Медицина пророка бессонница

Без сомнения, Мухаммад, мир ему и благословение, лучший из людей, оставил нам достаточное руководство. Оно касается всех сфер нашей жизни, в том числе и того, как заботиться о своем здоровье. Не считая конкретных примеров лечения и профилактики тех или иных болезней, он так же оставил нам общие принципы, касающиеся сохранения здоровья и его восстановления.

Их кратко можно описать следующим образом:

Первый принцип и самый главный: упование на Аллаhа
. Мы надеемся на Его всеобъемлющую милость и щедрость, надеемся на крепкое здоровье и долголетие.

С крепким здоровьем мы можем сделать больше благих дел, помочь большему количество людей, больше возвысить истину.

А если Он посредством наших стараний о здоровье одарит долгой жизнью, мы можем стать ближе к Нему и Его довольству.

В стремлении к здоровью и долголетию нет ничего предосудительного: в сборнике Ахмада передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:

«О ‘Аббас! О дядя Пророка! Проси у Аллаха благополучия (здравия) в этой жизни и в той!». Там же, передается также от Абу Бакра ас-Сыддика: «Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
“Просите у Аллаха убежденности и здравия, так как никому не давалось блага лучше, чем убежденность и здравие”».

Так же, передается: Абдуллах ибн Буср сказал, что некий бедуин спросил Пророка, мир ему: «Кто из людей лучше?». Он ответил: «Те, которые живут долго и творят благие дела». (Ат-Тирмизи; Ахмад).и

«Тот, кто желает изобилия в достатке и долгой жизни, пусть поддерживает родственные связи».

(аль-Бухари, 5986 и Муслим, 2557).

Второй принцип и не менее важный: смирение.
Каким бы ни было Его решение относительно нас, в болезни и здравии, мы благодарны Аллаhу за его дары.

Будь то награда здоровьем уже в этом мире, возвышающее в степенях испытание или очищающее нас для последней жизни наказание.

Не ограничиваясь этим мы совершаем причины, чтобы быть здоровыми – молимся Ему об этом, поддерживаем родственные связи, избавляем души от печали и сожалений, обращаемся к врачам и лекарствам.

Третий принцип: умеренность.
В старании долго жить или быть здоровым, т.е. не доводить до фанатизма, как поступают некоторые из нас. Умеренность в пище, еде и других занятиях, чтобы вред от дозволенного не превосходил пользу от него.

Сюда можно включить и избегание запретного, потому что нет в религии запретов, кроме как для избежания вреда.

Так же можно перечислить здесь и умеренность в лекарствах – ограничение наименее вредным, потому что, как известно, разница между ядом и лекарством лишь в количестве, а во многих лекарствах есть и побочные эффекты и возможны передозировки.

Четвертый: обращение к наиболее сведущим людям.
Под этими словами мы подразумеваем, что нужно обращаться к специалистам в медицине при болезни, относительно лечения которой нет указаний в сунне посланника, мир ему и благословение, и праведных предшественников или если эти указания устарели.

Мы не имеем в виду, что слова Мухаммада, мир ему и благословение, или саляфов могут устареть, а только хотим сказать, что некоторые болезни или микроорганизмы, их вызывающие, развиваются, а лекарства устаревают. Это значит, что при серьезных болезнях нам нужно не искать лечение в интернете или книгах. Подобное становится причиной слабости мусульман.

Нужно обращаться к врачам, которые обладают в этом знаниями:

Упоминается в сборнике Малика, что Заид бин Аслам сказал: «Как-то, одному нанесена была рана, которая потом стала наливаться еще при Пророке кровью.

После чего было послано за двумя из Бани Анмара, которые стали его обследовать и пояснять свои действия, что Пророк интересовался (прежде) тем, кто сведущ (искусен) в медицине.

Когда у него спросили: “Разве есть в этом (медицине) толк (разница)?” Пророк отвечал: “Тот, Кто ниспосылает исцеление, есть Тот, Который ниспослал его недуг”». Отсюда следует вывод, что во всем следует искать умения более искусного и компетентного, как делал это нам пример и проводник.

Конечно, если есть возможность не покупать лекарств, то лучше не покупать, а потратить деньги на лучшее. Если есть возможность не принимать то, что кроме лечения может приносить и вред, то лучше не делать этого. Если можно ограничиться безопасным средством, таким как мед или тмин, это лучше и приятней.

Болезнь, если это возможно, лучше предупредить посредством правильного питания и профилактики натуральными средствами из сунны, нежели затем подолгу лечиться. Однако мусульмане зашли в этом в крайность. Многие решили, что в оставлении специалистов в медицине есть благо, что в оставлении проверенных лекарств есть благо, что тмин, мед и подобное являются панацеей.

Это все, конечно же, является ошибкой, по нескольких причинам:

  1. Медицина развивается.
    Развиваются и болезни и лекарства для них. Например, многие микробы и вирусы – возбудители болезней – со временем, становятся невосприимчивыми к антибиотикам и противовирусным средствам. Потому медики совершенствую эти средства и так нужно делать постоянно. Нет смысла думать, что протимикробное средство тысячелетней давности все еще эффективно (хоть это и возможно).
  2. Неверная или своевольная трактовка хадисов.
    Известны шарх хадисов про лечение от ученых, таких как Ан-Навави, Ибн Къайим, Ибн Усаймин. Но многие современные “специалисты по пророческой медицине и лечению по сунне” были замечены в вольной трактовке текстов, что дошло до абсурда. Да наставит нас всех Аллаh, не будет рассказывать об этом, просто призовем обращаться в каждом деле к специалистам в этом деле. В толковании аятов и хадисов – к муфасирам и мухаддисам, а в медицине – к врачам, которые получали в этом знания.
  3. Медицина – бытовой вопрос.
    Значит, посланник Аллаhа, мир ему и благословение, мог ошибаться, как ошибся, например, в том известном случае, про обрезание деревьев. Медицина не часть пророчества, а Мухаммад, мир ему и благословение, человек, потому это не является унижением его достоинства или неуважением к нему и его посланию. Хотя нам, пока, неизвестно, чтобы он ошибся в этом вопросе, но сунной в этом вопросе является обращение к специалисту, как сказано в хадисе, приведенном выше.

