Массовый психоз в истории

Массовый психоз, транслируемый ВОЗ, СМИ и всеми остальными

Массовый психоз в истории
l_lednik Александр Евсин в фб

В ВОЗ отчитали москвичей за несоблюдение дистанции на улице… Ну, а я, как москвич, отчитаю ВОЗ. Итак, предыстория:

Представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович назвала неправильным поведение москвичей, которые не соблюдают рекомендацию держаться в двух метрах друг от друга на улице. Пренебрежение этими правилами может привести к огромному количеству новых заражений, заявила она в субботу, 28 марта: «Проехала через Москву, и мне больно. Расстояние два метра люди не соблюдают. Идут вместе, не зная есть у них вирус или нет».

Знаете что, уважаемые представители ВОЗ, мне становится больно, когда я смотрю на ту статистику, которая на официальном сайте ВОЗ. Данные по общей смертности заканчиваются в 2016 году! В данных бардак.

Нет единых методических указаний по диагностированию причин смерти «с/от короновируса», в итоге ещё больший бардак даже в том бардаке, который есть. Так что лучше наведите порядок в данных и пора уже прекращать нагнетать психоз. А также разберитесь, что в Италии и Испании происходит.

Объяснение «просто вирус такой смертельный» явно недостаточно. В одном месте он смертелен 0.25%, а в другом 10%. Вот с этим разбирайтесь, а не разглядывайте москвичек на улицах.

Нагнетаемый ВОЗ психоз уже далеко вышел за рамки разумных предосторожностей. Вчера в Иране, например, погибло 300 человек, из-за опасений заболеть они по какому-то идиотскому совету пили метанол!!! Понятно, что ВОЗ не рекомендовал это делать, всем известно, что метанол – яд. Но в состоянии психоза и истерии, которые нагнетают подобного рода заявления, неграмотные люди делают трагические ошибки, появляются «пророки» и «целители». И люди идут к ним, из-за нагнетаемого страха перед короновирусом… Этих 300 несчастных я бы поместил в жертвы короновируса.

Сходящие с ума от страха соседи не пускают в подъезд людей, вернувшихся из путешествий: «Он всех нас заразит, мы умрем». Такие прецеденты единичные, но уже были! Все это ещё в период весенних обострений. Сегодня видел пьяного идиота, который с криками в стиле «мы все умрем» пугал народ. Народ, правда, не пугался, а послал пьяницу в известное место и вызвал полицию.

И это при том, что НИЧЕГО в Москве не случилось.

Я хочу вот что сказать. Полное прекращение жизни через весьма небольшое время станет настоящей катастрофой. В том числе и медицинской. Через какое время начнут нарушаться поставки лекарств, материалов для больниц? Через какое время все начнёт приходить в упадок? Может разрушиться уже сама система здравоохранения как таковая. Из-за 0.03% смертности «от короновируса» на фоне 57 млн. умирающих людей по другим причинам. И вот тогда «спасая» 0.01% (а вернее, меняя им посмертный диагноз) есть вероятность удвоить 57 млн. Развал экономики – угроза чрезвычайной степени. Вот главная опасность, а не вирус. С вирусом общество с экономикой справится, а без экономики умрет и без всякого вируса. Причём в гораздо более разрушительных и катастрофических масштабах.
Открытие этой недели для многих, что идиотизма в Европе похлеще нашего будет. Мне вот недавно прислали сообщение из Барселоны. Семья (мама, сын и дочь) пошли выгулять собаку, и полицейский их чуть на 3000 евро не оштрафовал, потому что «нельзя собираться вместе на расстояние ближе 2 м». Ничего, что это семья, живущая в одном доме!? Т.е. дома им можно быть, а на улицу выйти нельзя?
Сколько сидеть по норам? Неделю, две, месяц, полгода, год?! Чтобы выйти в мир, где уже ничего не будет из того, что необходимо для нормальной жизни? Где уже первый сезонный грипп точно начисто выкосит миллионы людей, потому что будет разрушена медицина, поставки лекарств, товаров и все остальное? Когда из-за разрушения экономики и торжества мракобесия поднимут головы по-настоящему опасные и смертельно опасные инфекции (корь (она не смертельно опасна), туберкулёз, бешенство и пр.) которые сейчас сдерживаются постоянной работой? Когда обездоленные люди начнут драться за кусок хлеба? Миллионы психозов и истерий на почве вечного страха… Это вот перспективы сценария «сидеть в норе» до лета.
Все потенциальные риски COVID-19 можно и нужно сдерживать, не разрушая экономику и не вызывая массовые психозы. Это мое глубокое убеждение!
Надеюсь, что в верхах идёт все-таки серьезное обсуждение дальнейших действий, а не слепое копирование самоубийственной европейской модели поведения. Во всяком деле должен быть баланс. Нельзя, спасаясь «от вируса», разрушать собственную страну. Меры предупреждения заболеваний не должны быть разрушительны для экономки. Тем более угроза этого вируса преувеличена совершенно драматическим образом. Нельзя путать разумные меры предосторожности и борьбы с заболеваниями с панической атакой, массовым психозом и саморазрушением!
В завершение, на само деле в Москве очень хорошо прислушались ко всем предостережениям, на улицах несмотря на замечательную погоду +17 было очень мало людей. Такой Москву я давно не видел. Снимки прилагаются. (И очень жаль, что было мало людей – значит, многие поддались психической атаке)

Галина Лещенко Какое то безумие во всем мире…Кроме экономических проблем, никто не считает психологические…Пусть ВОЗ потом сравнит, сколько человеческих трагедий, убийств, инфарктов, самоубийств будет после того, как мир одели в намордники и заключили под домашний арест.

Татьяна Березина Политика власти провоцирует тотальную пандемию психоза
Лариса Моисеева Браво!
Лишили людей работы, но при этом удивились, что люди не передушили всех, кто ближе 2-х метров? Значит люди пока остаются людьми, а не озверевшими от страха сумасшедшими, и это радостно! В войну все работали, без выходных. И, даже умирая от голода, не болели! Спросите ветеранов, в войну даже не простужались, у людей были задачи поважней
Natalia Babasyan В соцсетях и на московских телеканалах уже несколько дней идёт довольно агрессивная кампания под лозунгом “введите карантин – спасите жизни”. То есть этот карантин кому-то нужен и политически выгоден. Потому как ещё месяц назад о существовании стариков здесь вообще никто не вспоминал. А уж то, как они умирают и от чего, тем более никого не волновало. И кстати, в 2009 году, когда та же ВОЗ объявила пандемию свиного гриппа, смертность от которого была выше ковидовской и выкашивал он молодых, никто никаких карантинов не вводил и не собирался.

