Тема бессонницы в поэзии

Тема бессонницы в поэзии

Тема бессонницы в поэзии

Авторы работы:

Научный журнал:

Филологические науки Литературоведение

Федорчук И.В., доктор филологических наук, доцент Щецинского университета (Польша)

«ПОЭЗИЯ БЕССОННИЦЫ» В ТЕКСТЕ НОЧИ

Смысл, который вобрало в себя понятие «бессонница», наличествовал в культуре с древнейших времен, однако в некую оформившуюся парадигму художественного мышления он превращается лишь в эпоху сентиментализма.

Для того, чтобы познать бессонницу, надо было погрузиться в ее глубины, ощутив размытость границ между реальным и идеальным. Это стало возможным, когда начинает складываться новая парадигма «человек — мир — я человека».

Утрата первоначальной цельности приводит к рефлексивности, «подсовывая» сознанию мысли о неизбежности смерти, а бессонница воспринимается как репетиция предсмертного часа.

Новый тип размышления связывался с попыткой фиксации непосредственного потока мыслей и эмоций, вызываемых состоянием бессонницы. Однако именно теперь болезненные пласты сознания, мучительные переживания превращаются в утонченную лирическую эмоцию, становятся источником вдохновения.

Творцы «нового стиля» сознательно «отключив» бодрствующее сознание, «впустили» в него стихию иррационального. Бессонница оказалась животворяща, она обогатила поэтический опыт. Поэты стремились гармонизировать хаос бессознательного, как все не познанное.

Постепенно, однако, хаос сгущался, в ночной стихии чувствовалось дыхание не столько жизни, сколько смерти. Именно мысль о смертности человека, обостренная надвигающейся ночью, подтолкнула «я» к «последним вопросам». Заслуга вычленения «поэзии бессонницы» в «тексте ночи», безусловно, принадлежит Э.

Юнгу. Его поэма Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии была создана под впечатлением невосполнимой утраты близких. Не случайно стимулом стала трагедия, столкновение со смертью. Ночь у Юнга -это время истинной жизни души, идущей по собственным законам.

Жалоба положили начало особому «ночному» жанру, открыв тему эпохи.

Наряду с юнгианской традицией в европейской литературе немецкий романтизм создал свою, соединив обновленное представление о человеке как микрокосме, с поэзией ночи. Сочетание русской юнгианской традиции с немецкой метафизической романтикой явилось той почвой, на которой выросла романтическая «поэзия ночи» в России.

В русской литературе юнгианские мотивы встречаются в философских одах Г. Державина. Сторонником юнгиан-ской мистической традиции стали поэты С.Бобров и С.Ширинский-Шихматов. В медитативных текстах М.

Муравьева воссоздается пограничное состояние перехода от бдения к погружению в сон — именно те «мгновенья бытия», в которых полнее всего выражается смысл человеческого существования.

Тема бессонницы возникает как прямая элегическая тема, становясь одной из констант медитативной элегии. Для романтиков человек превратился во вселенную, в которой есть начало космическое, дневное и ночное, хаотическое, темное.

Причем романтики проявляли повышенный интерес именно к явлениям, которые тогда обозначались как изнаночная «ночная сторона» души. Ночью «бессознательное» брало верх, поэт приобщался к стихии истинного бытия, открывал бездны мира, как нечто «производное» безднам собственной души.

Развивая жанр элегической медитации, А. Пушкину удалось запечатлеть то особое

состояние, которое впоследствии станет отличительной чертой целой литературной традиции.

У автора одной из самых знаменитых в русской поэзии Бессонниц (Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы) воссоздана ставшая классической, почти клиническая картина ночного бдения, с его обязательными атрибутами.

Текст Пушкина стал «ориентиром» русским «ночным размышлениями», пришедшим на смену юнгианским. Его образы приобрели относительную самостоятельность, вызывая ассоциации, хотя и предусмотренные контекстом Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы, но выводящие одновременно и за пределы текста1.

Если у Пушкина ощутим эмоционально-волевой порыв творчески преодолеть энтропию ночи, отстоять в этой борьбе между я и не я себя перед темным хаосом, то у Ф. Тютчева в Бессоннице (написанной почти одновременно с пушкинской) мир ночи всеобъемлющ, это мир вселенского, неземного бытия.

