Майя плисецкая бессонница

Плисецкая, которой мы не знали. 13 фактов о великой балерине

Майя плисецкая бессонница

Майя Плисецкая завещала развеять свой прах над Россией. Она прожила долгую и наполненную жизнь. Прима-балерина Большого театра СССР и известная на весь мир балерина, она стала символом своей эпохи, эталоном и примером для подражания.

С
ЕМЬЯ И ДЕТСТВО МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье.

Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф.

Майя Плисецкая с мамой и папой

У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом.

Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров.

Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин. Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей.

Семья Маи Плисецкой: с мамой и братом

А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли.

Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать.

Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.

1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.

Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями. 1962 год РИА Новости/ Майя Плисецкая

2. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными.

На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?».

Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.

На приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы.

Слева направо: народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая РИА Новости/ Борис Рябинин

3. Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю. 1969 год РИА Новости/ Александр Макаров

4. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой.

Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками.

На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.

Народные артисты СССР Николай Фадеечев и Майя Плисецкая выступают во время гастролей балета Государственного академического Большого театра СССР в США. 1962 год РИА Новости/ И. Кошани

5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине.

Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти.

К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома. 1971 год. РИА Новости/ Александр Макаров

6. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля. 1965 год РИА Новости/ Александр Макаров

7. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая дает автограф в антракте спектакля. 1965 год РИА Новости/ Александр Макаров

8. «По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», ― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже. Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.

Источник: https://isroe.co.il/plisetskaya-kotoroj-my-ne-znali-13-faktov-o-velikoj-balerine/

Семейные несчастья, любовь и блистательная карьера: главное о жизни Майи Плисецкой

Майя плисецкая бессонница

Маргарита Дорошевич   99755 2 января 2020, 20:45

Майя Плисецкая

В этом году исполнится 95 лет со дня рождения Майи Плисецкой. Самой знаменитой отечественной балерины уже нет с нами: пять лет назад она скончалась в Мюнхене в возрасте 89 лет. У артистки была очень интересная и насыщенная жизнь (недаром она выпустила несколько книг мемуаров). Рассказываем самое интересное.

Детство и страшные годы

Майя родилась в Москве, в семье дипломата Михаила Плисецкого и киноактрисы Рахили Мессерер-Плисецкой. У супругов подрастали трое детей, Майя была старшей. В зрелом возрасте она рассказывала в интервью:

Мама была киноактрисой и снялась по крайней мере в десяти фильмах. Фильмы тогда еще были незвуковые. Она играла узбечек, а всегда в Азии были сплошные трагедии. Она играла прокаженную, где ее топтали лошади.

Какой-то другой фильм, где ее сжигали живьем в каком-то доме.

Вообще, я просто обрыдалась, хотя она сидела рядом со мной в кинотеатре, держала меня за руку и говорила: “Я здесь, я с тобой”, а все равно я сердилась, что она мне мешала плакать.

Рахиль Мессерер-Плисецкая

Отец будущей звезды балета был генеральным консулом СССР и начальником угольных шахт на Шпицбергене, где семья прожила два года. В тот период Майя, кстати, впервые вышла на сцену — участвовала в балетной постановке, где, по ее же словам, “с шиком сыграла свою крошечную роль”.

Михаил Плисецкий

Когда отца Плисецкой на время вернули в Москву, девочку отдали в Московское хореографическое училище. Ей было всего семь лет, и ее приняли вопреки правилам, требовавшим, чтобы ученицам уже исполнилось восемь. Учебу пришлось прервать, когда отца Майи вновь отправили на Шпицберген.

Там, знаете, было ни до кино, ни до чего. Потом наступили страшные годы, когда его (отца — Прим. ред.) арестовали, расстреляли, мать попала в ГУЛАГ. Так что детство было не очень веселое,

— вспоминала балерина. Арестовали ее отца весной 1937-го, а уже в начале следующего года расстреляли.

Мать спустя три месяца забрали прямо со спектакля в Большом театре, где танцевала ее младшая сестра Суламифь Мессерер.

