они позволили разработать методы и общие принципы медикаментозного лечения шизофрении, органических и интоксикационных психозов, биполярного аффективного расстройства.

Пациенты, которые ранее вынуждены были находиться в стационаре месяцами, смогли перейти на амбулаторный способ терапии, принимать лекарства в домашних условиях.

Многолетнее использование нейролептиков заметно улучшает течение хронических психотических расстройств, позволяет избежать обострений и приступов. Недостатком данных препаратов является высокий риск побочных эффектов и осложнений. Поэтому лечение всегда подбирается индивидуально, в минимально эффективных дозах, а после него проводится курс восстанавливающих мероприятий.

Влияние нейролептиков на организм

Антипсихотические препараты подавляют высшую психическую деятельность через блокаду дофаминовых рецепторов в различных отделах центральной нервной системы.

Это основной механизм действия препаратов, но у разных групп нейролептиков он может отличаться, благодаря чему одни лучше устраняют психотическую симптоматику, другие – снижают возбудимость и успокаивают, а третьи – корректируют нарушения поведения.

Терапия антипсихотиками приводит к уменьшению возбудимости, ослаблению психомоторного возбуждения, снижению эмоционального напряжения. Поведение становится менее агрессивным, уходят страхи, улучшается сон.

У больных психозами подавляется бред, исчезают галлюцинации, автоматизмы.

Антипсихотическое действие может сопровождаться седативным эффектом (Аминазин, Промазин, Левомепромазин) или симптомами активации нервной системы (Трифлуоперазин, Прохлорпремазин).

Побочные эффекты

Нейролептики, как и другие лекарства, не способны влиять исключительно на те системы головного мозга, которые оказались патологически измененными в результате болезни.

Препарат воздействует на организм через дофаминергическую, серотонинергическую, норадренергическую и ацетилхолиновую передачу.

Поэтому помимо устранения психотических симптомов нередко наблюдаются побочные реакции, например, нарушение функций экстрапирамидной системы, ответственной за движения тела.

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.

Это редкое, но потенциально смертельное осложнение антипсихотической терапии терапии. Оно встречается с одинаковой частотой у пациентов обоих полов и разных возрастных групп.

Проявляется мышечной ригидностью, нестабильностью сердечного ритма и артериального давления, лихорадкой, обильным потоотделением, обезвоживанием.

При тяжелом течении у больных развивается лейкоцитоз (повышается уровень лейкоцитов в крови), возникает тревога, кататония (двигательное расстройство), делириозное помрачение сознания. Частый симптом – миоглобинурия, свидетельствующая о разрушении мышечных волокон.

Причиной смерти становится тяжелое обезвоживание, почечная недостаточность, отек легких, респираторный дистресс-синдром, внезапная остановка сердца, сепсис. Лечение проводится в условиях стационара интенсивной терапии, реанимации.

Обратимые побочные реакции

Большинство негативных эффектов нейролептиков проходят самостоятельно после отмены препарата, не требуют специального лечения. Они называются обратимыми и включают следующие нарушения:

  • вялость, слабость, рассеянность
  • ортостатическая гипотония – резкое снижение артериального давления при смене положения с горизонтального на вертикальное
  • колебания сердечного ритма и частоты сердечных сокращений
  • усиление или снижение аппетита
  • запоры, задержка мочи
  • сухость во рту, жажда
  • снижение остроты зрения
  • снижение внимания и памяти (забывчивость, рассеянность)
  • дерматиты, пигментация кожи
  • кожные аллергические реакции
  • повышение чувствительности к свету
  • сбои менструального цикла, аменорея, дисменорея
  • увеличение грудных желез у мужчин
  • задержка эякуляции, снижение либидо
  • эпилептиформные припадки
  • депрессия, расстройства сна
  • паркинсонизм – дрожание конечностей, повышение мышечного тонуса, слюнотечение, нарушение произвольности движений
  • акатизия – неконтролируемая неусидчивость
  • острая дистония – продолжительное непроизвольное сокращение мышц
  • поздняя дискинезия – непроизвольные движения тела (обратима не всегда)

Необратимые побочные эффекты

Нейродвигательные нарушения, вызванные приемом нейролептиков, могут быть необратимыми. Как правило, они развиваются спустя несколько недель после начала антипсихотического лечения.

К таким побочным эффектам относятся дистония и поздняя дискинезия.

Дистония, которая развивается по ходу лечения, часто оказывается необратимой (в отличие от острой формы, развивающейся в первые дни терапии).

Она проявляется непрерывающимся сокращением мышц, в результате которого пациенты находятся в неестественных позах. Чаще страдают мышцы шеи и рук.

Высокий риск данного осложнения у людей, злоупотреблявших алкоголем или наркотиками, у больных диабетом. Поздняя дискинезия проявляется непроизвольными движениями. Чаще вовлекаются мышцы языка, рта и лица.

Иногда затронутыми оказываются пальцы рук и стоп, ноги.

Методы восстановления организма

Чтобы быстрее привести здоровье в норму, следует провести следующие виды мероприятий:

  • Общеукрепляющая медикаментозная терапия.
  • Симптоматическое лечение осложнений.
  • Правильное питание и физические нагрузки.

Однако иногда эти методы восстановления могут оказаться неэффективными. Причина в том, что пациенты ошибочно рассматривают симптомы или последствия основного заболевания как результат применения нейролептиков.

Например, у наркозависимого со стажем снижение интеллектуальных функций, слабость, нарушения сна вызваны не антипсихотическим лечением, а тяжелой интоксикацией наркотическим веществом.