Источник: https://l-lednik.livejournal.com/376687.html

Загадки человеческой психики: Массовые психозы

Массовый психоз в истории

Истории о массовых психозах стары как сам мир. Сколько ходит различных рассказов, леденящих душу историй, в которые трудно поверить, еще труднее отделить искренность от сознательной лжи, где подчас нелегко обнаружить материальную, естественную основу увиденного.

В 1885 году в Италии разразилась холерная эпидемия. В эти тяжёлые дни жители небольшого посёлка Корано близ Неаполя начали видеть мадонну в чёрном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Карано начал стекаться народ.

Все или почти все явственно видели молящуюся богоматерь. Массовая галлюцинация, подобно эпидемии, грозила сумасшествием многим. Тогда правительство приняло решительные меры. Часовня была перенесена на другое место, холм заняли карабинеры – и видения прекратились.

В том же XIX веке во время франко-прусской войны сотни крестьян Прирейнской провинции в местах сражений видели на облаках изображения мадонны и распятие Христа. Похожие массовые галлюцинации наблюдались и в годы первой мировой войны. В средние века вспышки болезненных галлюцинаций бывали неоднократно в женских монастырях.

В 1631 году этим отличалась обитель луженских урсулилок. Монахини утверждали, что их стали посещать по ночам демоны. Они видели их «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». Женщины бились в судорогах, впадали в летаргический сон, катались по полу с дикими воплями. Изрыгали брань и проклятия богу.

Расследованием этого «дела» занимались святые отцы-инквизиторы. Виновный был найден: священник Урбан Грандье, который давно подозревался в связи с дьяволом. После нечеловеческих пыток несчастный Грандье был сожжён.

Хочется привести отрывок из статьи известного русского психиатра В.М. Бехтерева, исследовавшего явление массовых психозов:

«Несомненно,- пишет он, – что в некоторых случаях передача психической «инфекции» от одних к другим представляется крайне облегчённую и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в среде многих лиц мысли одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения.

Благодаря этим условиям различаются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших явлений.

Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц».

Сам он приводит очень интересный пример массовой иллюзии и галлюцинации, который произошёл с военными моряками. Дело было в 1846 году.

Два французских корабля – фрегат «Бель-Пуль» и корвет «Берсо»  были застигнуты в Индийском океане страшным ураганом. Первый корабль благополучно перенёс бурю.

Потеряв при урагане второе судно, фрегат направился в заранее условленному месту встречи – у восточного берега Мадагаскара. Но корвета там не оказалось.

Шли дни, корабль, на борту которого было 300 человек, не появлялось. В мучительном ожидании за судьбу товарищей прошёл целый месяц. И вдруг наблюдатель, сидевший на мачте, заметил на западе близ берега корабль, лишённый мачт. Весь экипаж бросился наверх. Да, наблюдатель не ошибся! Все увидели несчастный корабль.

Событие взволновало всех, причём волнение стало ещё больше, когда моряки увидели, что перед ними виднеется не разбитый  корабль, а плот с людьми, буксируемый морскими шлюпками, с которых передавали сигналы о гибели. Это видение продолжалось несколько часов, причём с каждой минутой выяснялись всё новые и новые подробности видимой картины.

На помощь отправился стоящий на рейде крейсер «Архимед». День уже подходил к концу, когда он подошёл к «потерпевшим кораблекрушение». Вместо «плота с людьми» он нашёл множество огромных деревьев, принесённых сюда течением. В происхождении этой массовой галлюцинации явно заметно влияние внушения. Несомненно, что всё пережитое сильно возбуждало нервы моряков.

Беспокоясь об участии своих товарищей, они вели разговоры только о них. В это время сигналист заметил на горизонте странный предмет с неясными очертаниями. Мысль о крушении корвета тут же рождает в его воображении картину гибнущего корабля. Одних его слов о корабле было достаточно, чтобы внушить всем тут же иллюзию.

А вот ещё один рассказ – о хромом коке. Его неожиданная смерть взволновала многих, кто был на корабле. В тот же день повара похоронили по морскому обычаю – спустили в море.

А вечером многие увидели мертвеца, идущего по воде за судном и прихрамывающего на одну ногу! Всю ночь напуганные люди не смогли заснуть.

А утром всё разъяснилось: вместо призрака все увидели обрубок доски, привязанный к корме.

«К числу коллективных галлюцинаций, -пишет В.М.Бехтерев, – относятся, между прочим, видение небесной рати одним отрядом русских войск перед Куликовской битвой, видение крестоносцами закованной в латы и нисходящей с неба рати под предводительством св. Георгия, Димитрия и Теодола и многое другое».

А в наши дни массовые галлюцинации не редкость на сектантских молениях. Галлюцинация, появляющаяся у одного из молящихся, передаётся затем другим. Одинаковое у всех настроение, взаимовнушение, связанное с постоянными разговорами об одном и том же предмете, приводит к тому, что галлюцинация становится общей для массы.

Более простым примером взаимного внушения может служить такой факт. Каждый знает, как меняется настроение, когда среди скучающих появляется весёлый человек. Очень быстро, даже особенно не стремясь к этому, его весельем заражаются остальные. Бывает и так, что у скучающего человека становится хорошее настроение, когда он попадает в весёлое и оживлённое общество.

Николай ОЗЕРОВ

Источник: http://paranormal-news.ru/news/zagadki_chelovecheskoj_psikhiki_massovye_psikhozy/2014-07-18-9402

«Все мы тут не в своем уме»: что такое массовый психоз

Массовый психоз в истории

В Средние века в одном из женских монастырей во Франции началась странная «эпидемия». Неожиданно одна из монахинь стала мяукать, как кошка.

К ней присоединились другие, и вскоре все монахини в этом монастыре стали регулярно в течение нескольких часов устраивать «кошачьи» концерты. Это при том, что кошки в средневековой Франции считались нечистыми животными, якобы они якшались с дьяволом.