Какие выводы можем сделать из сказанного и какие советы хотим дать нашим братьям и сестрам, а так же всех хорошим людям:

  1. От всякой болезни есть излечение: “Не ниспослал Аллах болезни какой-либо, не дав от нее излечения”. (Бухари; Муслим). Поэтому не отчаивайтесь, какой бы болезнью не испытывал вас ваш господь.
  2. В вопросах здоровья и лечения нужно обращаться к специалистам в ней, как это делал сам посланник, мир ему и благословение.
  3. Термины “пророческая медицина”, “медицина пророка”, “исламская или мусульманская медицина” и “лечение по сунне” подразумевают принципы здоровой жизни, избавления от болезней души и тела, но не бойкот врачей и лекарств, не поиск панацеи в словах лучшего из людей. Эти термины могут иметь ограничительный характер, такие, как оставление лечения запретным и нежелательным, например свиным, медвежьим жиром, прижиганиями и тому подобным.
  4. Когда мы узнаем, что слова Посланника, мир ему и благословение, подтвердились современной наукой – мы радуемся, но если медицина делает более эффективные средства, то пользуемся ими и уповаем на Аллаhа.
  5. В медицине и современных лекарствах, есть благо. Часто бывает и вред. Принципы пророческой медицины помогают нам избежать многого вреда, но не заставляют нас ограничиваться старыми знаниями, в замен которых пришли более актуальные.

Напоследок хотим поделиться словами Имама Аш-Шафи'и:

“Я не знаю более священной науки, после науки о халяле и хараме, чем наука о медицине.”

Источник: https://beeko.ru/blog/sunna/lechenie-po-sunne-prorocheskaya-meditsina/

Медицина Пророка ﷺ

Медицина пророка бессонница

Медицина Пророка ﷺ или исламская медицина – это лечение по сунне, которое основывается на том, что передано от Пророка Мухаммада ﷺ, будь это коранические аяты или пророческие хадисы.

К лечению относится всё то, что описывал Пророк (мир ему и благословение), отвечая на вопросы сподвижников об излечении от недугов. Медицина Пророка ﷺ объединяет в себе всё то, что связано со здоровьем человека в течение жизни касательно его пищи, питья, жилья, женитьбы и так далее.

Медицина Пророка ﷺ содержит в себе законодательство, касающееся вопросов лечения, осуществления медицинской практики, ответственности врачей с точки зрения Ислама.

Учёные, занимающиеся составлением сборников хадисов, составляли отдельные разделы под названием «Раздел медицины», собирая в нём высказывания Пророка (мир ему и благословение), касающиеся темы исламской медицины. Первым это сделал имам Малик в своём сборнике хадисов «аль-Мувата». Подобно имаму Малику, это сделали имам аль-Бухари, затем имам Муслим и другие собиратели хадисов.

Первым, кто составил отдельную книгу о медицине Пророка (мир ему и благословение), по словам историков, был Али ар-Риза ибн Муса аль-Казим (ум. 203 х./ 811 м.). Его книга представляла собой сокращённый трактат.

Затем была написана книга «Пророческая медицина», автором которой был аль-Малик ибн Хабиб аль-Андулуси (ум. 238 х. / 853 по м.). Он был факихом, мухаддисом, его называли алим Андалусии. Это была первая книга по медицине Пророка (мир ему и благословение), в которой были упомянуты хадисы и делившаяся на разделы.

Считается, что первым, кто начал лечение по сунне Пророка (мир ему и благословение) был Абдуль-Латиф аль-Багдади (ум. 1231 по м.). Он был также учёным в области фикха и грамматики. Он написал книгу «Ат-Тибу мин аль-Китабива ас-Суннати» («Медицина на основе Корана и Сунны»).

Книги о медицине Пророка (мир ему и благословение) писали Ибн Сина, Абу Нуайм аль-Асбахани, ат-Тайфаши, аль-Камил ибн Тархан и другие.

Книга «Аль-манхадж ас-савива аль-манхали ар-рави фи ат-тиби ан-набавийи» имама хафиза Джалалуддина ас-Суюти (849-911 х./ 1445-1505 м.) является самой объемлющей книгой в области медицины Пророка (мир ему и благословение), так как она вобрала в себя всё то, что было написано прежде, в связи с тем, что автор был сведущ в науке хадисов.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О, рабы Аллаха, лечитесь, потому что Аллах не послал болезнь, не посылая для неё лечения, кроме смерти» (достоверный хадис, передан 4-мя имамами хадисов).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не ниспосылает ни одной болезни, не ниспосылав от неё излечения» (имам Аль-Бухари).

«У каждой болезни есть лекарство, и если лекарство подошло к болезни, то человек исцелится с позволения Аллаха» (имам Муслим).

От Абу Саида аль-Худри передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не создал никакой болезни, не дав исцеления, знает его тот, кто изучает, не знает тот, кто невежественен, кроме смерти» (имам Ибн Маджа).

В этих хадисах мы видим побуждение к лечению. Всевышний сделал лекарства причиной для выздоровления. В словах Пророка (мир ему и благословение) «знает его тот, кто изучает, не знает тот, кто невежественен» – призыв к исламским врачам, чтобы они занимались научными исследованиями в медицине и изысканиями новых лекарств для тех болезней, которые не были известны прежде.

Исламская медицина

Ислам полностью направлен на сохранение жизни и здоровья человека, для приобретения счастливой жизни в обоих мирах.

Ислам гарантирует сохранность пяти вещей:

1. Религии.

2. Тела и души.

3. Чести.

4. Имущества.

5. Разума.

Три пункта из этих пяти непосредственно связаны со здоровьем тела (тело, честь, разум). Исламская медицина направлена на сохранение здоровья тела от угрозы заболеваний.

Имам аш-Шафии говорил: «Общество нуждается в двух категориях людей: учёных для сохранения религии, и врачах для сохранения (здоровья) их тел. Он также сказал: «Я не знаю науки, кроме знаний халяля (дозволенного) и харама (запретного) и знаний медицины».