Рахиль вместе с грудным сыном оказалась в печально известном Акмолинском лагере жен изменников Родины. Суламифь после ареста сестры удочерила Майю, чтобы девочку не отправили в детский дом.

Майя Плисецкая

“Умирающий лебедь” под аккордеон

В 1939 году 14-летняя Плисецкая в первый раз исполнила партию умирающего лебедя — в казахстанском Чимкенте, куда была сослана мать.

Мама настояла, чтобы я явилась на публику. “Ты выходишь из формы, будешь бояться зала. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант”.

Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески.

Туманное предвосхищение будущего “Умирающего лебедя”, но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала,

— писала артистка в своей автобиографии “Я, Майя Плисецкая”.

Майя Плисецкая и Николай Фадеечев

“Умирающий лебедь” стал впоследствии визитной карточкой балерины. Красота ее движений буквально гипнотизировала зрителей. А вдохновляться, чтобы исполнить эту партию, Майя отправилась… в Московский зоопарк.

Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи,

— рассказывала она.

В 1941 году, когда началась война, семью эвакуировали в Свердловск. В эвакуации у Майи не было возможности выступать, балеты здесь не ставились.

Год спустя девушка вернулась в Москву, выпустилась из училища, после чего ее приняли в труппу Большого театра. Поначалу она, конечно, танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали давать сольные партии — а потом и главные роли.

В балете “Спящая красавица” она исполняла роли феи Сирени, феи Виолант и Авроры, станцевала все женские партии в “Дон Кихоте”. Блистательно сыгранную Плисецкой роль Китри в этом балете назвали открытием в исполнительском искусстве.

Балерина с характером

Шаг за шагом Майя шла к званию самой яркой звезды советского балета и к мировой славе. Ее восхваляли и награждали, но при этом власть мешала ей выступать там, где она хотела: в 1950-е Плисецкая была невыездной. Позже балерина узнала, что в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на британскую разведку.

Ей настойчиво советовали вступить в партию, но Плисецкая дала себе обещание, что не сделает этого. Советскую власть она ненавидела — за расстрел отца, арест матери и страдания всей семьи.

Балерина честно говорила — характер у нее не сахар:

Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать? Измениться труднее, чем за волосы себя поднять.

Больше всего Плисецкую, по ее словам, всегда раздражала неправда “и в искусстве, и в жизни”, она всячески пыталась бороться против несправедливости.

Артистка не боялась высказываться против власти и делала это всю свою жизнь.

Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба,

— писала звезда в своей книге.

Мужчины

В своих мемуарах артистка признавалась, что у нее случались романы с коллегами по балетной сцене. Первым мужем звезды также стал солист балета — Марис Лиепа. Ему тогда было всего 20, Майе — 31. Брак оказался совсем коротким: пара развелась спустя три месяца после свадьбы. По словам брата Плисецкой, по факту супруги прожили вдвоем и того меньше — всего пару недель.

Говорили, что разрыв случился из-за очередного увлечения балерины. Плисецкая в книгах о своей жизни честно признается, что в молодости была очень влюбчива. По поводу распавшегося брака с Марисом Майя сказала, что они просто “не сошлись характерами”.

В гостях у Лили Брик, музы Владимира Маяковского, Плисецкая познакомилась с композитором Родионом Щедриным. Он тоже был младше балерины — на семь лет. Майя вспоминала о первой встрече:

Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов.

После знакомства композитор собрался писать музыку для балета с участием Майи и пришел к ней на репетицию. Балерина потом вспоминала, что будущий муж не мог оторвать глаз от нее в черном эластичном трико, подчеркнувшем ее стройную фигуру.

В 1958 году пара сыграла свадьбу. Кстати, по признанию артистки, Родион не спешил брать ее в жены, но Плисецкой говорили, что официальный брак поможет ей избежать преследований КГБ:

Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем. Об этом не раз намекали.

