Намедни ночью бессонница

Моцарт и сальери

Намедни ночью бессонница

Комната.

Сальери

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.

Родился я с любовию к искусству;
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался — слезы
Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды.

Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.

323

Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять еще о славе.
Нередко, просидев в безмолвной келье
Два, три дня, позабыв и сон и пищу,
Вкусив восторг и слезы вдохновенья,
Я жег мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
Пылая, с легким дымом исчезали.

Что говорю? Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним
Безропотно, как тот, кто заблуждался
И встречным послан в сторону иную?
Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людей
Нашел созвучия своим созданьям.
Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном.
Нет! никогда я зависти не знал,
О, никогда! — нижѐ, когда Пиччини
Пленить умел слух диких парижан,
Нижѐ, когда услышал в первый раз
Я Ифигении начальны звуки.
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. — О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —

324

А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

Входит   Моцарт.

Моцарт

Ага! увидел ты! а мне хотелось
Тебя нежданной шуткой угостить.

Сальери

Ты здесь! — Давно ль?

Моцарт

      Сейчас. Я шел к тебе,
Нес кое-что тебе я показать;
Но, проходя перед трактиром, вдруг
Услышал скрыпку… Нет, мой друг, Сальери!
Смешнее отроду ты ничего
Не слыхивал… Слепой скрыпач в трактире
Разыгрывал voi che sapete 1). Чудо!
Не вытерпел, привел я скрыпача,
Чтоб угостить тебя его искусством.
Войди!

Входит   слепой старик  со скрыпкой.

   Из Моцарта нам что-нибудь!

Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет.

Сальери

И ты смеяться можешь?

Моцарт

         Ах, Сальери!
Ужель и сам ты не смеешься?

Сальери

            Нет.
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,

325

Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошел, старик.

Моцарт

      Постой же: вот тебе,
Пей за мое здоровье.

Старик уходит.

      Ты, Сальери,
Не в духе нынче. Я приду к тебе
В другое время.

Сальери

      Что ты мне принес?

Моцарт

Нет — так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две, три мысли.
Сегодня их я набросал. Хотелось
Твое мне слышать мненье; но теперь
Тебе не до меня.

Сальери

         Ах, Моцарт, Моцарт!
Когда же мне не до тебя? Садись;
Я слушаю.

Моцарт

      Представь себе… кого бы?
Ну, хоть меня — немного помоложе;
Влюбленного — не слишком, а слегка —
С красоткой, или с другом — хоть с тобой,
Я весел… Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое…
Ну, слушай же.

326

Сальери

      Ты с этим шел ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрыпача слепого! — Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Сальери

      Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.

Моцарт

      Ба! право? может быть…
Но божество мое проголодалось.

Сальери

Послушай: отобедаем мы вместе
В трактире Золотого Льва.

Моцарт

            Пожалуй;
Я рад. Но дай схожу домой сказать
Жене, чтобы меня она к обеду
Не дожидалась.

Сальери

      Жду тебя; смотри ж.
Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой….
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;

327

Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше.

Вот яд, последний дар моей Изоры.

Осьмнадцать лет ношу его с собою —
И часто жизнь казалась мне с тех пор
Несносной раной, и сидел я часто
С врагом беспечным за одной трапезой,
И никогда на шепот искушенья
Не преклонился я, хоть я не трус,
Хотя обиду чувствую глубоко,
Хоть мало жизнь люблю. Все медлил я.

Как жажда смерти мучила меня,
Что умирать? я мнил: быть может, жизнь
Мне принесет незапные дары;
Быть может, посетит меня восторг
И творческая ночь и вдохновенье;
Быть может, новый Гайден сотворит
Великое — и наслажуся им…

Как пировал я с гостем ненавистным,
Быть может, мнил я, злейшего врага
Найду; быть может, злейшая обида
В меня с надменной грянет высоты —
Тогда не пропадешь ты, дар Изоры.
И я был прав! и наконец нашел
Я моего врага, и новый Гайден
Меня восторгом дивно упоил!
Теперь — пора! заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы.

Особая комната в трактире; фортепиано.

  Моцарт    и    Сальери    за столом.

Сальери

Что ты сегодня пасмурен?

Сальери

Ты верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
Обед хороший, славное вино,
А ты молчишь и хмуришься.

Моцарт

            Признаться,
Мой Requiem меня тревожит.

Сальери

            А!
Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?

Моцарт

Давно, недели три. Но странный случай…
Не сказывал тебе я?

329

Моцарт

            Так слушай.
Недели три тому, пришел я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего — не знаю,
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашел и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой.

Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать — и с той поры за мною
Не приходил мой черный человек;
А я и рад: мне было б жаль расстаться
С моей работой, хоть совсем готов
Уж Requiem.

Но между тем я…

Моцарт

Мне совестно признаться в этом…

Моцарт

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит.