Лечился сам Пророк (мир ему и благословение) и его досточтимое семейство, его жёны и сподвижники. Он советовал использовать средства лечения, известные в то время, полезные свойства которых впоследствии подтвердила наука.

Мёд

Одним из лекарств является мёд, который сотворён Всевышним для лечения. В Коране говорится (смысл):

«И внушил Господь твой пчеле: “Устраивай в горах дома и на деревьях и в том, что они строят.

А потом питайся всевозможными плодами и следуй по путям твоего Господа, которые доступны тебе”. Из брюшков пчёл исходит питьё разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (Коран, 16:68-69).

Мёд исцеляет от многих болезней кровеносной системы, пищеварения, укрепляет иммунитет, лечит астму, язвы и так далее.

Чёрный тмин

Также Пророк (мир ему и благословение) призывал использовать в лечении семена чёрного тмина. С 1959 года в международных университетах было проведено более 200 исследований. Ошеломляющие результаты опытов были оформлены в виде статей и докладов и затем опубликованы в различных СМИ.

Таким образом, наука полностью подтвердила важнейшее значение чёрного тмина в нашей жизни, о котором было сказано более 1400 лет назад Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение): «Лечитесь чёрным тмином, ибо в нём исцеление от всех болезней, кроме смерти!» (имамы аль-Бухари, Муслим)

Источник: http://islam.ru/content/nauka/32006

Хадисы о больных и медицине

Медицина пророка бессонница

версия настоящей статьи:

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) сотворил болезнь. Он же сотворил и лекарство. Лечитесь же!» — призывал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лечитесь, о люди! Поистине, Аллах (Бог, Господь) создал недуги (болезни) и лекарства ото всех них. Исключение —   старость [этот недуг неизлечимый]»[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) от всякой болезни дал исцеление. Непременно пейте коровье молоко! [В нем много пользы и целительной силы.][3]»[4].

Вылечиться и исцелиться можно от любого заболевания, любого вируса, которые появятся на земле до Конца Света. Уверенность в этом, спокойствие в душе, правильное питание, своевременный сон и консультации специалистов помогут. Медицина будет открывать все новые и новые перспективы и возможности борьбы с заболеваниями.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «От любого заболевания, данного [вам, люди] Богом, есть излечение, также предоставленное Им [для вас], за исключением старения [рано или поздно физическая оболочка, сколь бы совершенна она ни была и сколь бы внимательно вы за нею ни ухаживали, стареет]. Непременно пейте коровье молоко!»[5]

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) дал заболевания и дал ото всех них лекарства. Кто знает, тот знает. Кто не знает, тот не знает. Исключением является лишь смерть [только от нее невозможно вылечиться]»[6].

Передается, как Авраам однажды обратился ко Всевышнему: «О Господи! От кого болезнь?» — «От Меня», — прозвучал ответ. «А от кого лекарство?» — спросил пророк. «От Меня», — было сказано ему. «А зачем же в таком случае врач?» — недоумевая, произнес Авраам. «Врач — это человек, в руки которого Я низвожу лекарство [через него даю исцеление]», — ответил Творец.

Временами пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обращался к Господу миров со следующей молитвой:  «О Господи, исцели мое тело, исцели мой слух, исцели мое зрение (пусть они будут здоровы, пусть я буду полон жизненных сил, энергии)! Господи, с Твоей помощью [через проявление Твоего желания, силы, могущества и благословения] удаляюсь от безбожия и нищеты! Господи, с Твоей помощью [через проявление Твоего желания, силы, могущества и благословения] удаляюсь от мучений в могиле [после смерти, в период ожидания Конца Света и Судного Дня]! Нет бога (божества), кроме Тебя [одного, Творца всего сущего]»[7].

Транслитерация:

«Аллахумма ‘афини фи бадани, аллахумма ‘афини фи сам‘и, аллахумма ‘афини фи басари, аллахумма инни а‘узу бикя минэль-куфри валь-факр, аллахумма инни а‘узу бикя мин ‘азабиль-кабр, ля иляхэ илля энте».

Пророк молил Творца всего сущего: «Господь, о опекающий людей! О устраняющий беды (несчастья; бедность и нужду) [для Тебя это не составляет ни малейшего труда]! Исцели, ведь Ты — Исцеляющий. Лишь Ты исцеляешь [бесследно и окончательно]. Исцели так, чтобы целительная сила Твоя попала прямо в цель [устранила корень проблемы]»[8]>.

Транслитерация:

Аллахумма, раббан-нас, музхибаль-ба’с, ишфи анташ-шафи, ля шафия илля анта, ишфи шифа’ан ля югадиру сакама.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не заложил исцеляющую силу в то, что запретил[9] вам»[10].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Целительная сила [находится] в трех[11] вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но я запрещаю[12] своим последователям использовать прижигание»[13].

Употреблять мед лучше натощак, разбавляя его в теплой воде, как это делал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)[14].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если и есть польза от ваших лекарств, то [в первую очередь] в глотке меда, надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но мне не нравится прижигание»[15].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану»[16].

Несколько упрощенно, но в то же время очень оригинально и символично выглядит рецепт четвертого праведного халифа, одного из самых набожных последователей пророка Мухаммада, имама ‘Али: «Если желает кто-либо из вас излечиться, то пусть напишет на листе (бумаги) строки из Священного Корана, растворит их (строки) в дождевой (в чистой питьевой) воде. Затем попросит у супруги своей денег для покупки меда. Но только так, чтобы она отдала их от чистого сердца, искренне. После этого купит мед, смешает его с той водою и выпьет. Воистину, это — лекарство (то есть целительно). Ведь в Священном Коране сказано: «И Мы, — говорит Всевышний Творец, — заложили в Коране то, что исцеляет»[17]; «…и низвели Мы с небес благодатную воду[18] [воду, полную Божественной благодати (баракята)]»[19]; а также «И если они (жены) с легкой душою дают вам что-то, то вкушайте как приятную, здоровую пищу»[20]. О меде же Всевышний сказал[21]: «В нем (меде) — исцеление для людей»[22].

«Пророк Мухаммад делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее»[23].

В своде хадисов аль-Бухари говорится, что «Пророк делал кровопускание на голове[24]»[25].