Остановить эпидемию удалось лишь местным блюстителям правопорядка, которые пригрозили монахиням силой.  

Этот случай — одно из первых описаний явления, известного как массовый психоз, или массовая истерия.

Один человек начинает совершать странные действия или высказывать абсурдные идеи, и вскоре окружающие начинают ему подражать. Обычно это происходит в закрытых коллективах: на фабриках, в монастырях, в детских домах и и так далее, но бывают и эпидемии, поражающие целые страны.

Массовые психозы многогранны, их проявления бывают самыми разными, поэтому сложно в двух словах объяснить, что это такое. Ученые предложили пять основных критериев:

  1. Люди начинают странно себя вести.
  2. В этом участвуют люди, которые никогда не вели себя так раньше.
  3. Нет преднамеренного внушения, расстройство распространяется спонтанно.
  4. Нет коллективных проявлений, которые не доступны для людей по отдельности.
  5. Между людьми, вовлеченными в массовый психоз, должна быть какая-то связь, например, они постоянно находятся вместе, их объединяют общая деятельность, проблемы, страхи.

Кадр из фильма «Шаг вперед 4»

В чем причина массовых психозов?

Массовая истерия — это своего рода ментальный вирус. Его жертвы теряют способность к адекватным суждениям и становятся одержимыми.

Возникают конверсионные расстройства: человек испытывает симптомы, которые не имеют физической причины — из-за нарушения работы нервной системы.

Это могут быть головные боли, головокружения, спазмы в животе, кашель, сонливость, усталость, боли в горле, раздражение глаз и пр.

Ученые пытались разобраться, могут ли личностные черты или нарушения душевного здоровья сделать человека более предрасположенным к вовлечению в массовый психоз. По большей части эти попытки не увенчались успехом.

При определенных условиях это может случиться с каждым.

Выделяют две разновидности массовых психозов. Более легкая форма — тревожная массовая истерия, ее причина — сильный стресс в сплоченном коллективе.

В большинстве случаев люди начинают чувствовать неприятный или незнакомый запах, возникает ощущение опасности.

Характерные признаки тревожной истерии: головная боль, головокружение, усиленное дыхание, обмороки. Обычно они проходят в течение 24 часов.

Моторная массовая истерия — результат нервного напряжения в течение долгого времени. В данном случае среди симптомов преобладают различные подергивания, тики, пляски, смех, плач, выкрикивание определенных слов и звуков. Эти проявления усиливаются в течение недель, месяцев и также долго исчезают.

Возможно, в случае с французскими монахинями сыграл роль факт, что женщин в Средние века часто отправляли в монастырь против их воли. Монашеская жизнь предполагала обет безбрачия, бедность и физический труд.

Случаи массовой истерии описаны на протяжении всей истории, и сегодня подобные эпидемии, видимо, не стали происходить реже.

Фрагмент картины Питера Брейгеля Младшего «Танец Святого Вита в Моленбеке»

Пляски святого Вита

С XVII столетия в Европе стали происходить инциденты, когда люди собирались группами и совершали беспорядочные движения — своего рода танец. Например, в 1020-х годах в немецком городе Бернбурге 18 крестьян пели и танцевали вокруг местной церкви, помешав службе в канун Рождества.

Во время самых крупных вспышек десятки тысяч людей могли танцевать часами, днями, неделями и даже месяцами, пока не падали от истощения. Иногда участники плясок украшали себя, раздевались догола, показывали неприличные жесты и занимались сексом.

В середине XVII века «эпидемия» неожиданно прекратилась.

Кликушество

В России массовые истерические припадки проявлялись в виде кликушества. Первые описания этого явления встречаются еще в XI веке.

Считалось, что кликушами становятся женщины, на которых наслали порчу, во время припадков они общаются с дьяволом и могут предсказывать будущее. Распространенность кликушества достигла апогея в XVI–XVII столетиях.

Вероятно, во многом этому способствовал раскол церкви. Петр I считал кликуш притворщиками, приказал их разыскивать и допрашивать.

Василий Максимов «Лихая свекровь»

Великий страх

С 17 июля по 3 августа 1789 года, в преддверии Французской революции, среди крестьян Франции началась паника. Урожай в этом году был бедным, стали распространяться слухи, будто аристократы вступили в заговор, чтобы заставить простой народ голодать и устроить пожары.

В одних регионах рассказывали, что грабители сжигают поля, в других говорили о поджогах зданий. Крестьяне и горожане начали вооружаться, чтобы защититься от мнимой опасности. Это явление позже было названо Великим страхом.

Оно так напугало власти страны, что 4 августа 1789 года во Франции был официально отменен феодализм.

Есть версия, согласно которой Великий страх был вызван галлюциногенным грибом спорыньей из зараженной пшеницы. Из-за плохого урожая крестьянам пришлось есть пораженные колоски, которые раньше выбрасывали.

Фабричные психозы

Промышленная революция в XVIII–XXI столетиях вызвала новую волну массовых психозов. Один из самых интересных инцидентов произошел в 1962 году, когда 62 рабочих (из которых 59 были женщинами) одной из текстильных фабрик в США стали испытывать сильную тошноту и жжение кожи. Все они утверждали, что их укусил жук, который якобы завелся в тканях.

Руководство фабрики вызвало специалистов, они искали возможный патоген, но так и не нашли. Жуков в ткани не было, но выяснились некоторые другие факты. Практически все рабочие, предъявившие жалобы, трудились сверхурочно, были основным источником доходов в своей семье и имели детей. Они жили в условиях высоких нагрузок и хронического стресса.

Эксперты заявили, что виноваты не жуки, а одержимость, которая распространяется как зараза.

Кадр из фильма «Незваные гости»

Эпидемия смеха

В 1962 году в селении Танганьика в Танзании одна школьница начала смеяться и не смогла остановиться. От нее стали «заражаться» другие ученики, вскоре из-за этого пришлось закрыть школу. Детей отправили по домам, и приступы смеха стали распространяться по всей деревне. Массовую истерию удалось ликвидировать лишь спустя два года .

