Психоз режиссер альфред

Смысл фильма «Психо» Альфреда Хичкока

Психоз режиссер альфред
Читай нас в Дзене:

Может ли приличная барышня, поддавшись спонтанному порыву, похитить 40 тысяч долларов и удариться в бега? Запросто, если карты так лягут.

А легли карты так:

  • биологические часики тикают и барышне уже под тридцать, «уж замуж невтерпеж»;
  • разведенный (значит, свободный!) любовник наотрез отказывается «узаконить отношения» и предпочитает унизительные свидания на отельных простынях в обеденный перерыв;
  • пухлые пачки чужих баксов попали в руки и так их и жгут.

И вот уже секретарша риэлтора, безупречно служившая шефу верой и правдой десять лет, присваивает деньги клиента, предусмотрительно меняет автомобиль и мчится — куда глаза глядят.

Такова завязка знаменитого фильм Альфреда Хичкока «Психо».

Белье Марион как маркер порядочности

Фильм — черно-белый, хотя в 1960 году уже вовсю снимали цветные ленты. Почему? По нескольким причинам: экономия средств; деление образного мира киноленты на черное и белое; эстетические соображения.

С экономией все отлично вышло: потрачено всего 800 тысяч на производство, а доход от фильма составил 40 миллионов. С черно-белой трактовкой тоже все понятно. Например, белье Марион до преступления — белое, после присвоения долларов — черное.

То же касается и сумочек героини: белая сумочка скромницы сменяется черной сумочкой воровки с небрежно затолканным пакетом с деньгами.

Взаимоотношения одинокой матери и единственного сына порой принимают уродливую форму: если маменька — из разряда дамочек, априори ненавидящих будущую даму сердца своего сынули.

Разумная мать вовремя отправляет выросшего ребенка в «свободное плавание», а психически неуравновешенная авторитарная мамаша не желает спускать с поводка выпестованное чадо.

Гиперопека порождает два варианта потомков: жестоких бунтарей и вялых маменькиных сыночков.

А как насчет жестокого маменькиного сыночка? Именно с таким экземпляром и сталкивается Марион, когда дождь и усталость загоняют ее в заброшенный мотель. Только она пока этого не знает.

Очень милый владелец сдающихся в аренду двенадцати (почти всегда свободных!) номеров ничем не напоминает своего прототипа из книги Роберта Блоха Psycho, по которой снят фильм. У писателя — тучный и неприятный сынишка в летах, а киношный Норман Бейтс — молодой красавчик и симпатяга.

Наверное, контраст между очаровательной внешностью и дикими поступками героя — еще один взнос в копилку достоинств фильма.

Беседуя с понравившейся постоялицей, Норман и выдает сакраментальную фразу: «Лучший друг парня — это его мама».

Из других реплик хозяина мотеля многое можно понять, он словно дает подсказки девушке, не желая в очередной раз воспроизводить стандартный алгоритм дальнейших событий: «Я родился в западне.

Больше не сопротивляюсь». Однако разгадать смысл его речей можно лишь постфактум, посмотрев фильм целиком.

Знаменитая сцена в ванной

Сцена убийства обнаженной красавицы в ванной стала визитной карточкой фильма и породила множество цитат в других кинолентах. Героиня явно опомнилась, о чем свидетельствуют подсчеты расходов. Она прикидывает, как возместить средства, потраченные из чужих денег, собираясь утром возвращаться обратно в родной город.

Таким же свидетельством возвращения в общество порядочных людей служат струи душа, словно смывающие грех нарушения восьмой заповеди с тела Марион. Она рада не только омовению физическому, но и омовению духовному, улыбаясь своим мыслям. И вот тут-то за полупрозрачной пластиковой занавеской возникает женский силуэт с огромным ножом.

Хичкоку удается соблюсти требования тогдашней строгой цензуры и не показать ничего запретного: ни груди, ни прочих вторичных половых признаков. Только удары ножа, надсадные вопли скрипок и шоколадный сироп, выполняющий роль крови.

Здесь нет безвкусных фонтанирующих потоков кетчупа, к которым приучит потом зрителя Квентин Тарантино, крови в интерпретации Хичкока — всего ничего. Тем и мрачнее картина.

Офтальмологи после выхода фильма забросали режиссера опровержениями. Оказывается, точечные зрачки погибшей героини не отвечают физиологической правде: после смерти значок расширяется. В следующих своих лентах Хичкок внял подсказкам и стал закапывать мертвецам в глаза атропин для расширения зрачка.