Если у автора Стихов, сочиненных ночью состояние «я» обостряется под воздействием внешних раздражителей, то у Тютчева — под действием внутренних. У Пушкина смерть энергичным жестом отодвигается за рамки текста , им движет воля к бессмертию, а у его младшего современника ощутима тема трагической обреченности человеческого существования.

Именно в этом состоянии «я» дано заглянуть за границу жизни и смерти. А. Блок не случайно называл Тютчева «самой ночной душой русской поэзии», а Н. Бердяев «великим поэтом ночной стихии». Наследие Тютчева, самого западного русского поэта, по выражению П. Вяземского, вписалось в философскую школу европейской лирики.

«Ночные» тексты теперь уже не только функционировали как отдельные произведения, но и, связывались друг с другом сквозными мотивами и образами.

Источник: https://rasayanavl.ru/bessonnitsa/tema-bessonnitsy-v-poezii/

Тема бессонницы в поэзии – Нервные болезни

Тема бессонницы в поэзии

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему ««Поэзия бессонницы» в тексте ночи»

Филологические науки Литературоведение

Федорчук И.В., доктор филологических наук, доцент Щецинского университета (Польша)

«ПОЭЗИЯ БЕССОННИЦЫ» В ТЕКСТЕ НОЧИ

Смысл, который вобрало в себя понятие «бессонница», наличествовал в культуре с древнейших времен, однако в некую оформившуюся парадигму художественного мышления он превращается лишь в эпоху сентиментализма.

Для того, чтобы познать бессонницу, надо было погрузиться в ее глубины, ощутив размытость границ между реальным и идеальным. Это стало возможным, когда начинает складываться новая парадигма «человек — мир — я человека».

Утрата первоначальной цельности приводит к рефлексивности, «подсовывая» сознанию мысли о неизбежности смерти, а бессонница воспринимается как репетиция предсмертного часа.

Новый тип размышления связывался с попыткой фиксации непосредственного потока мыслей и эмоций, вызываемых состоянием бессонницы. Однако именно теперь болезненные пласты сознания, мучительные переживания превращаются в утонченную лирическую эмоцию, становятся источником вдохновения.

Творцы «нового стиля» сознательно «отключив» бодрствующее сознание, «впустили» в него стихию иррационального. Бессонница оказалась животворяща, она обогатила поэтический опыт. Поэты стремились гармонизировать хаос бессознательного, как все не познанное.

Постепенно, однако, хаос сгущался, в ночной стихии чувствовалось дыхание не столько жизни, сколько смерти. Именно мысль о смертности человека, обостренная надвигающейся ночью, подтолкнула «я» к «последним вопросам». Заслуга вычленения «поэзии бессонницы» в «тексте ночи», безусловно, принадлежит Э.

Юнгу. Его поэма Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии была создана под впечатлением невосполнимой утраты близких. Не случайно стимулом стала трагедия, столкновение со смертью. Ночь у Юнга -это время истинной жизни души, идущей по собственным законам.

Жалоба положили начало особому «ночному» жанру, открыв тему эпохи.

Наряду с юнгианской традицией в европейской литературе немецкий романтизм создал свою, соединив обновленное представление о человеке как микрокосме, с поэзией ночи. Сочетание русской юнгианской традиции с немецкой метафизической романтикой явилось той почвой, на которой выросла романтическая «поэзия ночи» в России.

В русской литературе юнгианские мотивы встречаются в философских одах Г. Державина. Сторонником юнгиан-ской мистической традиции стали поэты С.Бобров и С.Ширинский-Шихматов. В медитативных текстах М.

Муравьева воссоздается пограничное состояние перехода от бдения к погружению в сон — именно те «мгновенья бытия», в которых полнее всего выражается смысл человеческого существования.

Тема бессонницы возникает как прямая элегическая тема, становясь одной из констант медитативной элегии. Для романтиков человек превратился во вселенную, в которой есть начало космическое, дневное и ночное, хаотическое, темное.

Причем романтики проявляли повышенный интерес именно к явлениям, которые тогда обозначались как изнаночная «ночная сторона» души. Ночью «бессознательное» брало верх, поэт приобщался к стихии истинного бытия, открывал бездны мира, как нечто «производное» безднам собственной души.

Развивая жанр элегической медитации, А. Пушкину удалось запечатлеть то особое

состояние, которое впоследствии станет отличительной чертой целой литературной традиции.