Пенис-истерия

В 1967 году среди мужчин Сингапура распространился слух, что употребление мяса вакцинированных свиней может привести к уменьшению или полному исчезновению половых органов, а иногда даже к смерти. Чтобы опровергнуть эти слухи и ликвидировать психоз, властям страны пришлось приложить немалые усилия.

В 1990 году в Нигерии началась массовая истерия, которая иногда приводила к убийствам. Обычно это происходило так: мужчина случайно касался незнакомца, после чего объявлял, что тот похитил его пенис.

«Вора» начинали избивать до тех пор, пока «жертва» не почувствует, что гениталии «вернулись». На улицах в городах страны можно было увидеть многих мужчин, держащихся за половой член и женщин, держащихся за грудь.

Считалось, что так можно предотвратить кражу.

Последствия катастроф

Часто массовые психозы начинаются после катастроф, военных конфликтов, применения оружия массового поражения.

Так, в 2001 году, после событий 11 сентября, у школьников младших классов в США без видимых причин стала появляться сыпь, которая исчезала, когда они возвращались домой.

Американские СМИ сообщали, что этот симптом — скорее всего, психосоматическая реакция на стресс, вызванный информацией о теракте .

Симптомы массовой истерии не всегда просто отличить от тех, что возникают под действием отравляющих веществ или иных агентов.

Во время войны в Персидском заливе ходили слухи, что первая иракская ракета, ударившая по Израилю, была оснащена химическим или биологическим оружием.

На самом деле это было не так, но почти половина людей, находившихся недалеко от места взрыва ракеты, жаловались на проблемы с дыханием, как будто и впрямь были отравлены.

Заражение через интернет

В 2012 году среди девочек-подростков в городе Лерой (США) началась эпидемия симптомов, напоминающих проявления синдрома Туретта — неврологического заболевания, при котором отмечаются тики и выкрикивание разных звуков.

Врачи разводили руками и не могли объяснить, чем вызвана эта неведомая болезнь. Причиной оказался видеоролик, на котором были запечатлены аналогичные симптомы.

Этот случай показал, что сеть может способствовать распространению массовых истерий.

Источник: https://health.mail.ru/news/massovye_psihozy/

Массовые психозы в истории

Массовый психоз в истории

на ВКонтакте

Не менее ярко сила внушения сказывается в так называемых психопатических эпидемиях.

На этих психопатических эпидемиях отражаются прежде всего господствующие воззрения народных масс данной эпохи, данного слоя общества или данной местности. Но не может подлежать никакому сомнению, что ближайшим толчком для развития этих эпидемий являются: внушение, взаимовнушение и самовнушение.

Господствующие воззрения являются здесь благоприятной почвой для распространения путем невольной передачи от одного лица другому тех или иных психопатических состояний.

Эпидемическое распространение так называемой бесоодержимости в средние века бесспорно носит на себе все следы установившихся в то время народных воззрений на чрезвычайную силу дьявола над человеком; но тем не менее также бесспорно, что развитие и распространение этих эпидемий обязано в значительной мере и силе внушения.

Вот, например, средневековый пастор во время церковного богослужения говорит о власти демона над человеком, увещевая народ быть ближе к Богу, и во время этой речи в одном из патетических мест к ужасу слушателей воображаемый демон проявляет свою власть над одним из присутствующих, повергая его в страшные корчи. За этим следуют другая и третья жертвы. То же повторяется и при других богослужениях.

Можно ли сомневаться в том, что здесь дело идет о прямом внушении бесоодержимости, переходящем затем и в жизнь народа и выхватывающем из последнего свои жертвы даже и вне богослужебных церемоний.

Когда укоренились известные верования о возможности воплощения дьявола в человеке, то это верование само по себе уже действует путем взаимовнушения и самовнушения на многих психопатических личностей и приводит таким образом к развитию демономатических эпидемий, которыми так богата история средних веков.

Благодаря самовнушению те или другие мистические идеи, вытекавшие из мировоззрения средних веков, нередко являлись вместе с тем источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые, благодаря господствовавшим верованиям, также получали наклонность к эпидемическому распространению. …

Таково, очевидно, происхождение судорожных и иных средневековых эпидемий, известных под названием пляски св.Витта и св.Иоанна.

Замечательна эпидемия самобичевания, распространившаяся из Италии по Европе в 1266 г., о которой историк сообщает следующее: «Беспримерный дух самообвинения внезапно овладел умами народа.

Страх перед Христом напал на всех; благородные и простые, старые и молодые, даже дети лет пяти бродили по улицам без одежд с одним только поясом вокруг талии.

У каждого была плеть из кожаных ремней, которой они бичевали со слезами и вздохами свои члены так жестоко, что кровь лила из их ран».

Затем в 1370 году не менее поразительным образом распространилась по Европе мания плясок, которая в Италии приняла своеобразную форму тарантизма. В это время танцоры наполняли улицы европейских городов, особенно в Германии и в Нидерландах. Все бросали свои обычные занятия и домашние Дела, чтобы отдаться неистовой пляске.

Еще более поучительная картина представляется нам в описании судорожных эпидемий, развившихся в Париже в прошлом столетии, объединяющим объектом которых явилось Сен-Медарское кладбище с могилой дьякона Пари, некогда прославившегося своим аскетическим образом жизни. Это описание принадлежит известному Луи Фигье.

«Конвульсии Жанны, излечившейся на могиле Пари от истерической контрактуры в припадке судорог, послужили сигналом для новой пляски св.Витта, возродившейся в центре Парижа в XVIH веке с бесконечными вариациями, одна мрачнее или смешнее другой.

Со всех частей города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные, все уверяли, что они и конвульсионировали, и конвульсионируют по-своему. Это был всемирный танец, настоящая тарантелла.

Вся площадь Сен-Медарского кладбища и соседних улиц была занята массой девушек, женщин, больных всех возрастов, конвульсионирующих как бы вперегонку друг с другом.

Здесь мужчины бьются об землю как настоящие эпилептики, в то время как другие немного дальше глотают камешки, кусочки стекла и даже горящие угли; там женщины ходят на голове с той степенью странности или цинизма, которая вообще совместима с такого рода упражнениями.

В другом месте женщины, растянувшись во весь рост, приглашают зрителей ударять их по животу и бывают довольны только тогда, когда 10 или 12 мужчин обрушиваются на них зараз всей своей тяжестью.