Так кто же убийца

Фильм открывает нам правду понемногу. Сначала кажется: да что ж такое, почему мы сразу видим свирепую тетку в халате? Где же загадка? Где же детектив? Где же поиск убийцы? Однако фильм-то с двойным дном.

На поиск девушки и пропавших вместе с ней долларов отправляется частный сыщик, живущий по принципу: «Мы не доверяем людям с честной репутацией».

Несмотря на декларированную бдительность, мистер Арбогаст, забравшийся в дом хозяина, тоже получает удар ножом от мелькнувшей на пару секунд дамы.

К удобству Нормана Бейтса, поблизости есть трясина: там уже покоится автомобиль Марион вместе с ее телом, чемоданом и пачкой баксов, туда же отправляется и любопытный детектив. Вроде бы сын «подчищает» за активной мамашей места преступлений, но так ли это?

Доктор Джекил и мистер Хайд по-хичкоковски

Следующая команда следопытов — сестра и любовник исчезнувшей Марион. Именно Лайла обнаруживает загадочную мать, забравшись в подвал дома на холме. Однако миссис Бейтс оказывается… мумией.

Сынок использовал все свои таланты таксидермиста, чтобы сохранить тело усопшей мамаши в более-менее сносном состоянии. Поскольку на этот раз следователей было двое, удалось обойтись без жертв: Сэм вовремя успевает схватить примчавшуюся в подвал тетку в халате, занесшую громадный ножище над Лайлой. И вот он, сюрприз: не тетка это вовсе, а сам Норман.

Резюмирует всю историю психиатр, побеседовавший с арестованным мистером Бейтсом. Все-то думали, что его мамаша убила десять лет назад своего любовника, а затем покончила жизнь самоубийством. А все обстояло не так. Это сынок, потрясенный «изменой» обожаемой мамочки, лишает жизни и ее, и ее избранника. Десять лет назад никто и не рассматривал такую версию.

А Норман ухитрился закопать пустой гроб, а родительницу — мумифицировать. Более того: так и поверишь в переселение душ — личность матери постепенно просочилась в психику Нормана. Раз предательницы-мамы нет, Норман самолично восстанавливает ее внутри себя.

Именно разговор психически нездорового человека с самим собой на два голоса слышала в самом начале фильма Марион, когда мама якобы запрещала приводить в дом женщину.

Диагноз

Диагноз Нормана звучит так: диссоциативное расстройство идентичности, а по-простому — раздвоение личности. В теле его уживаются два человека: он и мама.

Для заболевания характерно, что когда «включается» одна личность, вторая — «выключается» и не в курсе, что происходит во время ее «отсутствия». Оказывается, убийство Марион — не первое в биографии героя. Были еще две жертвы.

Как только «внутренняя мама» замечает, что сынок заинтересовался дамочкой, она принимает меры и ликвидирует угрозу физически.

Поначалу сын, когда его личность «включается», борется с агрессивными наклонностями матери: видно, как он шокирован и огорчен случившимся, убирая следы после кровавого кошмара в ванной. Однако постепенно более сильная личность в нем берет верх.

В финале герой сидит в заключении, замотанный в плед, от сына в нем осталась только внешняя оболочка. Мама абсолютно овладела телом своего потомка. Ведь Норман твердил о девушке: «Она могла одурачить меня, но не мою маму».

Более сильная личность, которую «невозможно одурачить», полностью заняла территорию.

Источник: https://mnogo-smysla.ru/smysl-filma/smysl-filma-psiho-alfreda-hichkoka/

Психоз (США, 1960): смотреть онлайн фильм – Афиша-Кино

Психоз режиссер альфред

Энтони Перкинс, Вера Майлс, Джон Гэвин, Джанет Ли, Мартин Болсам, Джон МакИнтайр, Саймон Окленд, Фрэнк Альбертсон, Патриция Хичкок, Вон Тейлор, Лурин Таттл, Джон Андерсон, Морт Миллс9

Секретарша торговца недвижимостью Мэрион Крейн (Майлс), прокладывая путь к семейному счастью с бойфрендом (Гэвин), крадет у хозяина $40000 и пускается в бега — только чтобы спустя 40 минут экранного времени угодить из своего детектива в чужой фильм ужасов. В нем действует очаровательный и стыдливый Норман Бейтс (Перкинс), хозяин придорожного мотеля, безраздельно любящий свою мамочку.