У автора одной из самых знаменитых в русской поэзии Бессонниц (Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы) воссоздана ставшая классической, почти клиническая картина ночного бдения, с его обязательными атрибутами.

Текст Пушкина стал «ориентиром» русским «ночным размышлениями», пришедшим на смену юнгианским. Его образы приобрели относительную самостоятельность, вызывая ассоциации, хотя и предусмотренные контекстом Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы, но выводящие одновременно и за пределы текста1.

Если у Пушкина ощутим эмоционально-волевой порыв творчески преодолеть энтропию ночи, отстоять в этой борьбе между я и не я себя перед темным хаосом, то у Ф. Тютчева в Бессоннице (написанной почти одновременно с пушкинской) мир ночи всеобъемлющ, это мир вселенского, неземного бытия.

Если у автора Стихов, сочиненных ночью состояние «я» обостряется под воздействием внешних раздражителей, то у Тютчева — под действием внутренних. У Пушкина смерть энергичным жестом отодвигается за рамки текста , им движет воля к бессмертию, а у его младшего современника ощутима тема трагической обреченности человеческого существования.

Именно в этом состоянии «я» дано заглянуть за границу жизни и смерти. А. Блок не случайно называл Тютчева «самой ночной душой русской поэзии», а Н. Бердяев «великим поэтом ночной стихии». Наследие Тютчева, самого западного русского поэта, по выражению П. Вяземского, вписалось в философскую школу европейской лирики.

«Ночные» тексты теперь уже не только функционировали как отдельные произведения, но и, связывались друг с другом сквозными мотивами и образами.

Источник: http://halalmemorial.ru/kak-izbavitsya-ot-bessonicy/tema-bessonnicy-v-poezii

«Поэзия бессонницы» в тексте ночи

Тема бессонницы в поэзии

Филологические науки Литературоведение

Русская литература

Федорчук И.В., доктор филологических наук, доцент Щецинского университета (Польша)

«ПОЭЗИЯ БЕССОННИЦЫ» В ТЕКСТЕ НОЧИ

Смысл, который вобрало в себя понятие «бессонница», наличествовал в культуре с древнейших времен, однако в некую оформившуюся парадигму художественного мышления он превращается лишь в эпоху сентиментализма.

Для того, чтобы познать бессонницу, надо было погрузиться в ее глубины, ощутив размытость границ между реальным и идеальным. Это стало возможным, когда начинает складываться новая парадигма «человек – мир – я человека».

Утрата первоначальной цельности приводит к рефлексивности, «подсовывая» сознанию мысли о неизбежности смерти, а бессонница воспринимается как репетиция предсмертного часа.

Новый тип размышления связывался с попыткой фиксации непосредственного потока мыслей и эмоций, вызываемых состоянием бессонницы. Однако именно теперь болезненные пласты сознания, мучительные переживания превращаются в утонченную лирическую эмоцию, становятся источником вдохновения.

Творцы «нового стиля» сознательно «отключив» бодрствующее сознание, «впустили» в него стихию иррационального. Бессонница оказалась животворяща, она обогатила поэтический опыт. Поэты стремились гармонизировать хаос бессознательного, как все не познанное.

Постепенно, однако, хаос сгущался, в ночной стихии чувствовалось дыхание не столько жизни, сколько смерти. Именно мысль о смертности человека, обостренная надвигающейся ночью, подтолкнула «я» к «последним вопросам». Заслуга вычленения «поэзии бессонницы» в «тексте ночи», безусловно, принадлежит Э.

Юнгу. Его поэма Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии была создана под впечатлением невосполнимой утраты близких. Не случайно стимулом стала трагедия, столкновение со смертью. Ночь у Юнга -это время истинной жизни души, идущей по собственным законам.

Жалоба положили начало особому «ночному» жанру, открыв тему эпохи.

Наряду с юнгианской традицией в европейской литературе немецкий романтизм создал свою, соединив обновленное представление о человеке как микрокосме, с поэзией ночи. Сочетание русской юнгианской традиции с немецкой метафизической романтикой явилось той почвой, на которой выросла романтическая «поэзия ночи» в России.

В русской литературе юнгианские мотивы встречаются в философских одах Г. Державина. Сторонником юнгиан-ской мистической традиции стали поэты С.Бобров и С.Ширинский-Шихматов. В медитативных текстах М.