Люди корчатся, кривляются и двигаются на тысячу различных ладов. Есть впрочем и более заученные конвульсии, напоминающие пантомимы и позы, в которых изображаются какие-нибудь религиозные мистерии, особенно же часто сцены из страданий Спасителя.

Среди всего этого нестройного шабаша слышатся только стон, пение, рев, свист, декламация, пророчество и мяуканье. Но преобладающую роль в этой эпидемии конвульсионеров играют танцы.

Хором управляет духовное лицо, аббат Бешерон, который, чтобы быть на виду у всех, стоит на могиле.

Здесь он совершает ежедневно с искусством, не выдерживающим соперничества, свое любимое «по», знаменитый скачок карпа (saute de Carpe), постоянно приводящий зрителей в восторг….

…Всюду на дворах, под воротами можно было слышать или видеть, как терзается какой-нибудь несчастный; его вид действовал заразительно на присутствующих и побуждал их к подражанию.

Зло приняло такие значительные размеры, что королем был издан такой указ, по которому всякий конвульсионирующий предавался суду, специально учрежденному при арсенале, и приговаривался к тюремному заключению.

После этого конвульсионеры стали только искуснее скрываться, но не вывелись».

Познакомившись с этими своеобразными общественными явлениями, можно ли сомневаться в том, что эпидемии конвульсионирующих развивались благодаря взаимовнушению на почве религиозного мистицизма и тяжелых суеверий.

Здесь следует также вспомнить о шаманстве и массовых религиозных церемониях у восточных народов (дервиши и пр.). где также мы встречаемся с явлениями, создающими благоприятную почву для внушения и самовнушения.

Не подлежит никакому сомнению, что в рассматриваемых случаях есть немало места и для проявления совершенно бессознательного подражания, но наряду с этим почти во всех массовых церемониях, сопровождающихся воодушевлением участников, доходящим до степени религиозного экстаза, есть и другой фактор, приводящий к общественной заразе. Этот фактор есть внушение. Оно действует решительно везде, где дело идет об объединении группы лиц одними и теми же чувствами и мыслями и представляет собою не что иное, как непроизвольное прививание известных настроений, идей или действий

Источник: https://psyfor.life/massovye-psihozy-v-istorii/

Феномен массовой истерии | Социум | Наша Психология

Массовый психоз в истории

Несясь гуртом, толпой и скопомИ возбуждаясь беспредельно,Полезно помнить, что по попамНас бьют впоследствии раздельно.

И. Губерман

Что такое массовая истерия?

Человек, как правило, позиционирует себя как личность. Причем личность достаточно самостоятельную в суждениях и оценках, более-менее адекватно реагирующую на внешние раздражители. Но по мере того, как люди погружаются в группу, которая численно возрастает, их критичность мышления значительно снижается.

Люди растворяются в толпе. Они аффективно зажигаются и продуцируют массовый психоз, крайней формой которого является массовая истерия.

Массовая истерия – демонстративные и острые эмоциональные реакции (радости, печали, гнева, ненависти) большого количества людей.

Одновременно переживаемые общие представления, отношения и оценки трансформируются в тождественные формы вербальной и невербальной активности. Это способствует усилению истерии, доводя ее до абсолютного кипения. В таком состоянии каждый человек становится частью человекоподобной массы, человеческого стада, стремится прижаться к его середине, где якобы безопасно и тепло.

Следует отметить, что далеко не всякая большая группа людей может генерировать истерический психоз, поскольку он возникает только там, где имеют место аффективные состояния или крайние формы острого эмоционального возбуждения.

Экскурс в историю

Проблема массового истерического психоза (индуцированный бред, который одновременно овладевает большим количеством людей) сейчас очень остра. Это связано с тем, что массовые явления в эпоху господства информационных технологий получили возможность тиражироваться и приумножаться многократно.

При помощи СМИ в массовую истерию вовлекаются как отдельные люди, так и большие социальные группы. Все те, кто не удовлетворен текущими международными, политическими, экономическими, правовыми, культурными, религиозными и прочими аспектами.

В истории развития цивилизации проявления массовой истерии возникали неоднократно. Например, общеизвестно о таких проявлениях массовой истерии, как:

  • танцевальная лихорадка в 1518 года в Страсбурге;
  • сообщение о вторжении марсиан в 1938 году в США;
  • массовые психозы в эпоху тоталитаризма в Италии, Германии, СССР в 30–40-х годах ХХ века;
  • нигерийская эпидемия исчезающих гениталий в 1990 году;
  • эпидемия смеха в 1962 году в Танганьике;
  • шок от покемонов в 1997 году в Японии;
  • телевизионный гипноз массового телезрителя от Чумака и Кашпировского в последние годы существования СССР;
  • движение «Белого братства» в 80–90-е годы ХХ века в России и Украине и т. п.

Причины и психологические механизмы

Возникновение массового истерического психоза становится возможным тогда, когда люди объединяются вокруг эмоционально насыщенной информации, которая приводит к генерированию сильных аффектов.

Такие новости, как правило, либо имеют реальную почву (например, пожар, повлекший массовые жертвы), либо являются результатом фейкового информационного вброса (например, нападение инопланетян на землян).

При этом такой психоз возникает на фоне общего здоровья большинства людей. Впрочем, эти люди обладают повышенной внушаемостью, имеют низкий уровень критического мышления, что не позволяет им адекватно реагировать на аффективные раздражители.

Психологическими механизмами массовой истерии являются так называемая «циркулярная реакция», а также внушение, заражение и подражание.

Циркулярная реакция представляет собой циркулирование по кругу эмоциональных состояний, которые переживаются массой людей, что обеспечивает «эмоциональное кружение», то есть постоянное самозаражение людей актуальной эмоцией.

Та еще зараза

Люди «заражаются» такими отрицательными эмоциями, как гнев, отвращение, страх, печаль или положительными эмоциями интереса, радости и удивления. Кружение обеспечивает постоянное возрастание амплитуды эмоционального напряжения и не отпускает погрузившихся в массовый психоз.

В итоге это приводит к тому, что массовая истерия перевоплощается в некий образ, который инсталлируется в форме образа мысли или образа действия, что предполагает конкретные формы активности по принципу «бей или беги».