В другом хадисе уточняется, что сделано это было для облегчения состояния при сильной головной боли[26].

Думаю, здесь будут полезны слова Ибн Кайима аль-Джавзия: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) делал кровопускание в разных частях тела. Все зависело от обстоятельств, от необходимости и потребности»[27].

«Когда кто-то жаловался Пророку на головные боли, он советовал сделать кровопускание»[28].

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время соблюдения поста»[29].

Пророк Мухаммад всегда старался отблагодарить человека, сделавшего ему кровопускание[30]. Например, когда Абу Тайба сделал кровопускание Пророку, тот отблагодарил его съестным весом примерно в семь[31] килограммов[32].

Безусловно, форма благодарности никак и ничем не ограничена[33].

В то же время плата эта не является обязательной. Врач может отказаться от вознаграждения.

‘Аиша передала: «Пророк, будучи смертельно болен, сплевывал на себя, читая удаляющие от зла суры [под ними подразумеваются последние три суры Корана, то есть «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас», — комментировали ученые][34].

Когда же он ослаб, я, читая их, сама стала сплевывать ему на руки и обтирать ими, используя благодать (баракят) его же рук».

У аз-Зухри спросили: «Что значит «сплевывал»?» Тот ответил: «Он (Пророк) сплевывал на руки и затем обтирал ими лицо»[35].

‘Аиша передала: «Пророк Мухаммад каждую ночь, ложась спать, соединял ладони [подобно как соединяют их при чтении мольбы-ду‘а], сплевывал воздухом на них, читал последние три суры Корана и обтирал себя ладонями с головы до ног (начиная с головы и лица). Делал он это трижды»[36].

От Абу Са‘ида аль-Худри передается: «Группа сподвижников пророка Мухаммада пришла однажды в [незнакомый] арабский район, а им никто не оказал гостеприимства[37]. Некоторое время они находились в замешательстве. Вдруг пронеслась весть о том, что главу этого района ужалил скорпион[38].

Перепробовав все возможные средства и не получив результата, местные жители решили обратиться к непринятым гостям с просьбой о помощи. В ответ на это один из сподвижников воскликнул: «Да, клянусь Богом, мы можем вылечить его рукъя-заклинанием! Однако же мы просили у вас принять нас, а вы отказались.

Я не буду заговаривать (лечить молитвой) вашего главу, пока мы не договоримся о вознаграждении, которое получим». Договорились они о стаде баранов[39]. Один из сподвижников Пророка отправился к главе и стал читать суру «аль-Фатиха»[40], дуя и сплевывая на место укуса. Довольно быстро этот человек пришел в себя.

Состояние его стало подобно тому, как если бы он освободился от оков. Он встал и пошел, не ощущая боли. Сподвижникам было передано все то, о чем договорились. Кто-то сказал: «Давайте поделим!» Проговоривший рукъя-заклинание ответил: «Нет. Давайте сначала пойдем к Пророку, расскажем обо всем и посмотрим, что он повелит».

Когда пришли к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказали ему обо всем, посланник Всевышнего спросил у читавшего суру «аль-Фатиха» в качестве заклинания: «Откуда ты узнал, что она (сура «аль-Фатиха») является [наряду с ее смысловым содержанием и многими другими практическими сторонами] рукъя (целительным заклинанием)?» Затем воскликнул: «Вы оказались правы [или в том, что применили ее в качестве формулы-заклинания, или в том, что взяли за это вознаграждение]! Поделите [стадо] между собой и дайте часть мне[41]. [После этого] посланник Божий засмеялся»[42].

От дяди Хариджа ибн ас-Сольта передается: «Мы были рядом с Пророком, а затем отправились в путь. Через какое-то время встретилось [на нашем пути] арабское поселение.

Узнав, от кого мы идем, люди воскликнули: «Вы идете от человека, пришедшего с благом [то есть от Пророка]! Один из наших соплеменников сошел с ума, ограничен [невидимыми] оковами. Есть ли у вас лекарство или рукъя-заклинание?» Я [дядя Хариджа ибн ас-Сольта] стал читать ему суру «аль-Фатиха»[43].

Продолжалось это три дня, по утрам (ранним утром) и вечерам (ближе к ночи). Всякий раз по прочтении я сплевывал [на него] слюной. На исходе третьего дня человек выздоровел. В качестве благодарности мне дали сто баранов[44]. Я не принял их, пока не спросил у Пророка о разрешенности этого для меня.

Посланник Всевышнего ответил: «Ты можешь забрать их (ешь) [то есть это халяль, разрешено к употреблению]. Клянусь жизнью! Кто-то получает вознаграждение за запретные [колдовские] заклинания, ты же получил это за праведные [приносящие выздоровление] заклинания!»[45]

Хадис от Ибн Мас‘уда гласит: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) с порицанием (макрух) относился к десяти вещам», среди которых упоминается «заклинание (заговор) чем-либо помимо последних трех сур».

Данный хадис присутствует в сводах Ахмада, Абу Дауда и ан-Насаи. Однако имам аль-Бухари говорил о недостоверности этого хадиса.

Имам ат-Табари утверждал: «Данный хадис не может использоваться в качестве аргумента, он не имеет канонической силы, так как передававший его (от Ибн Мас‘уда) неизвестен».

Имам Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни говорил: «Даже если предположить, что этот хадис достоверен, он все равно будет отменен (мансух), например, достоверным хадисом о разрешенности рукъя-заклинания первой сурой Корана»[46].

Есть несколько хадисов, в которых упоминается, что Пророк запрещал применение рукъя-заклинаний, видя в некоторых из них проявления язычества[47].

Но когда люди приходили и говорили о своих формах рукъя-заклинаний, ставших причиной защиты или исцеления для них, он (да благословит его Всевышний и приветствует) выслушивал и, если была необходимость, поправлял или в полной мере разрешал, не видя противоречий с верой[48].