Детей у пары не было. Майя не скрывала, что предпочла сделать аборт, когда забеременела. Муж “без восторга, но согласился” с ее решением. Свое нежелание иметь детей балерина объясняла так:

Если бы у нас был даже один ребенок, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него. А я тогда к такой жертвенности не была готова. Рождение ребенка — это минимум один пропущенный год карьеры. Я была не уверена в том, что, испортив фигуру и пропустив год, смогла бы вернуться на сцену. Риск был огромен. И я не рискнула.

В интервью Плисецкая всегда восторженно отзывалась о муже, называла его особенным, даже гением. По словам балерины, Щедрин окружил ее заботой и вниманием, постоянно был рядом, часто сопровождал на гастролях.

Он писал музыку для балетов, в которых она выступала: “Анна Каренина”, “Чайка”, “Дама с собачкой”. Артистка считала, что именно благодаря супругу ее карьера продлилась так долго.

И главной удачей в своей жизни называла не головокружительную карьеру, а то, что у нее “прекрасный муж”.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин

Грациозная, всегда со вкусом одетая Плисецкая была постоянно окружена поклонниками, среди которых были известные и влиятельные мужчины. Писали, что в начале 60-х за ней красиво ухаживал брат президента США Роберт Кеннеди, с которым она познакомилась во время американских гастролей. Но, как говорила балерина, между ними была только дружба:

Со мною Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу не дала.

Политик часто поздравлял Плисецкую с днем рождения: они с ним родились в один день и даже один год — 20 ноября 1925-го.

Роберт Кеннеди

Поэт Андрей Вознесенский тоже был очарован. Он писал о Плисецкой:

В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая — полюс магии.

“Не жрать”

Балерина рассказывала, что при встрече с ней люди всегда удивлялись: на сцене она казалось высокой, а на самом деле ее рост составлял всего 165 сантиметров. Вопреки стереотипу о вечно сидящих на диете балеринах, Плисецкая признавалась:

Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно — просто из-за репетиций не успевала поесть.

Звезда балета говорила, что любит пиво с сосисками, обожает селедку, а хлеб с маслом — вообще “лучшее, что придумали люди”. При этом на вопросы журналистов, как сохранить красивую фигуру, Плисецкая давала ответ простой до гениальности:

Не жрать! Более действенного способа еще не придумали.

Позднее балерина немного смягчила свою знаменитую цитату:

Это больше в теории. А в жизни можно все, но понемногу.

Майя не стеснялась признаться в собственной лени и в том, что она “никогда не любила тренироваться и репетировать”. Но в этом балерина видела скорее плюс: она сохранила ноги “неизмученными”, что позволило ей долгие годы не покидать сцену.

До самой старости Плисецкая выглядела элегантной и ухоженной женщиной, с отличной фигурой и правильной осанкой. При этом считала, что желание молодиться никогда не добавляет женщине привлекательности:

От морщин никуда не деться… Но молодящийся старичок или старушка — это смешно… Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет — это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно — ухожено оно или запущено.

Жизнь после балета

Карьеру Майя Плисецкая завершила в 65-летнем возрасте. Но еще через пять лет станцевала в специально поставленном для нее номере хореографа Мориса Бежара “Аве Майя”.

О современном балете Плисецкая обычно высказывалась одобрительно, хотя и сказала однажды, что “из танца ушла душа”, поскольку сегодня “следуя за техникой, многие забывают про эмоции”:

Сейчас танцуют лучше. У нас черт знает какая форма была у балерин. Маленькие коряги, каракатицы. А сейчас девочки как модели. Мужской танец вырос неслыханно.

Майя Плисецкая и Пьер Карден

Экстравагантные находки в современных постановках Плисецкая тоже не критиковала:

Когда я вижу сейчас голых, таких, сяких на сцене, я радуюсь и потираю руки: вот вам, ешьте! Нам-то ничего не разрешали! Ведь получалось, что коммунисты в шубах делали своих детей.

С начала 90-х Майя и Родион жили в Мюнхене. Своего жилья, кстати, супруги так и не приобрели: Плисецкая в этом не видела необходимости.

Она говорила:

Мы снимаем квартиру. Это, как в старину говорили, меблированные комнаты. Нас это устраивает… Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул! А так, как в гостинице, мне удобно. Я знала известных людей, которые всю жизнь так жили. Например, Набоков.