Муравьева воссоздается пограничное состояние перехода от бдения к погружению в сон – именно те «мгновенья бытия», в которых полнее всего выражается смысл человеческого существования.

Тема бессонницы возникает как прямая элегическая тема, становясь одной из констант медитативной элегии. Для романтиков человек превратился во вселенную, в которой есть начало космическое, дневное и ночное, хаотическое, темное.

Причем романтики проявляли повышенный интерес именно к явлениям, которые тогда обозначались как изнаночная «ночная сторона» души. Ночью «бессознательное» брало верх, поэт приобщался к стихии истинного бытия, открывал бездны мира, как нечто «производное» безднам собственной души.

Развивая жанр элегической медитации, А. Пушкину удалось запечатлеть то особое

состояние, которое впоследствии станет отличительной чертой целой литературной традиции.

У автора одной из самых знаменитых в русской поэзии Бессонниц (Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы) воссоздана ставшая классической, почти клиническая картина ночного бдения, с его обязательными атрибутами.

Текст Пушкина стал «ориентиром» русским «ночным размышлениями», пришедшим на смену юнгианским. Его образы приобрели относительную самостоятельность, вызывая ассоциации, хотя и предусмотренные контекстом Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы, но выводящие одновременно и за пределы текста1.

Если у Пушкина ощутим эмоционально-волевой порыв творчески преодолеть энтропию ночи, отстоять в этой борьбе между я и не я себя перед темным хаосом, то у Ф. Тютчева в Бессоннице (написанной почти одновременно с пушкинской) мир ночи всеобъемлющ, это мир вселенского, неземного бытия.

Если у автора Стихов, сочиненных ночью состояние «я» обостряется под воздействием внешних раздражителей, то у Тютчева – под действием внутренних. У Пушкина смерть энергичным жестом отодвигается за рамки текста , им движет воля к бессмертию, а у его младшего современника ощутима тема трагической обреченности человеческого существования.

Именно в этом состоянии «я» дано заглянуть за границу жизни и смерти. А. Блок не случайно называл Тютчева «самой ночной душой русской поэзии», а Н. Бердяев «великим поэтом ночной стихии». Наследие Тютчева, самого западного русского поэта, по выражению П. Вяземского, вписалось в философскую школу европейской лирики.

«Ночные» тексты теперь уже не только функционировали как отдельные произведения, но и, связывались друг с другом сквозными мотивами и образами.

Источник: http://naukarus.com/poeziya-bessonnitsy-v-tekste-nochi

Анализ стихотворения Тютчева Бессонница

Тема бессонницы в поэзии

Ф. И. Тютчев считал, что ночь обнажает все человеческие чувства и пробуждает страхи, спящие у нас в душе. Одним из таких страхов является страх перед неминуемой смертью. Поэт осознавал, что время течет неумолимо, и человеческая жизнь быстро обрывается.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Бессонница», увидевшее свет в 1829 году, представляет собой размышление о скоротечности жизни.

На момент написания произведения автор получил высокую должность, вступил в брак и воспитывал троих детей. Поэт был счастлив, однако порой его все равно терзало чувство тревоги и беспокойства.

Ему казалось, что все важные события уже в прошлом, и его жизнь уже не будет так полна новыми свершениями и испытаниями.

Центральным образом произведения являются настенные часы, бой которых отмеривает основные периоды человеческой жизни.

Этот «пророчески-прощальный глас» напоминает о скоротечности времени, вынуждая задуматься об упущенных возможностях и ошибках, совершенных на жизненном пути.

Также автор говорит читателю о необходимости успеть осуществить все запланированное и ничего не откладывать, поскольку потом будет слишком поздно.

Лирический герой ощущает безысходность положения и сожалеет, что его поколение вскоре будет позабыто, а на смену ему придет «младое племя». Однако, если в творчестве других поэтов «младое племя» является продолжением жизни, то для Ф. И. Тютчева — это просто очередное поколение, обреченное на исчезновение.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Автор использует характерную для него перекрестную рифмовку. В первом катрене благодаря аллитерации создается звуковой образ, иллюстрирующий бой часов. Композиция произведения циклична, поскольку и в начале, и в завершении стихотворения делается акцент на метафоричный образ времени.