Затем восклицал: «Кто из вас в состоянии быть полезным брату своему, тот пусть будет таковым (пусть приносит пользу)!»[49]

Касательно запретов, упоминаемых в отдельных хадисах по этой теме, исламские богословы, с учетом большого числа достоверных хадисов, давали следующие пояснения:

— запреты действовали на начальном этапе и в качестве профилактики от различных форм язычества;

— запреты касались тех заклинаний, которые были непонятны по смыслу и содержанию, во избежание непреднамеренного проговаривания языческих формулировок. Что же касается рукъя-заклинаний аятами Корана или оставленными Пророком формулами и молитвами, то это не только разрешено, но и является сунной[50];

— возможно также, что посланник Всевышнего запрещал тем людям или группам людей, которые по неграмотности считали, что именно заклинания и заговоры исцеляют их, а не Всевышний Творец[51].

Ученые-богословы единодушны, что для канонической допустимости (машру‘) применения рукъя-заклинания необходимо наличие трех условий:

а) в тексте заклинания должны присутствовать аяты из Священного Писания, имена Всевышнего или Его качества[52];

б) они должны читаться на арабском языке или ином, но так, чтобы смысл был понятен[53];

в) необходимо твердо понимать, что рукъя-заклинание — это всего лишь причина, изъявление стремления освободиться от недуга и своего рода просьба об этом к Всевышнему, результат же происходит по Его воле и Его велению[54].

Есть хадис, в котором говорится, что рукъя-заговоры применимы в случае «сглаза, лихорадки (укуса ядовитого животного; хумма) и язвы (незаживающей раны, сыпи)»[55].

Все исламские богословы, с учетом других достоверных хадисов, давали следующее пояснение: «Это не говорит о том, что заклинания и заговоры ограничены только перечисленными тремя недугами. Упоминание этих недугов в хадисах указывает на то, что они особо вредоносны, и рукъя-заклинание особенно полезно в этих трех случаях»[56].

Имам ан-Навави, например, говорил: «Хадис о том, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) разрешил применение рукъя-заклинаний в трех случаях, не ограничивает возможность их применения.

Данное утверждение было ответом на вопрос. Если бы спросили о чем-то другом, то было бы разрешение и относительно него.

Ведь Пророк разрешал применение рукъя и в других случаях, а также сам применял не только в этих трех»[57].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто просит сделать ему прижигание или просит, чтобы на него почитали рукъя-заклинание, тот чист от таваккуля (умения полагаться на Бога)»[58].

Источник: https://umma.ru/hadisy-o-bolnyh-i-meditsine/

Лечение по Сунне: медицина Пророка Мухаммада

Медицина пророка бессонница

Внимание! Перед применением описываемых на сайте Islam.Global методов лечения обязательно проконсультируйтесь с сертифицированным врачом-специалистом!

При любом заболевании мы обычно идём в аптеку и покупаем лекарства. Но они не всегда помогают. Кроме того, для мусульман важно, чтобы препараты не содержали в себе запрещённых Шариатом веществ.

Именно поэтому верующим рекомендуется прибегать к так называемой «медицине Пророка (с.г.в.)», т.е. опираться при лечении на те методы исцеления, которые практиковал Милость миров Мухаммад (с.г.в.).

В известном хадисе, который одновременно приводят Бухари и Муслим, говорится: «Не существует болезни, от которой нет исцеления». Рассмотрим некоторые виды недугов и способы избавления от них, описанные в Благородной сунне.

1. Головная боль

Мигрень и другие болевые ощущения в голове входят в число наиболее распространённых среди людей. Возникают они по разным причинам. Издревле мусульмане используют несколько способов исцеления от таких недомоганий.

Нанесение мехенди (хны). Известная многим девушкам хна – это не только средство красоты, но и хорошее лекарство. Известно, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) в таких ситуациях наносил на голову мехенди и говорил: «Хна, по воле Аллаха, исцеляет головную боль». После чего он обматывал себе лоб и затылок давящей повязкой (Ибн Маджа).

Чёрный тмин. Посланник Всевышнего (с.г.в.) советовал: «Принимайте в пищу чёрный тмин, он даёт исцеление от всех болезней, за исключением смерти» (хадис приводят ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад).

Рецепт 1. Принимать трижды в день по пол ложки масла чёрного тмина.

Рецепт 2. Растереть в порошок семена тмина и размешать их с розовым уксусом. Полученную смесь растирать в области висков и лба.

Лечение с помощью дуа. В случае возникновения боли можно также прибегнуть и к мольбам. Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если ты чувствуешь боль, положи на это место руку и скажи:

«Бисми-Лляхи а`узу би гыйззат иляхи уа кудраатихи миш-шаррима аджиду мин ваджаги хазаа» (Тирмизи)

Перевод смысла: «Именем Всевышнего. Прибегаю к защите Господа миров от постигшей болезни и её угрозы, надеясь на Его силу и могущество».

2. Желудок и живот

Довольно-таки часто люди чувствуют боли в желудочно-кишечном тракте. Основной причиной их возникновения бывает неправильное питание, а также нарушение процесса пищеварения. Сунна в этой связи советует лечение следующими природными продуктами:

Мёд. Как-то к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) пришёл один верующий. Он поведал о том, что его брат испытывает неприятные ощущения в области живота. На что Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал ему: «Дай ему попить мёд» (Бухари).

Чёрный тмин. В случае язвы можно прибегнуть к следующему рецепту: 10 капель тминного масла смешать с чайной ложкой мёда. Полученную смесь принимать ежедневно по одной ложке на голодный желудок.

При диарее (поносе): в 200 мл йогурта хорошего качества добавить чайную ложку тминного масла. Принимать полученную смесь дважды в день.

Финики. После отравления незаменимым средством исцеления, согласно хадисам, считаются финики. Печать всех пророков (с.г.в.) назвал этот сухофрукт лекарством от пищевой интоксикации организма (исходя из сборника его высказываний, переданных ат-Тирмизи).

Плоды граната. Для профилактики заболеваний желудка и его очищения можно употреблять в пищу мякоть граната, о чём свидетельствует риваят, приводимый имамом Ахмадом.

3. Заболевания сердца

Важнейшим органом человека, безусловно, служит сердце, отвечающее за поступление крови во все остальные органы человека. Поэтому людям обязательно нужно следить за его состоянием. В случае возникновения болей не стоит медлить с выявлением причины и последующим лечением.