Прежде чем покончить с Мэрион под струями самого знаменитого в истории кино душа, Норман заходит в подсобку и через дырочку в стене подсматривает за своей раздевающейся жертвой.

Гас Ван Сэнт в своем блестящем покадровом ремейке 1998 года среди немногочисленных «коррекций» добавил сюда мастурбацию — а зря.

Тут все дело не в импотенции, а в том, как, заместив камерой несчастного импотента, Хичкок сделал нас полноправными соучастниками извращения.

Ведь это только для легковерных он вплел в «Психоз» идиотскую фрейдистскую подоплеку — на самом деле он выводил не историю болезни, а формулу кино.

Для этого он в пору пышных техниколоровских мелодрам и мюзиклов отказался от цвета, выбрал единственный объектив — самый бесстрастный, телевизионный — и с почти порнографической очевидностью идеальной кинематографической пластики доказал, что кино — это не чувства и даже не приключения, а вот оно — оформленный как замочная скважина кадр; безучастный свет; голая блондинка на белом фоне — то ли кафеля, то ли экрана; желание, соединенное со смертью немигающим взглядом извращенца.

9

«Blood, Mother, blood!» © Norman

Cекретарша, мечтающая выйти замуж за уже женатого мужчину, который не торопиться осчастливить ее подобным действием, украла у клиента своего шефа 40 000 долларов и пустилась в бега. В пути ее преследует полицейский, т. к. женщина вызывает у него подозрения. Самое же интересное начинается тогда, когда она останавливается у отдаленного от дороги мотеля на ночлег…

«Психо» (иногда встречается под названием «Психоз» или «Псих») — классический чёрно-белый триллер. Его неоднократно называли лучшим триллером из когда-либо созданных, в том числе и критики. Здесь режиссёр Альфред Хичкок впервые «позвал» зрителя в мотели. В «Психо» в полной мере раскрывается такой художественный приём, как «саспенс».

Совершенно необычным (по тем временам; да и нынче это редкость) в фильме является сюжетный прием, когда главную героиню убивают посередине картины. Следует также упомянуть о том, что сцена убийства в душе стала классикой жанра ужасов и сильно впечатляет и по сей день.

Зрителю уже начинает казаться, что вся интрига пропала: убийство уже совершено, все вроде бы ясно и понятно, осталось только расследование этого жуткого преступления и наказание виновного(ых) в финале.

Это было бы возможно, но только не у Гения Хичкока! В фильме появляются новые персонажи, напряжение снова нарастает.

Фильм черно-белый, и это его плюс (!), не смотря на то, что сегодня в моде скорее «цветная картинка» и тому подобные вещи, нежели чем безупречная актерская игра, отличная режиссура, качественная операторская работа и вообще работа всей съемочной группы в целом. В некоторых местах камера застывает, давая таким образом возможность оценить стильные и выразительные кадры.

Отдельный разговор и об актерах, режиссере и композиторе. Джанет Ли (Мэрион Крейн) великолепна, заслужила свою номинацию на Оскар. Несколько обидно может быть то, что выдвинули ее как актрису второго плана и что этот термин продолжает встречаться по отношению к ней.

Энтони Перкинс… Что тут можно сказать: высший пилотаж, в данном случае действительно «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», т. к. описать его потрясающую игру действительно сложно. Да и остальные действующие лица сыграны очень хорошо. На счет режиссуры: думается, фамилия Хичкок говорит о многом.

Все выполнено на «5+”, изумительно точно и правдоподобно. Гений! А музыка Бернарда Херрманна? Выше всяких похвал, «в тему» фильма. Завораживает.

Ни о каких ремейках и речи быть не может, т. к. после такого оригинального фильма все его копии будут блеклым подражанием.

Награды фильма:- лучший художественный фильм — награда Эдгара По

– лучшая актриса второго плана (Джанет Ли) — Золотой глобус

Фильму уже почти 50 (!) лет, но смотрится он на одном дыхании. Качественное кино, поэтому 5 из 5.

9

1959 год. Канонизированный при жизни Альфред Хичкок находится в лучах славы. В то же время он мается в Голливуде и ищет новый проект, который в лишний раз подчеркнет его гений.