Сальери

   И, полно! что за страх ребячий?
Рассей пустую думу. Бомарше
Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти “Женитьбу Фигаро”».

330

Моцарт

Да! Бомарше ведь был тебе приятель;
Ты для него «Тарара» сочинил,
Вещь славную. Там есть один мотив…
Я все твержу его, когда я счастлив…
Ла ла ла ла… Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?

Сальери

Не думаю: он слишком был смешон
Для ремесла такого.

Моцарт

         Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?

Сальери

Ты думаешь?

      Ну, пей же.

Моцарт

         За твое
Здоровье, друг, за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.

Сальери

            Постой,
Постой, постой!.. Ты выпил… без меня?

Моцарт

Довольно, сыт я.

      Слушай же, Сальери,
Мой Requiem.

      Ты плачешь?

331

Сальери

         Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг,
Как будто нож целебный мне отсек
Страдавший член! Друг Моцарт, эти слезы…
Не замечай их. Продолжай, спеши
Еще наполнить звуками мне душу…

Моцарт

Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.

Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.
Не правда ль? Но я нынче нездоров,
Мне что-то тяжело; пойду засну.

Прощай же!

Сальери

   До свиданья.

         Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы — и не был
Убийцею создатель Ватикана?

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 4. Евгений Онегин, драматические произведения.

© Электронная публикация — РВБ, 2000—2020. Версия 6.0 от 1 декабря 2019 г.

Источник: https://rvb.ru/pushkin/01text/05theatre/01theatre/0839.htm

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Намедни ночью бессонница

Упражнение 269 (повторительное). Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

I. 1. Намедни ночью бессонница моя меня томила и в голову пришли мне две-три мысли (П.). 2. Принес он смертную смолу да ветвь с увядшими листами (П.). 3. Все ее гнали и никто не замечал (Я.). 4. Еще одна минута объяснения и давнишняя вражда готова была погаснуть (Г.). 5. Плохо ли вам было у Плюшкина или просто по своей охоте гуляете по лесам да дерете прохожих? (Г.). 6.

У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Г.). 7. У судьи губы находились под самым носом и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было (Г.). 8. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр (Г.). 9.

Во сне ль все это снится мне или гляжу я в самом деле на что при этой же луне с тобой живые мы глядели? (Тютч.). 10. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Акс.). 11. Вдали поле с рожью точно горит огнем да речка блестит и сверкает на солнце (Гонч.). 12. Но вот опять хлынули играющие лучи и весело и величаво поднимается могучее светило (Л.).

13. Берег обрывом спускался морю почти у самых стен лачужки и внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны (Л). 14. Он на вопрос не отвечал и с каждым днем приметай вял и близок стал его конец(Л.). 15.

В такие дни жар бывает иногда весьма силен иногда даже парит по скатам полей но ветер разгоняет раздвигает накопившийся зной и вихри-круговороты несомненный признак постоянной погоды высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню (Т.). 16.

Лишь изредка в близкой роще с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит едва колеблемый набежавшей волной (Т.). 17. Бесчисленные золотые звезды казалось тихо текли все наперерыв мерцая по направлению Млечного Пути и право глядя на них вы как будто смутно чувствовали сами стремительный безостановочный бег земли (Т.). 18.

Звезды уже начинали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском (Т.). 19. Ты всегда был строг ко мне и ты был справедлив (Т.). 20. Выспится Саша поднимется рано черные косы завяжет у стана и убежит и в просторе полей сладко и вольно так дышится ей (Я.).
II. 1.

Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума а именно для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (С.-Щ.). 2. Я ему верю да суд-то ему на слово не верит (Дост.). 3. Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки (Григ.). 4.

И действительно как бы в подтверждение их ожидания в середине их разговора влево от дороги послышался бодрящий красивый звук винтовочного выстрела и пулька весело посвистывая пролетела где-то в туманном воздухе и щелкнулась в дерево (Л. Т.). 5. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Т.). 6.

Все лица нахмурились и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова (Л. Т.). 7. С утра был туман но к завтраку погода разгулялась и солнце блестело и на только что распустившейся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки видневшейся налево от пороги (Л. Т.). 8.

Прощание с приятелями растрогало Оленина и ему стала вспоминаться вся последняя зима проведенная в Москве и образы этого прошедшего перебиваемые неясными мыслями и упреками стали непрошено возникать в его воображении (Л. Т.). 9. Ученье и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато (Ч.). 10.

Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук (Ч.). 11. Она мне нравилась все больше и больше я тоже по-видимому был симпатичен ей (У.). 12. Вавила бросил что-то в костер притоптал и тотчас же стало очень темно (Ч.). 13.

Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов кричал ли во дворе павлин или кашлял кто-нибудь в передней всем невольно приходило на ум, что Михаил Ильич серьезно болен (Ч.). 14. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь (Ч.). 15. Когда Аню провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.). 16. Я видел только верхушку лозняка да извилистый край противоположного берега (У.). 17. Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма (Кор.). 18. Мгновение и все опять тонуло во мраке (Кор.). 19. На равнинах перерезанных кое-где оврагами лежали утопая в садах села и кое-где по горизонту давно запаханные и охваченные желтыми нивами рисовались высокие могилы (Кор.). 20. Треск разрываемой рубахи — и Гаврила лежал на песке безумно вытаращив глаза (М. Г.).

III. 1. В окна с улицы лился глухой шум и летела пыль (М. Г.). 2. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью (М. Г.). 3.

В давно забытые времена быть может так же на кургане чернела конная фигура и носился орлиный клекот и рыскал степной зверь и смутно волновался седой ковыль и вольно над степным простором неслись победные гортанные крики (Сераф.). 4. Последние тени сливались да мгла синела да за курганом тускнело мертвое зарево (Сераф.). 5.

Как будто кто-то задумчиво без слов пел и не было слышно голоса и только представлялась потонувшая в ночной синеве река и костер и смутный обрыв и в темной глубине чуть зыблемые звезды (Сераф.). 6. Сквозь грохот слышался иногда дикий вскрик да вместе с комьями рванувшейся земли взлетало тележное колесо и дымящаяся солдатская шинель (А. Н. Т.). 7.

Решение Лих сняло с его сердца камень да и весь дом сразу ожил, точно от ниспосланного мира (Фед.). 8. По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми легкими и пятна солнца прорвавшиеся сквозь листву на столики освещали около недопитых стаканов, неподвижно лежащие длиннопалые руки (Фед.). 9. По крыше выложили жесть и дом готов и крыша есть (Маяк.).

10. В два пальца по-боцмански ветер свистит и тучи сколочены плотно. И ерзает руль и обшивка трещит и забраны в рифы полотна (Багр.). 11. Ровный мягкий свет струился по опавшей листве и яблони отсвеченные по краям стояли у окна странные и золотые (Фад.). 12.

Иногда после слабенького отрывистого выстрела [в тире] слышался звон разбитой бутылки или начинал шуметь механизм движущейся мишени (Кат.). 13. Мы спустились с горы и въехали в село (Фурм.). 14. В такие ночи даже широко раскрытые зрачки не могут одолеть темноты и люди движутся ощупью вслепую рискуя в любой канаве свернуть голову (Н. О.). 15.

Бело вспыхнула молния и ворон уронив горловой баритонистый клекот вдруг стремительно ринулся вниз (Шол.). 16. Конь глухо звякая подковами по устилавшим дно колышкам на ходу потянулся было пить но всадник заторопил его и конь екая селезенкой выскочил на пологий берег (Шол.). 17. То ли шелест колоса трепет ветерка то ли гладит волосы теплая рука (Сурк.).

18. Короткая команда пущенные на полный ход моторы стремительно с ближней дистанции торпедный залп и с одним немецким транспортом а через пятнадцать секунд со вторым было покончено (Сим.). 19. Ржавеют в арсеналах пушки зато сияют кивера (Сим.). 20. То тут то там легонько шелестел ручеек и вздыхал оседая оттаявший за день крупитчатый снег

(Полев.).

Для справок.

I. Запятая ставится между частями сложного предложения, связанными союзами с о е д и н и

т е л ь н ы м и (и, да в значении «и»), п р о

т и в и н и т е л ь н ы м и (однако, же, зато, а то, а не то), р а з д е л и т е л ь н ы м и (или, либо, то… то, не то… не то), п р и с о е д и н и т е л ь н ы м и (да, да и, причем, притом), п о я с н и т е л ь н ы м и (то есть, а именно).

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами и, да в значении «и» лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой), например: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уж был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента (Г.); Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживая по этой своей квартире; а она видела во всем одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость (Ч.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду (Ч.).

II. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире, например: Я спешу туда ж — а там уже весь город (П.); Один прыжок — и лев уже на спине буйвола (Купр.).

III. Запятая перед союзами и, да (в значении), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится:

а) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член,например: В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги;

б) если части сложносочиненного предложения имеют общее придаточное предложение, например: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой;

в) между двумя назывными предложениями, например: Прогулка в лесу и катанье на лодках;

г) между двумя вопросительными предложениями, например: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?

д)Запятая не ставится также между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых, например: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.

Запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное предложение, если эти части соединены повторяющимся союзом, например: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

Стилистика

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Упражнение 360. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 3.

Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.6. Волчиха осторожно пробиралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома. 7.

Мы посетили выставку, на которую нам посоветовали сходить и посвященную творчеству Горького. 8. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу. 9.

На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 10, Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_382752_znaki-prepinaniya-v-slozhnosochinennom-predlozhenii.html

Нервная Система
Добавить комментарий