Чёрный тмин. Несколько капель масла тмина добавляют в стакан горячего молока. В полученную смесь кладут чайную ложку мёда. Пить это снадобье следует горячим несколько раз в день.

Финики – любимый сухофрукт Пророка Мухаммада (с.г.в.)

Настой фиников. В хадисе, который приводится в сборнике Абу Дауда, рассказывается, что однажды к Посланнику Всевышнего (с.г.в.) обратился человек, который ощущал боли в сердце. Пророк (с.г.в.) посоветовал ему «взять семь фиников, сделать настой и пить его».

Айва. В качестве профилактики сердечно-сосудистых болезней желательно регулярно включать в свой рацион айву. В жизнеописании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) можно встретить такое его высказывание: «Она (айва) нормализует работу сердца, укрепляет дыхание, а также избавляет от тяжести в области груди» (Насаи).

4. Грипп и простуда

В зимний период чаще всего организм человека поражают простудные вирусы и инфекции. Поэтому в холодное время года необходимо тщательно следить за своим здоровьем и помогать своей иммунной системе.

Лечение чёрным тмином.

Рецепт 1. Смешать масла чёрного тмина и оливок. Полученной смесью растирать грудную клетку.

Рецепт 2. Один стакан масла тмина разбавить в литре горячей воды. Полученной смесью следует проводить ингаляцию.

Рецепт 3. В случае насморка смочить кусочек ваты или ватный диск в масле чёрного тмина и вставить в нос на 15-20 мин.

Мёд с молоком. Это народное средство от простуды известно многим: добавить ложку мёда в стакан горячего молока (некоторые любят дополнительно класть кусочек сливочного масла). Выпить горячим перед сном и хорошо укутаться.

Кровопускание (хиджама). В числе универсальных медицинских процедур, встречающихся в Пречистой сунне, можно назвать и хиджаму. Пророк Мухаммад (с.г.в.

) говорил: «Лучшим средством лечения служит кровопускание» (Бухари и Муслим). При этом следует помнить, что хиджаму эффективнее делать на пустой желудок.

В случае распространения инфекций гриппа и простуды кровопускание снижает риск заражения и развития вирусов в организме.

5. Ангина и кашель

Чёрный тмин.

Рецепт 1. Половину ложки масла тмина смешать со 100 мл лимонного сока. По вкусу можно добавить мёд. Полученную смесь пить за 15 минут до приёма пищи дважды в день.

Рецепт 2. 100 мл масла тмина добавить в горячую воду (500 мл). Вдыхать пары полученной смеси.

Рецепт 3. Растирать маслом чёрного тмина области груди и верхней части спины.

Мёд. Как мы и описывали в предыдущем разделе статьи, следует добавить ложку мёда в стакан горячего молока. Пить горячим.

Лечение посредством дуа. В хадисе, который приводят Бухари и Муслим, описывается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) клал правую руку на больное место и говорил:

«Аллахумма, Рабби ан-нас! Изхаб альбас, уашфи ант аш-шафи, ля шифа илля шифаука, шифаан ля югадиру сакаман»

Перевод смысла: «О, Господь! Творец людей! Отведи недуг и вылечи, так как ты – Исцеляющий. Не существует исцеления, кроме как по Твоей воле, исцеления, не упускающего недуг».

Данный текст мольбы мусульмане могут использовать и при лечении иных болезней.

6. Заболевания кожи

Проблемы с кожным покровом были общераспространённым явлением в средние века. Однако развитие медицины и технологий, улучшение культурно-бытовых условий окончательно не искоренило этот тип болезней. Причины таких заболеваний могут быть разные – от недобросовестного отношения к гигиене до внутренних проблем организма.

Чёрный тмин. Рецепт: половину чайной ложки тминного масла принимать внутрь дважды в день.

Оливковое масло. Рецепт: столовую ложку оливкового масла смешать с половиной чайной ложки масла тмина. Полученную смесь втирать в повреждённые участки кожи.

7. Болезни половых органов

Помимо сильных болевых ощущений, инфицирование половой системы может привести и к бесплодию человека. В подобных ситуациях не стоит отчаиваться – обратитесь к практике мусульманских врачевателей и не теряйте надежду на милость Всевышнего.

Лечение при помощи дуа. При наличии заболеваний половых органов или выявлении бесплодия верующему следует произносить следующую молитву из Корана:

«Рабби, хабли миль-лядунка зурриятан тайибе, иннака самигуд-дуа» (3:38)

Перевод смысла:«Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе».

Чёрный тмин.

Рецепт 1. Слегка разогреть масло чёрного тмина и растирать его в области мошонки и нижней части спины.

Рецепт 2. Добавить чайную ложку масла тмина в стакан тыквенного сока. Употреблять внутрь несколько раз в день.

Рецепт 3. Принять ванну: на 200 литров воды потребуется 60-70 капель масла тмина. Температура воды должна быть в пределах 38-40 градусов. Данные процедуры нужно осуществлять дважды в неделю.

Помните, что любое заболевание, постигающее человека, следует воспринимать как испытание Всевышнего. Если верующий с достоинством и терпением пройдет его, то он, по воле Аллаха, обретёт награду от Своего Господа. Пророк Мухаммад (с.г.в.

) наставлял: «Если мусульманина постигнет болезнь, утомление, скорбь, грусть, огорчение или даже малейший укол, то Всевышний несомненно простит ему грехи» (Бухари, Мулсим). В данном случае подразумевается, что каждая неприятность способствует прощению его грехов.

Поэтому посредством исцеления человек избавляется не только от болезни, но и от последствий плохих деяний.

Испытания, постигающие верующего, нужно воспринимать не как кару, а как милость Аллаха. В одном из хадисов сказано: «Тот, кому Господь желает благое, подвергается испытаниям» (Бухари, Ахмад). Ещё одним подтверждением тому могут слова Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Я ни разу не видела, чтобы кто-то испытывал такие мучения от болезни, как Посланник Аллаха, саляллаху галейхи ва салям» (Бухари).