Однажды ему случайно попадается в руки книга «Психо» Роберта Блоха, история маньяка Эда Гейна, которая настолько его поражает, что он хочет, чтобы именно экранизация книги стала его следующим проектом, но студия Paramount отказывается финансировать фильм мастера саспенса. Тогда Хичкок закладывает свой дом и решается начать съемки фильма на собственные деньги.

Основной идеей фильма Альфред выдвигает отношения между сыном и матерью, точнее любовью сына к матери и боязнь ее потерять, так как после смерти отца он чувствует себя в безопасности только рядом с ней, и как скажет позже главный герой: «Лучший друг мальчика — его мама», и её образ будет довлеть над Норманом в течение всего фильма.

Главной идей фильма является непререкаемая любовь сына к матери, которая является для него всем, и после того как у нее появляется любовник, он не в силах это пережить. Норман убивает обоих, отравив их ядом и обыграв все как самоубийство матери и убийство ей ее любовника. Но после ее смерти он понимает, сколько она для него значила, выкрадывает ее труп и мумифицирует его.

Крайняя степень агрессивности вступила в симбиоз с экспрессивным маниакальным тщеславием. Норман одевает мать и садит в кресло качалку у окна, создавая тем самым видимость ее жизни и общаясь с ней как с живой, тем самым с каждым разом отдавая часть себя ей. В конце концов, высушенный труп стал захватывать мысли и чувства Нормана Бейтса.

Он начинает страдать раздвоением личности. Иногда он действительно превращается в свою мать (чисто психологически) и имитирует её жизнь. Он становится беспощадным опасным для окружающих, так как его материнская половина не имела жалости к людям.

Именно мать убивает главную героиню Марион Крейн, считая её патологически опасной для сына, позже, когда Норман приходит в себя и находит труп, то, как верный сын заметает все следы убийства, сбросив труп в машине в болото рядом с отелем.

Когда же сестра Марион Лайла отправляется ее искать вместе с любовником сестры Сэмом и нанимает частного детектива, то мать убивает и детектива, который заходит слишком далеко в расследовании, попав прямиком в дом к Бейтсам.

Когда же за расследования берутся Лайла и Сэм, заселяясь в отель под видом супружеской пары, то понимают, что Норман не тот за кого себя выдает, что под внешностью милого юноши скрыта какая-то тайна и начинают подозревать его в убийстве Марион ради тех денег, которые она украла.

Когда же Лайла оказывается в доме Бейтса, пока того отвлекает Сэм, и находит труп его матери в подвале, то все встает на свои места, а Сэм в то время разоружает Нормана пытавшегося напасть на Лайлу в образе матери.

Позже его материнская часть сознается полиции в убийствах, отрицая свою вину и говоря, что это сделал Норман, что наказанию должен быть подвержен он, а она всего лишь старая женщина, в итоге Нормана после обследования психиатра помещают в лечебницу.

В этом фильме Альфред Хичкок показывает как раз кошмар, который скрыт в повседневной действительности, психоз внешне нормального мира — которого так страшится человек. В «Психо» это ощущение доведено до предела, до того пограничного края, за которым — бездна безумия.

Он показывает на образе Нормана, как человеку не удается пережить то ощущение брошенности, которое глубоко врезается в память ребенку и которое великий режиссер пережил сам в пятилетнем возрасте.

Хичкок заполняет офис мотеля Нормана чучелами птиц, набивка которых является его хобби, философ Жижек считает, что это неспроста и что в хичкоковском мире птицы воплощают стремящееся к обладанию сыном, хищное материнское суперэго.

В связи с этим он приводит наблюдение психолога Кристофера Лэша: «Бессознательные впечатления о матери настолько раздуты, настолько пропитаны агрессивными импульсами, а интенсивность её заботы настолько не соответствует потребностям ребёнка, что в его воображении мать часто предстаёт в образе хищной птицы».