Готовить дома Майя тоже никогда особенно не любила, предпочитала есть в кафе и ресторанах. В Мюнхене их с мужем знали во многих заведениях как постоянных клиентов.

Плисецкая выпустила три книги о своей жизни, причем, говорят, каждую тщательно вычитывала и редактировала сама.

До своего 90-летнего юбилея звезда балета не дожила: 2 мая 2015 года она скончалась в Германии от обширного инфаркта миокарда. Родион Щедрин рассказал о последних месяцах жизни Плисецкой:

В апреле мы были в России. Сначала в Петербурге, в Мариинке, на моем премьерном “Левше”. Майя на банкете вместе со всеми сидела до 5 утра, была веселой. Все говорила, как бы дотянуть этот год — до юбилея.

Потом приехали в Москву, всякие там дела были. В том числе по грядущему юбилею. Вернулись в Мюнхен. Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе. И вдруг схватило сердце.

Родиону Щедрину сейчас 87 лет, он по-прежнему живет в Германии. Иногда бывает в Москве: например, три года назад в день рождения своей знаменитой жены присутствовал на открытии ее скульптурного портрета в образе Кармен. Памятник был установлен именно по его инициативе, скульптуру установили на Большой Дмитровке — в том месте, где Плисецкая любила гулять, приезжая с мужем в столицу.

Когда Плисецкой не стало, было оглашено ее завещание: в нем балерина просила соединить ее прах с прахом Щедрина после его смерти и развеять над Россией.

Новости 135 Звездные пары 68 Новости 62 Звездные пары 132 Звездные дети 30

Новости Хроника Новости

Новости Звездные пары Новости

Сейчас в блогах

Источник: http://www.spletnik.ru/buzz/94025-semeynye-neschastya-lyubov-i-blistatelnaya-karera-glavnoe-o-zhizni-mayi-plisetckoy.html

О чем не молчала майя плисецкая

Майя плисецкая бессонница
Майя Плисецкая

“Два дня у Майи было суровое лицо, боль мучила. И вдруг напоследок мягко улыбнулась.

Я спросил ее: “Ты меня узнаешь?”

— “Я тебя обожаю!” — ответила Маюша. И улыбнулась так красиво, как умела только она”.

Так описывает последние дни великой артистки Майи Плисецкой самый близкий ей человек Родион Щедрин, с которым она прожила вместе 57 лет.

2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни балерина скончалась от обширного инфаркта миокарда.

“В апреле мы были в России. Сначала в Петербурге, в Мариинке, на моем премьерном “Левше”. Майя на банкете вместе со всеми сидела до 5 утра, была веселой. Все говорила, как бы дотянуть этот год — до юбилея.

Потом приехали в Москву, всякие там дела были. В том числе по грядущему юбилею. Вернулись в Мюнхен. Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе. И вдруг схватило сердце”.

Во всем мире признан уникальный стиль танца Плисецкой, ее гибкость, пластичность и изящное движение рук. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу.

Из книги Майи Плисецкой:

“Плисецкий стиль”, могу сказать, пошел по миру. Со сцены, с экрана телевизора нет-нет да и увижу свое преломленное отражение – поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз. Я радуюсь этому. Я грущу”.

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Мать — Рахиль Мессерер была актрисой немого кино. Тетя и дядя – виртуозными танцовщиками и талантливыми педагогами. Они танцевали в Большом театре.

Отец — Михаил Плисецкий — директор треста “Арктикуголь”, затем генеральный консул СССР на Шпицбергене (обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане. Самая северная часть Норвегии).

Майя Плисецкая с родителями

Это не спасло семью Майи от сталинских репрессий. Отца обвинили в шпионаже и расстреляли в 1938 году. Мать тогда же арестовали прямо во время представления “Спящей красавицы” в Большом театре.

Вместе с новорожденным сыном Азарием отправили в лагерь для “жен изменников родины” в Казахстан (в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву).