В любой сложной ситуации верующий должен надеяться на помощь своего Создателя и взывать к Нему с мольбами. В Священном Коране сказано:

«За каждой тягостью наступает облегчение» (94:6)

Так и после большинства заболеваний наступает исцеление. Поэтому при болезни не стоит терять надежды на Всевышнего и следует проявлять терпение, так как Аллах любит терпеливых.

Источник: https://Islam.global/obshchestvo/meditsina-i-zdorove/chem-i-kak-lechilsya-prorok-mukhammad-s-g-v-/

Медицина Пророка

Медицина пророка бессонница

Исламская медицина, которая еще носит название «Медицина Пророка Мухаммеда», представляет собой лечение человека по сунне, то есть с использованием тех методов, которые передавались от Пророка Мухаммеда ﷺ в виде пророческих хадисов или коранических аятов.

Пророк Мухаммед ﷺ отвечал на вопросы, которые задавали ему его сподвижники о самых разных недугах, и все, что он говорил во время таких ответов, относят к лечению в рамках медицины Пророка Мухаммеда ﷺ. В Медицине Пророка ﷺ объединено все, что влияет на здоровье человека – его женитьба, его жилье, питье и пища.

В Медицину Пророка Мухаммеда ﷺ также входит и законодательство, которое касается медицинской практики и вопросов лечения, и той ответственности, которую несет врач по Исламу.

Книги ученых по пророческой медицине

Исламские ученые, которые проводят работу по составлению сборников хадисов Пророка ﷺ, выделяют разделы, которые посвящены медицине, и в этом разделе собирают те высказывания Пророка Мохаммеда ﷺ, которые относятся к теме медицины Ислама и лечения болезней. Первым такую работу провел имам Малик, составивший впервые сборник «аль-Мувата». Затем такую же работу проделали имам аль-Бухари, а также имам Муслим, был и ряд других собирателей хадисов.

Была составлена также отдельная книга об исламской медицине Пророка Мухаммеда ﷺ и лечении болезней – это сделал Абдуль-Малик ибн Хабиб аль-Андулуси составив книгу «Краткий очерк о медицине».

Практиковать лечение болезней по сунне впервые стал ученый Абдуль-Латиф аль-Багдади, который был грамматиком и факихом. Он также написал книгу под названием («Медицина на основе Корана и Сунны» или «Ат-Тибу мин аль-Китаб ва ас-Сунна».

Авторами книг об исламской медицине и лечении болезней стали такие ученые, как Абу Нуайм аль-Асбахани и ибн Сина, аль-Камил ибн Тархан и ат-Тайфаши, а также многие другие.

Самой полной книгой о медицине Пророка Мухаммеда ﷺ стала книга имама хафиза Джалалуддина ас-Суюти под названием «Аль-манхадж ас-сави ва аль-манхали ар-рави фи ат-тибби ан-набавийи» – в эту книгу вошло все, что ранее было написано в этой области, поскольку автор в науке хадисов разбирался очень хорошо.

Основы исламской медицины

В достоверном хадисе сказано, что Пророк Мухаммед ﷺ говорил, обращаясь к рабам Аллаха, что они должны лечиться, поскольку, посылая болезнь, Всевышний посылал своим рабам к этой болезни и лечение. Этот хадис упоминается в сборниках хадисов имама Бухари, имама Муслима, имама ибн Маджа.

В нем не только содержится очевидный призыв к тому, что мусульмане должны лечиться и не обращаться за исцелением к колдовству и шарлатанам, а также и призыв к тому, чтобы исламские ученые врачи проводили больше исследований в области медицины в поисках новых путей лечения болезней, в поисках новых лекарств для лечения таких болезней, какие ранее известны не были.

Ислам ставит своей целью сохранить жизнь и здоровье человека полностью, чтобы он мог обрести счастливую жизнь не только в земном мире, но и в мире небесном. По Исламу, для человека гарантируется сохранение религии, души и тела, чести, а также его имущества и его разума, и три пункта из перечисленных имеют непосредственное отношение к здоровью.

Цель исламской медицины – сохранить здоровье человека и защитить его от болезней.

По словам имама аш-Шафии, в людском обществе есть необходимость в ученых, потому что они сохраняют религию, и во врачах, потому что они сохраняют здоровье. Он не признавал другой науки кроме медицины и знаний о хараме и халяле, то есть о запретном и дозволенном.

Сам Пророк Мухаммед ﷺ лечил себя, а также своих жен, представителей своего семейства и сподвижников, используя те полезные методы и свойства, которые были известны в то время, когда жил Пророк Мухаммед ﷺ. Все эти методы и полезные свойства были позже подтверждены врачами, медицинской наукой.

Мед

Молоко и моча верблюда, как средство исцеления от раковых заболеваний и гепатитов

В качестве одного из средств лечения Пророк Мухаммед ﷺ рекомендовал мед, который он называл первым средством, которое Всевышний Аллах сотворил для лечения человека.

В Коране сказано, что Всевышний Аллах внушил пчеле устраивать дома в горах и на деревьях, питаться плодами и цветами и следовать по путям Всевышнего и что то питье из самых разных цветов, которое исходит из брюшка пчелы, для человека приносит исцеление: “Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях.

А потом питайся всевозможными плодами и следуй по путям твоего Господа, которые доступны тебе». Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих” сура Ан-Нахль (Пчёлы), 68-69-й аяты.

Пророк Мухаммед ﷺ рекомендует мед в качестве лечения болезней органов пищеварения, кровеносной системы, помогает укреплять иммунитет, излечивать язву и астму.

Мед – одно из древнейших средств лечения, которое, являясь натуральным, позволяет здоровому человеку при условии регулярного его приема сохранять свое здоровье и вообще в течение жизни обходиться без лекарств. В меде содержится фруктоза и глюкоза, полезные минералы и витамины. Как и в древние времена, современные люди используют мед не только в лечении, но в косметологии, и в кулинарии.

Относительно меда приводится случай, описанный в хадисах, когда к Пророку ﷺ пришел человек и стал жаловаться на недуг своего брата, и Пророк Мухаммед ﷺ порекомендовал напоить его медом. Когда же человек вернулся со словами о том, что лекарство не помогло, Пророк Мухаммед ﷺ посоветовал сделать так несколько раз, отметив: «Аллах прав, а желудок твоего брата — нет».