В то же время в фильме есть тонкое чувство черного юмора, которое становится заметней при повторных просмотрах, и без всякого сомнения – это работа мастера. Сам Хичкок подошел к фильму почти как к техническому розыгрышу: он хотел узнать, как среагирует публика, если звезду убить еще в первой катушке на 45 минуте фильма.К «Психо» могут быть претензии, так сказать, тематического плана. Но этот фильм до сих пор остаётся безусловным шедевром кинематографического профессионализма, искусного вовлечения зрителей в игру страха. Черно-белый шедевр Хичкока, в котором он с помощью игры света и тени и скрипок Бернарда Хёррманна, доводит нас до верхних ступеней ужаса, навсегда останется в памяти поколений и меня в частности. Фильм, как пример из учебника, демонстрирует, как нужно манипулировать зрителями. Хичкок показывает это, перемещая внимание зрителя с одного персонажа на другой с ловкостью фокусника. Значение фильма для жанра ужасов переоценить невозможно. Влияние на жанр обусловлено не только персонажем Нормана Бэйтса, но и тем, что Хичкок использовал психологические темы. Казалось бы, «Психо» должна была постигнуть участь некоторых выдающихся картин, растасканных, что называется, по кадрам и даже по ракурсам. Но он по-прежнему увлекает с первых же мгновений, держит в невероятном напряжении и пугает до дрожи. Для меня как для любителя фильмов ужасов, данный фильм навсегда останется в сердце, как тот фильм, который в определенный момент поменял мое отношение к вроде как подростковому жанру и показал, как можно с помощью небольшого бюджета, но большого таланта снять шедевр.

9

Бессмертная классика, однако. И пусть во времена Хичкока еще не были выдуманы спецэффекты и большая часть приемов-скримеров, за которые люди любят современные ужастики, этот фильм все-таки до сих пор один из лучших.

Безупречно стильный, безупречно выверенный сюжет, восхитительная атмосфера – не ужаса, нет, но какого-то тяжелого предвкушения чего-то плохого.

Причем в отличие от большинства современных ужастиков, построенных на контрасте (беззаботные веселые герои вдруг попадают в переделку), фильм держит в напряжении с самого начала, еще до того, как героиня покидает город с крадеными деньгами. Одно слово – Хичкок.

9

Сюжет “Психо” становится известен зрителю чаще всего еще задолго до того, как он, наконец, доберется до просмотра этой картины, ставшей культовой: ее растащили на киноучебники и образцовые сцены.

И тем интереснее на этом примере наблюдать за тем, как со временем из массы фильмов выкристаллизовывается Кино с большой буквы: даже через столько прошедших лет, даже после известной заранее развязки оно продолжает завораживать и держать в напряжении зрителя, повидавшего многое.Хичкок, конечно, мастер, и этим все сказано.

Я испытываю что-то вроде сожаления о тех временах, когда снимали такое кино – на протяжении всей ленты оставаясь в рамках жанра, но при этом не ограничивая себя ни в художественности, ни в прочих составляющих хорошего фильма.

Сильная и тревожная музыка, во многом создающая ту самую атмосферу саспенса, графичность черно-белого кадра, подчеркнутая игрой света и тени, актеры, красивые и талантливые одновременно (когда это перестало быть нормой?) – этот фильм стоит смотреть хотя бы ради того, чтобы получить эстетическое наслаждение от сочетания всего этого.И да, пара моментов, отмеченных просто так. Во-первых, багажники – в нынешние седаны впихнешь разве что чемодан, труп туда уже не поместится. Во-вторых, улыбка Нормана – я затаила дыхание и отмотала назад, чтобы пересмотреть еще раз, вдруг, почудилось? Нет, все верно. В момент смены плана улыбающегося с закрытым (!) ртом Нормана на финальный план болота гениальный Хичкок поставил зубы – едва просвечивающий оскал черепа, появляющийся на мгновение и в сочетании с пронизывающим взгядом сумасшедшего отправляющий вниз по спине легкий холодок вдоль позвоночника.

Что тут еще сказать?

5

Фильм не пугает. То “напряженное ожидание чего-то ужасного”, о котором часто пишут в связи с “Психо” и творчеством Хичкока вообще, есть чуть-чуть только в самом конце. Поэтому я бы не сказал что это фильм ужасов, просто триллер.

Концовка действительно неожиданная.

Один из фильмов, в котором замечаешь музыку и она к месту. Музыка в какой-то степени вытягивает фильм.

3 из 5, скучновато.