Анализ стихотворения Бессонница Тютчева

В данном стихотворении автор рассказывает  о неких божествах, которые управляют жизнями людей. В первой строфе идёт повествование о таких близнецах, как Смерть и Сон. Они очень близкие между собой, но в тот же момент враждующие.

Ведь Сон дарит энергию для продолжения жизни, или случаются такие моменты, когда смерть используя сон, забирает к себе жизни людей. Но все же, Тютчев, назвал их близнецами, значит, что-то есть между ними настолько общее, что объединяет их. Это их тёмная энергия.

Смерть – олицетворение конца, конца развития, конца радости, конца горя, конца жизни. А Сон – это всё-таки одна из разновидностей коротких смертей. Ведь пока человек спит, он не развивается, не радуется, не горюет, не живёт.

То есть можно сказать, что он умер, но только на время, с рассветом он снова оживет.

В следующей строфе, автор знакомит читателя с двумя другими божествами: Любовью и Самоубийством. О том, как близко они ходят друг от друга по человеческим жизням. О том, что любовь – это не только радость, но и тяжёлое и горькое горе. Но без этого, любовь не была б так дорога в нашей жизни. Мы не боялись бы потерять её, поэтому не ценили б.

Поэтому Любовь и Самоубийство, имеют “кровный союз”, и своими чарами они окружают людей лишь несколько раз в жизни, и на очень короткое время. И как велика их власть, что только не совершали люди во имя любви. Сколько подвигов было  совершено, но и сколько крови было пролито.

И их порядок – неизменный. Всегда первой идёт Любовь, а после Самоубийство. Но и как в первом сравнении, Сна и Смерти, смерть не всегда выигрывает сражение со сном. Так и здесь, Любовь чаще всего побеждает смерть, в обличии Самоубийства.

Но все же, случаются исключения из правил, и тогда Смерть торжествует.

Стихотворение ” Близнецы” Федора Тютчева показывает сражение жизни и смерти, в разных вариациях.

10 класс, Средство выразительности, кратко по плану

  • Анализ стихотворения Бунина Полевые цветыВ этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.
  • Анализ стихотворения Пастернака Любить иных тяжелый крестПроизведение Б. Л. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…», написанное в 1931 г, адресовано З. Н. Нейгауз – второй жене поэта. В своей возлюбленной он ценил простоту нрава, искренность и бескорыстность. По мнению Б. Л. Пастернака,
  • Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7 классСтихотворение «Ангел» М. Лермонтова является романтическим произведением. Оно относится к раннему периоду творчества поэта, и было создано в 1831 г. В основу легла колыбельная, которую часто напевала ему мать.
  • Анализ стихотворения Пушкина ЖуковскомуЖуковский был другом Пушкина. Они оба были гениями, великими поэтами, признанными при жизни. Может показаться, что раз два человека, наделённых колоссальным поэтическим даром, встретились и общаются, то они обязательно станут если
  • Анализ стихотворения Есенина Край любимый сердцу снятсяЭто знаменитое стихотворение, можно с огромной долей вероятности, отнести к патриотической лирике, так как главная тема, это тема родного края, любимого места поэта, его деревни. Всем поклонникам творчества Есенина, нужно помнить одну особенность,

Источник: https://analiz-stihov.ru/tyutchev/bessonnicza

Презентация по литературе: «Тема бессонницы в поэзии»

Тема бессонницы в поэзии

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по литературе: «Тема бессонницы в поэзии»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Тема бессонницы в поэзии Презентация ученицы 11 «Б» класса гимназии № 405 Екатерины Куянец Учитель: Наталия Всеволодовна Дудкина Санкт-Петербург, 2015

2 слайдОписание слайда:

Сочиняя на сон грядущий, или в его отсутствие, наши поэты использовали разные образы для описания бессонницы. Стараясь передать свои ощущения на бумаге, каждый из них описал бессонницу по-своему.

Но несомненно интересным остается то, что такой недуг как бессонница оказался достоин внимания и оставил свой отпечаток в творчестве А.С. Пушкина, М. И. Цветаевой, А.А Ахматовой и многих других поэтов. Образ бессонницы в русской литературе имеет свою историю.

Многие поэты и Золотого, и Серебряного веков, и нашего времени писали о бессоннице. В творчестве каждого её образ создается по-разному, и в то же время у них можно найти что-то общее.