Также в доказательство того, что мед является важнейшим средством исламской медицины, приводят хадис, который передал в своем сборнике ибн Маджа, в нем сообщается о словах Пророка Мухаммеда ﷺ о том, что человеку Всевышним Аллахом даровано два исцеляющих средства, и одно из этих средств – Священна Книга Коран, а второе – мед.

Черный тмин

семена черного тмина

Еще одним средством для лечения Посланник Аллаха ﷺ рекомендовал черный тмин, то есть семена этого растения.

Начиная со второй половины двадцатого века было проведено две сотни исследований в различных международных университетах, в которых были опубликованы результаты в виде докладов и статей в СМИ, где наукой была подтверждена польза черного тмина и его важное значение для человеческого здоровья.

Об этой пользе еще четырнадцать веков назад говорил Пророк Всевышнего ﷺ, утверждая, что в черном тмине содержится лекарство от всех болезней, кроме смерти.

Оливковое масло

Еще одним важным средством для лечения разных заболеваний Посланник Аллаха ﷺ называл оливковое масло.

По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, которые приводит Абу Сайид аль-Ансари, оливковое масло следует вкушать и втирать в тело, поскольку оливковое дерево является деревом священным.

С помощью оливкового масла можно излечить ожирение, провести профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, оно исправляет загустение крови и стимулирует движение крови по сосудам. Оливковое масло помогает снизить высокое давление.

Процент людей, которые страдают ожирением, существенно ниже в тех странах мира, где использование оливкового масла является традиционным. По мнению современных врачей, оно играет важную роль в профилактике раковых заболеваний: с его помощью можно снизить воздействие на человеческий организм свободных радикалов.

Чеснок

Чеснок также является тем средством, которое рекомендовал Пророк Мухаммад ﷺ как причина для лечения. Однажды Пророк Мухаммед ﷺ посоветовал Али ибн Абу Талибу есть чеснок и сказал, что и сам бы его ел, если бы не общался с ангелами.

Целебные свойства чеснока сомнению не подлежат и подтверждены врачами: запах у него не очень приятный, но он обладает сильными антибактериальными свойствами, хорошо помогает для лечения цинги.

С помощью чеснока укрепляют капилляры сосудов, он является хорошим адаптогеном.

Рыбий жир или печень кита

Пророк Мухаммед ﷺ также однажды указал на то, что является для человека лучшей пищей. Он сказал, что для жителей Рая первой пищей станет лучшая часть от печени кита, и это следует рассматривать как прямое указание на пользу для человеческого здоровья рыбьего жира.

И европейские, и американские ученые давно подтвердили, что в рыбьем жире заключена огромная польза, поскольку в нем содержатся полиненасыщенные кислоты Омега-3, которые являются чрезвычайно эффективным средством для профилактики избыточного веса и сердечно-сосудистых заболеваний.

Финки

Таким же продуктом, который обладает лечебными свойствами и был рекомендован Пророком Мухаммедом ﷺ в качестве лекарства, можно назвать финик. По поводу финика Пророк Мухаммед ﷺ говорил, что человек, которые съедает с утра семь фиников, защищает себя от яда и колдовства в течение дня.

Сенна Мекканская

Медицина Пророка Мухаммеда ﷺ упоминает также сенну в качестве средства для лечения. О пользе сенны сообщается в хадисе, переданном Абу Убей ибн Умми Харам, где упоминается, что люди должны обратиться к сенне, чтобы исцелить любые недуги, кроме тех, которые были вызваны ядом, имея в виду яд под названием «смерть».

Алоэ

Пророк Мухаммад ﷺ упоминал в качестве одного из замечательных исцеляющих лекарств алоэ, который он рекомендовал применять для лечения заболеваний глаз. С его помощью излечивают язву желудка и гастрит, запоры, а также используют для исцеления заболеваний на коже – язв, незаживающих ран, лучевого поражения кожи и различных ожогов.

Имбирь

Медицина Пророка Мухаммеда ﷺ также рекомендует для лечения обратиться к имбирю, который как лекарство обладает массой полезных свойств и состоит из таких компонентов, как цинеол и феландрин, камфин и гингерол, борнеол и цитрал, эфирные масла и аминокислоты – фениланин, лейзин и метионин.

Сивак

Медицина Пророка Мухаммеда ﷺ указывает на использование сивака, и это средство могло бы быть фарзом (обязательным), настолько часто упоминается он подобным же образом в качестве лекарства в хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ.

Хна

Исламская медицина Пророка ﷺ дает ответы на многие вопросы, на самые востребованные и часто встречающиеся симптомы у медицины Пророка Мухаммада ﷺ есть свои ответы и рекомендации.

Много сказано и о лечении головной боли, поскольку такой симптом встречается наиболее часто и может указывать как на определенные заболевания, так и являться последствием отравлений, расстройств нервной системы или инфекций.

В одном из хадисов приводится пример, когда Пророк Мухаммад ﷺ избавлял от головной боли себя, нанеся на голову хну, и пояснял, что хна помогает от головной боли.

Такая повязка помогает в тех случаях, когда головная боль появляется по причине воспаления.В хадисе аль-Бухари приводится случай, когда Пророк Мухаммед ﷺ советовал тем, кто жалуется на головную боль, применять хиджаму.

А вот повязку с хной медицина Пророка ﷺ рекомендует для снятия воспаления прикладывать даже к ранам.

Массаж

Еще один способ лечения головной боли, который советовала медицина Пророка Мухаммада ﷺ, – это массаж. Чтобы ослабить головную боль, следует массировать ту зону активным образом в том месте, где большой палец и указательный сходятся. Если массировать точки на линии роста бровей или на переносице, то это также поможет ослабить головную боль.

Хиджама

Пожалуй одним из самых важных средств для профилактики и лечения многих заболеваний является хиджама (кровопускание) о которой сообщено во многих хадисах. Сами ангелы рекомендовали данное средство Пророку Мухаммаду ﷺ и в его медицине – хиджама является одним из частых использованных методов.

Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/medicina-i-zdorove/medicina-proroka-Muhammada

Нервная Система
Добавить комментарий