Заражение является наиболее древним психологическим механизмом массовой психологии вообще и массового психоза конкретно.

Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта минуя осмысление, рефлексию и критическое отношение.

Заражение выступает сплачивающим фактором, который при сильной интенсивности приводит к распаду ролевых структур, имеющих место в социальных группах, и порождает эффекты толпы.

Мода – отблеск стадных инстинктов

Подражание восходит к физиологическому явлению, которое является общим для всех стадных и особенно высших животных, но может принимать специфически человеческие формы, такие как, например, мода. Это обычный имитационный акт, в котором активность одних повторяется в действиях других.

Однако если животные действуют инстинктивно, то человек далеко не всегда осуществляет такие акты. Но именно в состоянии массового психоза мы и наблюдаем рефлекторное подражание людей друг другу.

Виды массовой истерии

Великий физиолог В. Бехтерев утверждал, что масса, охваченная истерией, ведет себя намного глупее, чем психически неуравновешенный человек, и теряет черты разумных существ.

Проявления массовой истерии можно условно разделить на два вида. Первый вид составляют истерические психозы, которые инсталлированы в форме «толпы». А второй вид – это проявления в форме информационных сообществ – телезрители, пользователи социальных сетей и так далее.

В первом случае мы имеем дело с тем, что в свое время Густав Лебон определил не просто собранием людей, а как отдельный организм, случайно и временно образовавшийся, иррациональный и полностью деструктивный. По образному выражению ученого, «толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

А Зигмунд Фрейд определял толпу как некую человеческую массу, которая находится под действием гипноза. То есть толпа – это как стихийное, так и организованное, но временное скопление большого количества людей, которые объединены единым эмоциональным центром внимания (эмоциональным триггером), импульсирование которого вызывает у них тождественные реакции.

Во втором случае массовый психоз возникает вследствие получения людьми актуальной и эмоционально насыщенной информации, которая тиражируется СМИ и возбуждает интерес даже у тех, кому она не интересна.

Разнообразие «поляризованных масс» является базой для возникновения мнений и настроений, которые становятся трафаретными и задающими соответствующие формы активности другим людям и социальным группам.

Сегодня это становится особенно актуальным, поскольку телевизор, а в последнее время Интернет овладевает все большим количеством пользователей, что усиливает проявления массовой истерии за счет большего охвата «страждущих» и тиражирования актуальной, аффективно окрашенной информации практически в неограниченном количестве.

И целого мира мало

В результате процессов глобализации массовая истерия может охватывать очень большое количество людей, находящихся в разных концах земного шара. Например, различные протестные движения, которые в последнее время потрясают современный мир, стали возможными вследствие круглосуточного их освещения в электронных средствах массовой информации.

Большое количество людей, склонных к различным верованиям, обладающих ослабленным волевым контролем и повышенной сензитивностью (инфантилизмом), подключаются к аффективным манифестациям, особо не вникая в суть массовых протестов.

Такие люди становятся объектами влияния господствующих адептов, которые при помощи СМИ навязывают им определенные идеи. Идеи, овладевшие массами, становятся катализаторами массовой истерии, после чего никакие доказательства их абсурдности не принимаются, а, наоборот, попытки опровержения вызывают у «заразившихся» только агрессию, ожесточение и проявление насилия.

Как «не утонуть» в массовой истерии

Человек, «нырнувший в массу», обречен, как незадачливый пловец, оказавшийся посреди океана без средств к спасению. Поэтому для того, чтобы оставаться вменяемой личностью, адекватно оценивать происходящее и стойко противостоять влиянию извне, никогда не стоит «погружаться» в толпу.

Необходимо помнить, что, когда вполне нормальный человек все же попадает в окружение невменяемой публики, он также имеет все шансы «заразиться истерией» и не вырваться из ее «жарких объятий».

Защита от толпы – это путь неслияния с нею.

Никогда не стоит погружаться в гущу событий, где правит массовый психоз. Не стоит смотреть в глаза тем, кто уже «заразился вирусом истерии».

Как правило, «зараженные» продуцируют «биполярный взгляд», одновременно взирая на окружающих с восторгом и ненавистью. Если и есть желание поучаствовать или понаблюдать за толпой, всегда необходимо держаться ее края, а лучше находиться на некотором удалении от нее. Толпа, зараженная истеричным психозом, должна быть видна со стороны во всем своем великом безобразии.

Важно использовать информацию из различных источников, ограничить просмотр средств массового индуцирования (телевидение, сетевые информационные ресурсы), доверять не аффективно насыщенным репортажам (типа «распятый мальчик» или «изнасилованная девочка»), а только фактам и рациональной аргументации.

Таким образом, сегодня известно, что массовая истерия в основном поражает людей, обладающих низким уровнем критического мышления и эмоционального интеллекта, социально незрелых, инфантильных и с неустойчивой психикой.

Источник: https://www.psyh.ru/fenomen-massovoj-isterii/

Мяукающие монахини и исчезающие пенисы: что такое психические эпидемии и в чем их причина

Массовый психоз в истории

В XIV–XVII веках континентальную Европу охватило явление, известное как пляска святого Витта или хореомания (от греч. χορεία «вид танца»).

Сотни, тысячи и даже десятки тысяч людей одновременно начинали двигаться в такт воображаемой музыке и перемещались так из города в город, пока наконец не падали от изнеможения. Некоторые из них получали во время плясок тяжелые травмы или умирали от разрыва сердца.

Самое раннее упоминание о танцевальной эпидемии датировано VII веком, и в дальнейшем вплоть до середины XVII столетия массовая истерия такого рода много раз охватывала разные уголки континентальной Европы.

В одних случаях помешательство длилось несколько часов, в других продолжалось месяцами. При этом пляшущие находились в бессознательном состоянии и не могли себя контролировать.

Некоторые во время танца умудрялись заниматься сексом, другие раздевались догола и делали непристойные жесты или просто прыгали как животные.

Средневековые историки также утверждают, что участники плясок святого Витта болезненно реагировали на красный цвет и могли совершать жестокие поступки при виде алой одежды.

Самая известная вспышка танцевальной лихорадки произошла в июле 1518 года в Страсбурге. Всё началось с того, что некая фрау Троффеа на протяжении нескольких дней выделывала па на центральных улицах. Постепенно к ней стали присоединяться и другие горожане.