3 слайдОписание слайда:

«Звёздная ночь» – Винсент ван Гог «Звёздная ночь» (нидерл. De sterrennacht) – картина нидерландского художника Винсента ван Гога, написанная им в июне 1889 года. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

4 слайдОписание слайда:

А.С.Пушкин Знакомец милый и старинный, О сон, хранитель добрый мой! Где ты? Под кровлею пустынной Мне ложе стелет уж покой В безмолвной тишине ночной, Приди, задуй мою лампаду, Мои мечты благослови, До утра только дай отраду Моей мучительной любви. К МОРФЕЮ.

 Впервые напечатано в альманахе «Полярная звезда» за 1824 г.

В лицейской редакции стихотворение называлось «К сну» и начиналось пятью отброшенными впоследствии стихами и другим порядком следующих за ними стихов: В остальном тексте Пушкин только заменил эпитет «грустный» на «страшный».

5 слайдОписание слайда:

«Ирида и Морфей» – Пьер Нарцисс Герен Герен. «Ирида и Морфей», 1811 год Бог сновидений, Морфей может принимать любую форму и являться людям во сне. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает.

Греки почти всегда изображали его в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках, однако на некоторых памятниках искусства он представляется в образе бородатого старца с цветком мака в руке. Морфей обязан следить за снами царей и героев.

роль Ириды – быть вестницей богов, поручения которых она разносит с быстротой ветра по земле, в морские глубины и даже в преисподнюю. Зевс посылает её с кубком набрать воды из Стикса.

6 слайдОписание слайда:

«Стихи, сочиняются ночью во время бессонницы» Мне не спится, нет огня; Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Раздается близ меня, Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье, Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня? Что ты значишь, скучный шепот? Укоризна, или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу… В стихотворении А.С. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» лирическому герою противостоит бессонница, не отпускает его. Он же старается разгадать её сущность.

Выразительные, образные метафоры помогают Пушкину создать картину происходящего вокруг, а точнее – невидимого, но ощущаемого («Спящей ночи трепетанье,//Жизни мышья беготня…»). 

7 слайд 8 слайдОписание слайда:

Антон Дельвиг «К Морфею» Увы! ты изменил мне, Нескромный друг, Морфей! Один ты был свидетель Моих сокрытых чувств, И вздохов одиноких, И тайных сердца дум. Зачем же, как предатель, В видении ночном Святую тайну сердца Безмолвно ты открыл? Дата написания: 1823 год. Стыдливость, ушла с рассветом , но ночь дала ответы на размышления автора.

9 слайдОписание слайда:

 Михаил Врубель.”Кровать” из цикла этюдов “Бессонница”, 1905.

10 слайдОписание слайда:

Ф.И.

Тютчев «Бессонница» Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья, Пророчески-прощальный глас? Тютчев же утверждает: бессонница есть порог смерти, к которому каждый из нас рано или поздно подойдёт, а так как происходит постоянная смена времён и поколений, забвение неизбежно. Отсутствие лирического «я» и конец жизни в стихотворении Тютчева объясняется тем, что, согласно его концепции мира и человека, жизнь – это всего лишь миг, «одно мгновение».

11 слайдОписание слайда:

А.А. Фет В полуночной тиши бессонницы моей Встают пред напряженным взором Былые божества, кумиры прежних дней, С их вызывающим укором. И снова я люблю, и снова я любим, Несусь вослед мечтам любимым, А сердце грешное томит меня своим Неправосудьем нестерпимым. 3 января 1888

12 слайдОписание слайда:

Джеймс Тимоти Глисон Джеймс Тимоти Глисон (22 ноября 1915 – 20 октября 2008) был одним из Австралии «из выдающихся художников». Он был также поэт, критик, писатель и куратор. Он сыграл значительную роль в австралийской художественной сцене, в том числе в обслуживании на борту в Национальной галерее Австралии.

13 слайдОписание слайда:

О. Э. Мендельштам Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся.

  Картины, возникающие в воображении лирического героя, увлекают его и наводят на размышления. На мой взгляд, автор задумывается над тем, что же является смыслом жизни. В итоге он приходит к выводу, что все в жизни подчинено любви.

Бессонница – причастность к далеким событиям, ко всему мировому процессу.