Из книги Майи Плисецкой:

“Характер у мамы был мягкий и твердый, добрый и упрямый. Когда в тридцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и прочее, и прочее, – она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали восемь лет тюрьмы”.

Майю взяла на воспитание Суламифь Мессерер. На острове Шпицберген маленькая Майя вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере “Русалка”. С того момента девочка не могла усидеть на месте и стала грезить сценой и выступлениями на публике.

В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Как позже рассказала Майя Михайловна, тетка требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее.

В Майе проявилась яркая индивидуальность балерины — необыкновенная выразительность и страстность. Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плисецкой прошло накануне войны на сцене филиала Государственного Академического Большого театра.

Ступенька за ступенькой поднималась Плисецкая к своим главным партиям. В балете “Спящая красавица” была феей Сирени, феей Виолант и Авророй.

В “Дон Кихоте” перетанцевала все женские партии, а блистательно исполненная роль Китри признана открытием в исполнительском искусстве.

Постепенно Плисецкая завоевала мировую славу, став самой яркой звездой советского балета. Министр культуры Екатерина Фурцева обвиняла балерину в чрезмерной сексуальности, но запретить выступать ей не смогла.

Майя Плисецкая ненавидела советскую власть как личного врага. За расстрел отца и страдания матери, за собственные бесконечные унижения. Ее осыпали почестями и наградами, но одновременно мешали танцевать то, что она хотела, и там, где она хотела. Балерине настойчиво намекали, что она должна вступить в партию.

Из книги Майи Плисецкой:

“Намекали. Сделала вид, что полная дура, не понимаю, о чем речь. Знала — костьми лягу, но никаких партий! Все ведали, что я не очень подчиняюсь. Таких либо уничтожали, либо махали рукой. Я была нужна. На меня махнули”.

В 1956 году труппа театра отправилась впервые в зарубежные гастроли в Англию, но Майя Плисецкая не получила разрешение на выезд из страны. Ее пытались обвинить в шпионаже и в течении последующих пяти лет балерина была невыездной.

Из книги Майи Плисецкой:

“Ничегошеньки не поменялось в нашей жизни. Та же рабская зависимость от внезапных прихотей Властей. О страна абсурдов! О мать-Россия!”.

Звезду Большого окружало множество мужчин. У Плисецкой были романы, два закончились замужеством.

Ее первый муж – Марис Лиепа, тоже был солистом театра и танцовщиком. Они поженились в 1956 году, но через три месяца развелись.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин

Со своим вторым супругом композитором Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик (хозяйка одного из самых известных в XX веке литературно-художественного салона. Автор мемуаров, адресат произведений Владимира Маяковского, сыгравшая большую роль в жизни поэта).

“Когда я впервые увидела его – в гостях у Лилии Брик, – ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена.

Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает всё. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов. А ещё он был естественно элегантен. Джентльмен от природы”,

– поделилась балерина в интервью.

Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начали встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились.

Из книги Майи Плисецкой:

“А он и не хотел жениться! Тот период у меня был вообще ужасный – объявили английской шпионкой, меня не выпускали за границу, по городу за мной постоянно ездила машина с людьми из КГБ. И когда Родион оставался у меня ночевать, мы слышали, как эти люди грелись под окном”.

Детей у пары не было.

Из книги Майи Плисецкой:

“Если бы у нас был даже один ребёнок, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нём, думали только о нём, жили бы только ради него.

А я тогда к такой жертвенности не была готова. Рождение ребёнка – это минимум один пропущенный год карьеры. Я была не уверена в том, что, испортив фигуру и пропустив год, смогла бы вернуться на сцену. Риск был огромен.

И я не рискнула! Не знаю, как относился к этому Родион, – он мне ничего не говорил. Но мне казалось, что он переживал. Мне кажется, он хотел бы сына, возможно, продолжателя его традиций. Но балет перевесил!”.

Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями.

1962 год

Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались.

Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел.

Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру. Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь. Родион Щедрин дарил к каждому юбилею своей жены музыку. Специально для нее он создал балеты “Конек-Горбунок”, “Анна Каренина”, “Чайка”, “Дама с собачкой”.