В течение первой недели их число увеличилось до 34, а затем и до 400 человек. Обеспокоенные странными событиями страсбургские власти решили дать людям танцевать до тех пор, пока они не устанут, и даже наняли музыкантов, чтобы те, не переставая, играли на городской площади.

Это привело к настоящей катастрофе: несчастные бились в пароксизмах бесконечной пляски до тех пор, пока не падали замертво от истощения или сердечного приступа.

Историк Джон Уоллер утверждает, что никакой современный спортсмен не смог бы вынести изнурительных нагрузок, которым они подвергали себя на протяжении многих дней.

Предлагалось много объяснений этого феномена. Самое известное из них — попадание в хлеб грибка спорыньи (природного источника ЛСД-25), вызывавшего у крестьян психоделические переживания.

Отравление действительно могло спровоцировать судороги и галлюцинации, но такая гипотеза не дает ответа на вопрос, почему, почувствовав эти симптомы, люди непременно пускались в пляс.

Другие медицинские теории объясняют столь странное поведение массовыми вспышками тифа, эпилепсии или энцефалита. Причиной могло стать и отравление мозга болезнетворными бактериями после эпидемий чумы.

Некоторые ученые предполагают, что танцевальная лихорадка была для людей Средневековья способом пережить стресс, вызванный нищетой, вспышками черной смерти и стихийными бедствиями. Также есть мнение, что пляски представляли собой тщательно организованные ритуалы запрещенных в то время культов.

В средневековой медицинской литературе описан еще один типичный сценарий массовой истерии. В одном из источников, например, сообщается о некой французской монахине, которая однажды начала мяукать как кошка.

Такое поведение оказалось очень заразным — вскоре ежедневные приступы мяуканья стали охватывать других сестер и иногда продолжались по несколько часов. Только пригрозив массовыми порками, духовенство смогло прекратить этот кошачий концерт.

В XV веке послушница германского женского монастыря начала кусать своих сестер. Непреодолимая тяга к этому богомерзкому занятию распространилась по всей обители, а затем и по другим монастырям Германии, Голландии и даже Рима.

Некоторые девушки демонстрировали симптомы одержимости демонами (странное поведение и использование обсценной лексики), так что приходилось призывать священника, чтобы провести обряд экзорцизма.

Исследователи обращают внимание на то, что страдавшие от истерии девушки, как правило, отправлялись в монастыри не по своей воле. Поведение, напоминающее одержимость демонами или животными инстинктами, было для их психики единственной возможностью выразить протест против нищеты, тяжелого труда и строжайшего соблюдения церковных канонов.

Нападе на нее бес, учала собакой лаять

Пока Европа постепенно избавляется от танцевальной лихорадки, Российская империя переживает настоящую эпидемию кликушества — истерических припадков, во время которых человек, якобы одержимый бесами, издает страшные и пронзительные крики.

Сообщения о подобных происшествиях встречаются еще в Средневековье, но само слово «кликуша» появляется в XVII–XVIII веках, когда и начинается настоящая психическая эпидемия.

Умы россиян того времени бродили под влиянием церковного раскола, что и могло спровоцировать рост истерических настроений.

«Нападе на нее бес, учала собакой лаять, и козой блекотать, и кукушкой куковать», — описывал встречу с кликушей протопоп Аввакум в своей автобиографии.

Во время таких истерических припадков люди нередко выкрикивали имя того, кто навел на них порчу и подселил беса, что в условиях сельской общины легко могло закончиться расправой над этим человеком.

Еще Петр I подозревал кликуш в притворстве и требовал привлекать их к суду за лжесвидетельство и клевету.

Но административными мерами пресечь беснование не удалось, и вплоть до начала ХХ века оно всё еще встречалось в русских селах.

В 1879 году в деревне Врачево Новгородской губернии кликуша обвинила крестьянку в наведении порчи и болезней на людей. Муж одной из «будущих жертв» собрал люд, «ведьму» заперли в избе и подожгли. Трех участников этого самосуда приговорили к церковному покаянию, а остальных признали невиновными.

«Наиболее частая и типическая форма кликушного припадка состоит в том, что кликуша начинает „кричать на голоса“ — симптом, от которого болезнь и получила свое название.

Иногда кликуша произносит бессмысленные звуки с различными переливами и интонацией… Крик этот напоминает всхлипывание, голоса животных, собачий лай или кукуканье, очень часто он прерывается громким иканием или рвотными звуками… В других случаях кликуша сразу начинает выкрикивать определенные слова…

выкрикиваемых слов весьма различно. Чаще всего она кричит: „Ой, лихо мне, ой тяжко, страда-а-аю“ и т. д.

В случаях, бывших под моим наблюдением, кроме описанных явлений, я должен отметить еще особенное кривляние лица во время кликушного припадка. Действительно, наблюдая кликушу во время припадка, можно поражаться иногда теми отвратительными гримасами, которые она проделывает» — так описывает этот феномен знаменитый психиатр Бехтерев в книге «Внушение и его роль в общественной жизни».

ХХ век: кусачие жуки и исчезающие пенисы

Одна из самых известных массовых истерий Новейшего времени охватила в 1962 году жителей Танганьики — небольшого государства в Восточной Африке, которое впоследствии вошло в состав Танзании.

Приступы заразительного хохота начались 30 января у трех девочек, а вскоре от них сотрясались уже 95 из 159 воспитанниц миссионерского интерната в деревне Кашаша в возрасте от 12 до 18 лет. Истерические взрывы смеха продолжались от нескольких часов до 16 дней.

Хотя со стороны могло показаться, что всем этим детям очень весело, сами они испытывали страдания. Приступы хохота сменялись плачем и криками, сопровождались жалобами на проблемы с дыханием, метеоризмом, обмороками и сыпью.

На учителей эпидемия не распространялась, но они могли только развести руками и констатировать, что в таком состоянии ученицы точно не способны сосредоточиться на уроках. 18 марта школу закрыли.

Обучавшиеся там девочки разъехались по домам, и эпидемия смеха проникла в новые населенные пункты. В апреле и мае 1962 года 217 жителей деревни Ншамба (преимущественно юных) сотрясались от приступов конвульсивного хохота.