14 слайдОписание слайда:

Картина «Бессонница». Так как глаза героя закрыты, создаётся впечатление, что он всё-таки прибывает в состоянии сна. Неомодернизм

15 слайдОписание слайда:

Анна Ахматова «Бессонница» Где-то кошки жалобно мяукают, Звук шагов я издали ловлю… Хорошо твои слова баюкают: Третий месяц я от них не сплю. Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? Окна тканью белою завершены, Полумрак струится голубой… Или дальней вестью мы утешены? Отчего мне так легко с тобой?   

16 слайд 17 слайдОписание слайда:

М.И.Цветаева Из цикла «Бессонница» В огромном городе моем – ночь. Из дома сонного иду – прочь. И люди думают: жена, дочь, – А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метет – путь, И где-то музыка в окне – чуть. Ах, нынче ветру до зари – дуть Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.

Есть черный тополь, и в окне – свет,   Это путь одинокого человека в ночи; это необычное состояние; это мир контрастов, который открыт не каждому. Марина Цветаева сказала этими словами самое главное: она принадлежала миру «бессонницы» и была неразрывно с ним связана.

Бессонница была великой силой, которая вела её по творческому пути, вдохновляла на новые стихотворения, помогала быть ближе к своей цели: донести до народа то, что переполняло её душу, дать людям понять, увидеть мир, в котором они живут. Обвела мне глаза кольцом Теневым — бессонница.

17 июля 1916. Москва

18 слайдОписание слайда:

И звон на башне, и в руке – цвет, И шаг вот этот – никому – вслед, И тень вот эта, а меня – нет. Огни – как нити золотых бус, Ночного листика во рту – вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам – снюсь.   Это путь одинокого человека в ночи; это необычное состояние; это мир контрастов, который открыт не каждому.

Марина Цветаева сказала этими словами самое главное: она принадлежала миру «бессонницы» и была неразрывно с ним связана. Бессонница была великой силой, которая вела её по творческому пути, вдохновляла на новые стихотворения, помогала быть ближе к своей цели: донести до народа то, что переполняло её душу, дать людям понять, увидеть мир, в котором они живут.

Обвела мне глаза кольцом Теневым – бессонница. 17 июля 1916. Москва

19 слайдОписание слайда:

«Одиночество» – Поль Дельво solitudeПоль Дельво (на французском языке:  [dɛlvo] ; 23 сентября 1897 – 20 июля 1994 года) был бельгийский художник, связан с ссюрреализмом, известный своими картинами (обнаженные женщины).

20 слайдОписание слайда:

Н.М.Рубцов «Бессоница» Окно, светящееся чуть. И редкий звук с ночного омута. Вот есть возможность отдохнуть… Но как пустынна эта комната! Мне странно кажется, что я  Среди отжившего, минувшего, Как бы в каюте корабля, Бог весть когда и затонувшего,   Никола́й Миха́йлович Рубцо́в (3 января 1936, село Емецк, Северный край – 19 января 1971, Вологда) – русский лирический поэт.

21 слайдОписание слайда:

Что не под этим ли окном Под запыленною картиною Меня навек затянет сном, Как будто илом или тиною. За мыслью мысль – какой-то бред, За тенью тень – воспоминания, Реальный звук, реальный свет Едва доходят до сознания. И так раздумаешься вдруг, И так всему придашь значение, Что вместо радости – испуг, А вместо отдыха – мучение…  

22 слайдОписание слайда:

Давид Самойлов «Бессонница» Я разлюбил себя. Тоскую От неприязни к бытию. Кляну и плоть свою людскую, И душу бренную свою. Когда-то погружался в сон Я, словно в воду, бед не чая. Теперь рассветный час встречаю, Бессонницею обнесен.

Она стоит вокруг, стоглаза, И сыплет в очи горсть песка. От смутного ее рассказа. Давид Самойлов русский советский поэт, переводчик. Давид Самойлов – поэт фронтового поколения.

Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт – Википедия

23 слайдОписание слайда:

На сердце смертная тоска. И я не сплю – не от боязни, Что утром не открою глаз. Лишь чувством острой неприязни К себе – встречаю ранний час.

24 слайдОписание слайда:

Источники http://slova.org.ru/ pishi-stihi.ru ru-poetry.ru http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/11/su11.htm http://in-poetry.ru/topic-bessonniytsa.htmll

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-tema-bessonnici-v-poezii-1154522.html

Нервная Система
Добавить комментарий