Информация предоставлена компанией «Каравелла DDC»Девушка, недовольная романом с разведенным мужчиной, уделяющим ей внимание только наездами, крадет на работе крупную сумму денег и в спешке бежит из города. В мотеле, где она остановилась на ночь, ей приходится столкнуться с его молодым владельцем…

Источник: https://www.afisha.ru/movie/175360/

Рецензия к фильму

Психоз режиссер альфред

» Психо » Все рецензии пользователей » Рецензия пользователя

«Лучший друг мальчика — его мама» (Норман Бейтс) Фильмы о проблемах человеческой души во все времена остаются самыми востребованными у любителей кино. А приём раскрытия и препарирования темы раздвоения личности популярен как никакой другой и используется в абсолютно противоположных жанрах – от добрых комедий: «Я, снова я и Ирэн» до остросюжетных триллеров: «Бойцовский клуб», «Первобытный страх», «Идентификация», «Цвет ночи» и других. Но особое место среди прекрасных фильмов, представителей различных жанров на эту тему, вершину айсберга или звезду на новогодней ёлке, занимает хоррор Альфреда Хичкока «Психо», снятый в 1960 году. Он занимает первое место в жанре ужасов многие годы, восхищая и пугая уже несколько поколений зрителей. Режиссёры учатся снимать триллеры, изучая творение мастера. А знаменитая сцена убийства в душе стала учебным пособием и эталоном новаторства. Фильм намеренно снят чёрно-белым, так как Хичкок думал, что история будет выглядеть слишком страшной и кровавой. Да и проблемы с финансированием сыграли свою роль. Экономия бюджета заставляла режиссёра ухищряться и даже сыграть в крошечном эпизоде (человек в ковбойской шляпе). Но “Психо” – не исключение, Хичкок постоянно появлялся в камео в собственных фильмах. Он вообще слыл большим оригиналом. Что происходит в голове у некоторых людей? Можно ли разобраться во всех сложностях психики? Альфред Хичкок и сам был фигурой неоднозначной и сложной – может потому и чувствовал так тонко эти грани. В детстве отец запер его на 10 минут в камере полицейского участка за непослушание – урок запомнился на всю жизнь. Он всю жизнь боялся полицейских. А также всего, что имеет овальную форму (даже яиц) – знаменитый режиссёр страдал овофобией. Хичкок вообще был странной личностью – одни им восхищались, другие говорили, что он невыносим в общении. Выпив чаю, он бросал бокал через плечо и радовался, когда раздавался звон – так он снимал стресс. Или развлекался, кто его знает. Хичкок был мастером на каверзные шутки – мог подложить гостям подушечки с особым звуком или пригласить на маскарад – и когда остальные гости танцевали в смокингах – смущённый и злой обманутый гость (отец писательницы Дафны дю Морьё) ходил, как клоун, в костюме султана. Мог притвориться маньяком-поклонником (или и был отчасти таковым?) и писал актрисе (Вере Майлз) письма, соответствующего содержания, приложив чёрные розы. Такой он был – сэр Альфред Джозеф. Хичкок был педантичен до кончиков пальцев. Но в этом были и плюсы – прежде чем начать снимать фильм, он уже до мелочей представлял каждую сцену, рисовал эскизы и делал раскадровку каждого эпизода. Знаменитый мотель Бейтсов был проработан этаж за этажом. Всё здесь имело своё значение, каждая деталь интерьера. Здание старого дома на холме является (на мой взгляд) одним из главных действующих лиц зловещей истории, наравне с музыкой Бернарда Херрманна, услышав которую, Хичкок даже изменил свой первоначальный план – сделать сцену в душе в полной тишине. Тревожная музыка заполнила пространство и время, чем способствовала успеху восприятия картины у зрителя. Начинается фильм как обычный классический детектив – ничего особенного. Девушка крадёт большую сумму денег. Вместо того чтобы сдать 40 тысяч долларов в банк – она убегает из города. Ночь застаёт её в дороге и заставляет искать ночлег. Последний приют в её короткой жизни. На роль Мэрион пробовались несколько «хичкоковских блондинок» (да, да -есть такой термин – высокие, стройные, с холодной, строгой красотой) – Ширли Джонс, Лана Тёрнер и Марта Хайер. Но победила всех Джанет Ли. Она и поехала навстречу “приключениям”. Никто в те годы не подозревал, какие обороты набёрет действие. Всё держалось в строжайшем секрете. Даже из экземпляров сценария артистов был убран финал. Хичкок тайно купил права на роман Роберта Блоха «Психоз» (картина является экранизацией) и постарался