Охватила истерия и среднюю школу для девочек в Рамашанье, затронув 48 учениц.

В результате руководству интерната в Кашаше выставили иск за то, что оно позволило «носителям инфекции» разъехаться по близлежащим населенным пунктам и распространить ее.

Полтора года спустя эпидемия сошла на нет так же внезапно, как и появилась. За это время было закрыто 14 школ и около тысячи человек обратились с жалобами на «попавшую в рот смешинку».

Ученые находили разные объяснения произошедшего в Танганьике. Например, социолог Роберт Бартоломью и психиатр Саймон Уэссели выдвинули гипотезу культурно обусловленной эпидемической истерии.

Они обращали внимание на то, что в этой стране обществом в то время правили суровые старейшины, придерживавшиеся крайне консервативных взглядов, а эпидемия охватывала преимущественно учащихся миссионерских школ.

Разительный контраст между тем, что они слышали дома и на уроках, мог вызвать такую истерику.

Кристиан Хемпельман, в свою очередь, писал, что в начале 1960-х Танганьика только-только завоевала независимость, и ученики испытывали сильный стресс, связанный с огромными ожиданиями, которые на них возлагали учителя и родители.

По его мнению, массовая истерия для людей с низким социальным статусом оставалась единственным способом заявить, что в обществе что-то пошло не так.

В том же 1962 году загадочная болезнь, сопровождавшаяся сыпью, лихорадкой, головокружением и рвотой, охватила работников текстильной фабрики на юге США. Сотрудница, первой пожаловавшаяся на эти симптомы, уверяла, что ее укусил майский жук.

Вскоре от них же начали страдать еще 59 женщин и трое мужчин, многих пришлось госпитализировать.

Чтобы справиться с нашествием агрессивных жуков, на завод вызвали энтомологов, но те обнаружили там лишь пару безобидных насекомых, чьих сил и коварства было явно недостаточно, чтобы учинить такие бедствия.

Проведя более детальное исследование и опросив пострадавших, медики пришли к выводу, что имеют дело со случаем массовой истерии.

Большинство «укушенных» женщин работали сверхурочно, должны были содержать ребенка или испытывали другие жизненные трудности, но делали вид, что у них всё в порядке. Это, по мнению медиков, снижало их стрессоустойчивость.

Свою роль в распространении истерии сыграла и пресса, сообщившая об атаке ядовитых насекомых.

В период с 1973 по 1978 год по крайней мере шесть вспышек массового психоза были зарегистрированы на фабриках Сингапура.

Одни работники жаловались на охвативший их без причины холод и страх, другие утверждали, что в них вселился дух или джинн, третьи кричали и вели себя агрессивно.

Транквилизаторы этим людям не помогали, а попытки знахарей изгнать демонов только вредили. К счастью, спустя неделю симптомы, как правило, исчезали сами собой.

В 1990 году тысячи людей пострадали от загадочной болезни в одной из косовских провинций. По странному совпадению недуг затронул только этнических албанцев, в большинстве случаев — подростков.

Распространенными симптомами были тошнота, боли в груди, судороги и проблемы с дыханием. Федеральная комиссия выпустила документ, в котором заявила о психогенном характере болезни.

Такое объяснение не устроило ни албанцев, уверенных в том, что детей отравили, ни сербов, считавших, что инцидент специально спланирован, чтобы выставить их в дурном свете.

Нигерийский психиатр Санни Илечукву еще в 1975 году сообщал о нелепом случае из своей практики, когда полицейские привели к нему мужчину, утверждавшего, что у него украли пенис. В 1990-х годах такие жалобы приобрели массовый характер.

Воры гениталий, «свирепствовавшие» в то время в нигерийских городах, якобы, дотронувшись до человека, могли похитить у него половой орган.

Чтобы наказать незнакомца, случайно задевшего кого-то в общественном месте, зачастую собирались агрессивные толпы, и некоторые такие случаи даже заканчивались линчеванием.

Когда же недоумевавшие врачи справедливо указывали «пострадавшим» на то, что гениталии на месте, «потерпевшие» утверждали, что это не их половой орган, он стал другим, уменьшился в размерах, был заменен духом пениса, вернулся на место только что или что его удалось возвратить, избив похитителя.

Приезжавшие в те годы в Лагос туристы могли наблюдать странную картину: нигерийские мужчины идут по улице, вцепившись рукой в гениталии, а женщины прижимают грудь к телу, чтобы ее тоже не похитил и не уменьшил проклятый колдун.

Психические эпидемии до сих пор продолжают вспыхивать в разных странах при не менее диковинных обстоятельствах.

Так, некоторые ученые уверены, что исключительно психогенный характер носили жалобы сотрудников американского посольства на Кубе: они утверждали, что недруги истязают их акустическими атаками.

Правительство США, впрочем, предпочло от греха подальше эвакуировать большинство своих дипломатов, а вскоре на загадочные аудионападения стали жаловаться и сотрудники американского посольства в Китае.

В августе 2019 года девочкам, обучавшимся в средней школе малайзийского султаната Келантан, начало являться «лицо чистейшего зла», заставляя их кричать от ужаса. То, что больше похоже на сюжет молодежного хоррора, на самом деле имеет вполне рациональное объяснение.

Академик Афик Нур предположил, что вспышку коллективных галлюцинаций вызвали строгие исламские обычаи заведения (Келантан считается одним из самых консервативных штатов страны) и обстановка, в которой находились девочки.

Пространство вокруг школы было засажено густыми деревьями, а они в малайзийском фольклоре считаются традиционным местом обитания злых духов и призраков. После того как их вырубили, страшные видения прекратились.

Список таких историй можно продолжать еще долго. В него пришлось бы добавить и «похищения пришельцами», и десятки тысяч обращений к врачам ипохондриков, «обнаруживших» у себя симптомы птичьего гриппа или сибирской язвы.

Бредовые идеи могут развиваться как вследствие повышенной внушаемости людей, так и из-за невыносимых условий жизни, когда коллективная одержимость становится единственным способом сбежать от реальных проблем.

По всей видимости, до тех пор, пока человек поддается внушению, мы будем узнавать о новых и всё более странных эпизодах массовой истерии.

Источник: https://knife.media/mass-hysteria/

Нервная Система
Добавить комментарий