У пациентов с шизофренией после острого приступа, купированного антипсихотиками, может развиться депрессия, чувство безразличия, ухудшение памяти – симптомы, связанные с прогрессированием болезни.

Восстанавливающая медикаментозная терапия

После терапии антипсихотическими препаратами для улучшения работы нервной системы рекомендуется использовать препараты и биологически активные добавки, которые стимулируют метаболизм (процессы обмена), улучшают поступление кислорода и питательных веществ к нервной ткани, восстановить функции нейронов и рецепторов дофамина. В этих целях необходимо использовать препараты следующих групп:

  • Ноотропы. Данные лекарства ускоряют восстановление тканей мозга после воздействия химических веществ, гипоксии (кислородного голодания), нагрузок. Улучшают связи между нейронами, между корковыми и подкорковыми структурами. Представители – Фенибут, Пантогам, Пирацетам, Ноотропил.
  • Витамины группы B. Тиамин (B1), пиридоксин (B6) и кобаламин (B 12) являются нейротропными витаминами. Они ускоряют восстановление нервных волокон, улучшают энергетические процессы в нервных клетках, стимулирует процессы окисления, ускоряют синтез миелина (жироподобного вещества нервной ткани).
  • Лецитин. Основное питательное вещество нервной ткани. Основные эффекты – повышение сопротивляемости организма токсическим воздействиям, обеспечивает синтез ацетилхолина (нейромедиатора), улучшает проведение нервных импульсов. Так же, как и витамины группы B, участвует в образовании миелина.
  • Антиоксиданты. Препараты и витамины этой группы улучшают утилизацию кислорода и снижают потребность организма в нем, повышают устойчивость мозга к гипоксии, воздействию токсинов. Примеры антиоксидантов – Актовегин, Гипоксен, аскорбиновая кислота, витамин Е.

Профессиональный колл-центр!

Звоните, и вы успеете спасти своего близкого человека!

Каждый день может стать последним!

  • Круглосуточно
  • Анонимно
  • Бесплатно

Моторные побочные эффекты нейролептиков, такие как паркинсонизм, акатизия, дистония, нуждаются в симптоматическом лечении.

Первое, что необходимо сделать лечащему врачу – пересмотреть схему лечения, оценить возможность снижения дозы или полной отмены антипсихотика. Еще один вариант – перейти на нейролептик другой группы.

Препараты нового поколения реже провоцируют побочные реакции, чем их предшественники. Непосредственно симптоматическое лечение осложнений проводится следующим образом:

  • Лекарственный паркинсонизм. Если снижение дозы нейролептика или его замена аналогом не помогают, то используются антихолинергические препараты, например, Когентин (бензтропина мезилат). Применяются в минимальных дозах, непродолжительно.
  • Акатизия. Для устранения симптома используются бензодиазепины. Психиатр назначает лечение Лоразепамом, Индералом или Катапресом (Клонидином). После 5-10 дней приема доза снижается.
  • Дистония. Для купирования дистонических реакций показаны антихолинергические препараты – Дифенгидрамин, Бензтропин (перорально, внутримышечно).
  • Поздняя дискинезия. Устранить побочную реакцию поможет переход на препарат с менее выраженным антипсихотическим действием или на атипичный нейролептик. В тяжелых случаях для подавления симптоматики требуется повышение дозы антипсихотика.

Питание и спорт

Восстановление после приема нейролептиков должно включать переход на здоровый образ жизни. Правильное питание, полноценный сон, регулярная физическая активность – три важных компонента правильного режима.

В рацион необходимо ввести большое количество овощей, фруктов, продуктов с высоким содержанием белка, а также источников полиненасыщенных жирных кислот. Иногда побочным эффектом нейролептиков становится снижение или усиление аппетита.

Чтобы удерживать нормальный уровень калорийности дневного рациона, необходимо принимать пищу часто и небольшими порциями.

Регулярные физические нагрузки укоряют процессы обмена, стимулируют выведение нейролептика и его метаболитов из организма.

Кроме этого, они улучшают снабжение тканей кислородом, восстанавливают баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе, способствуют нормализации эмоционального состояния, так как влияют на выработку нейромедиаторов и гормонов. Начинать лучше с легких занятий на свежем воздухе, постепенно увеличивая их продолжительность и интенсивность, например, от пеших прогулок до регулярных пробежек.

Выводы

Нейролептики являются эффективными препаратами для устранения симптомов психотических расстройств, но при этом вызывают много побочных эффектов. Наиболее частые и выраженные – экстрапирамидные нарушения, проявляющиеся двигательными расстройствами.

Восстановление мозга после нейролептиков включает мероприятия трех видов: общеукрепляющую терапию, симптоматическое лечение моторных нарушений, ведение здорового образа жизни.

Для общего восстановления нервной системы используются ноотропы, антиоксиданты, лецитин и витамины группы B. Чтобы устранить неврологические симптомы, корректируется схема антипсихотического лечения, используются антихолинергические препараты.

Правильное питание и регулярные физические нагрузки помогают организму быстрее восстановиться, вывести нейролептик, сбалансировать нервные процессы.

Список литературы:

: 2019-12-08 2019-12-08

Ольга Ханова

Редактор статьи:

Артём Емельяненко

Вся информация на этой странице была рассмотрена и проверена сертифицированным профессионалом: 2019-12-08

Марат Эдуардович Агинян

Источник: https://nasrf.ru/baza-znaniy/aptechnaya-narkomaniya/vosstanovlenie-mozga-posle-neyroleptikov

Нервная Система
Добавить комментарий