максимально выкупить тираж книг из магазинов – так берёг интригу. И добился своего. Трансформация Нормана Бейтса из симпатичного, приветливого паренька в грозного маньяка-убийцу имела эффект взорвавшейся бомбы и повлияла на неискушённого зрителя тех лет. Некоторые особо впечатлительные девушки даже боялись принимать душ после просмотра фильма, Хичкоку приходили письма -жалобы от родственников бедолаг. Другим казалось, что экран залит красной кровью – хоть фильм черно-белый! Люди бывают такие эмоциональные… Вот и несчастный, больной Норман Бейтс – борется с эмоциями и фобиями. Он любит свою маму, занимается таксидермией и живёт в своём придуманном мире, изредка выбираясь из мира грёз. Образ властной матери поработил и постепенно заполнил его целиком, подменив личность. Энтони Перкинс придал своему герою максимальное обаяние и привлекательность. Но именно заслуга Хичкока в том, что мы знаем Нормана таким – молодым и симпатичным. В романе Блоха Норман – толстый, низкорослый и в возрасте. Но я рада, что Норман именно такой, как в фильме – тем глубже пропасть между его “Я” и неожиданнее его безумие. И жалко его всё равно, хоть финальные кадры ленты не оставляют надежды – от личности самого Нормана уже ничего не осталось. Его взгляд пробивает все заслоны в душе и «дарит» мрачность одержимости. Не зря образ Нормана Бейтса занимает почётное второе место злодея (на 1-ом – Ганнибал Лектер) в сотне лучших героев и злодеев в рейтинге Американского института киноискусства. Он опередил даже Дарта Вейдера, хоть многочисленные фанаты саги, конечно, с этим не согласятся. Всё же масштабы личности и совершённых злодеяний совершенно разные. В фильме «Психо» Норман Бейтс предстаёт перед зрителем уже сформировавшимся Злом. Как и что привело его психику к гибели осталось за кадром. Но кому интересно, можно посмотреть сериал «Мотель Бейтсов». Редкий пример великолепного приквела. На моей памяти всего несколько таких удачных попаданий, как говорят, в 10-ку. Кроме названного выше, конечно, приквелы к знаменитой саге «Звёздные войны». Сотый раз смотрю и каждый раз заново переживаю глядя, как личность Энакена порабощается тёмной Силой и он на наших глазах превращается в могучего и бессердечного Дарта Вейдера. Другой пример – фильм «Нечто» 2011 года. Он безукоризненно стыкуется с оригиналом 1982 года. Собака бежит по снежному полю, в неё безуспешно стреляют с вертолёта… Но я отвлеклась, извините. Итак «Мотель Бейтсов». В приквеле Норман (в талантливом исполнении Фредди Хаймора) и его мама Норма (прекрасная Вера Фармига) только заселяются в пресловутый старый дом. Спасибо создателям сериала – они очень бережно отнеслись к созданию интерьеров и образов. Дом, такой запомнившийся после классического фильма Хичкока, был воссоздан до мельчайших деталей. Коридоры, лестницы, общий вид – как будто попадаешь в 60-ые… Взгляд Нормана -Хаймора с каждой серией всё больше напоминает Нормана – Перкинса. Тот же мрак безумия в глазах. Чёрная бездна. Наблюдать, как человек сходит с ума очень страшно. Не дай Бог никому. Потому что никто не застрахован от недуга. И так ли уж нормален мир, в котором мы все живём? Не способствует ли обстановка вокруг тому, что полностью здоровых уже почти и не осталось? И что такое «нормальность» в чистом виде. Какие грани и критерии отделяют нас друг от друга. Сильный выдержит, а кто-то, как Норман, уйдёт от действительности в свою, “иную” реальность. Его больной мозг «защитил» себя и маму, как смог. Конечно, его жертвам от этого не легче. И я хочу ненавидеть его всем сердцем, но не могу. Эпилог. Так хочется иметь машину времени и «дозированный стиратель памяти». Вернуться в прошлое, заглянуть в будущее, путешествовать по годам и странам. Снова и снова как в первый раз смотреть любимые фильмы. Вот я в 1960 году, иду в красивом платье на премьеру фильма “Психо». Интересно, понравится мне фильм или это очередная одноразовая пустышка? Будет ли мне страшно? P.S. “Нет ничего страшнее закрытой двери.” (Альфред Хичкок)

“Рецензия для конкурса KNShop”

Angelina   (всего рецензий: 9, средняя оценка: 9.63)

26.11.2017

3423

Оценка читателей: 9,78 из 10 ( 18)

Подписывайтесь на канал KinoNews.ru в Яндекс.Дзен, чтобы оперативно следить за нашими новостями.

Источник: https://www.kinonews.ru/userreview_1684/

Нервная Система
Добавить комментарий