С начала 90-х годов и до последних дней жизни прима с мужем жили в Мюнхене. Свой дом они так и не купили. Майя была против.

Из книги Майи Плисецкой:

“Мы снимаем квартиру. Это, как в старину говорили, меблированные комнаты. Нас это устраивает. Есть женщина, которая в нашем доме моет лестницу, заодно один раз в неделю убирает у нас.

Продукты покупаем сами. Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул! А так, как в гостинице, мне удобно. Я знала известных людей, которые всю жизнь так жили. Например, Набоков”.

В 1994 году Майя выпустила автобиографическую книгу “Я, Майя Плисецкая”. Следующая книга вышла в 2007 году в виде мемуаров “Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах”. Еще через три года она издала книгу “Читая жизнь свою…”.

А жизнь балерины была насыщенной, сложной и интересной.

Майя Михайловна любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи. Артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

Балерину связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который был у них в один день.

Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.

Из книги Майи Плисецкой:

 “Беру трубку в тесной кабинке возле бара. Это опять Роберт Кеннеди. Долго и горячо что-то мне объясняет. Ничего не понимаю. Здравомыслящему западному человеку невозможно уразуметь, что я совершенно ничего не понимаю по-английски. Ни единого слова.

Включаю свою пластинку: Thank you… Also… Best wishes… Подумает наверняка, что я совсем дурочка. С таким репертуаром слов и не пококетничаешь.

Со мною Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу не дала”.

Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят “бесцветную моль”, а не балерину.

“Диет не надо, надо меньше жрать”,

― знаменитое выражение Плисецкой, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала “селедой”.

Плисецкая умела готовить, но делала это редко. Предпочитала небольшие кафе и ресторанчики. В Мюнхене ее знали в двух десятках таких заведений. Майе очень нравилось, когда хозяева приветствовали ее: “Здравствуйте, фрау Щедрин!”. Она любила пиво. Под него заказывала что-то простое, но вкусное.

Из книги Майи Плисецкой:

“За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. И только так”.

Самые яркие документальные фильмы о Майе Михайловне: “Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая” и “Майя Плисецкая”.

Ее творчеству посвящены ленты “Майя” режиссера Сакагуши для японского ТВ и “Майя Плисецкая”, режиссер Делюш, для французов.

Если глаза и губы плохо накрашенные, то зрители увидят “бесцветную моль”, а не балерину

В ленте “Майя Плисецкая assoluta” он показал балерину в танце и там неизменно были “лебединые” движения рук, которые прославили Майю на весь мир.

“Майя Плисецкая стоила мне крови. Она – женщина властная, знает себе цену. Ведет себя как королева. Передачу с ней готовили три дня. Надо было ездить в отель, чтобы она ко мне привыкала”,

– поделился известный радиоведущий Сева Новгородцев.

gazeta.ua

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/articles/maya-plisetskaya-silence/

Майя Плисецкая: почему «неправильная балерина» всю жизнь не могла заснуть ночами. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Майя плисецкая бессонница

Нарушительница правил, сердцеедка, звезда балета. Майю Плисецкую хочется описывать словами такими же яркими, какой была вся её непростая жизнь.

Или кратко: лучшая балерина XX века.

Всегда модно одетая, в окружении поклонников, красивая, элегантная, легко находящая язык почти с каждым, Плисецкая казалась воплощением мечты о счастье и успехе. Мало кто знал, что балерина с детства страдает бессонницей, и не просто так. За её отцом, дипломатом Михаилом Плисецким, пришли именно ночью — апрельской ночью тридцать седьмого года. Зимой его расстреляли.

Мать, киноактрису Ра (Рахиль) Мессерер, после этого тоже арестовали и отправили вместе с грудным малышом Азарием в Казахстан, в А.Л.Ж.И.Р. — Акмолинский лагерь жён изменников родины.

Старших детей, Майю и Александра, забрали родственники. Сашу — танцор балета Асаф Мессерер. Майю тринадцати лет — балерина Суламифь Мессерер. Ещё один дядя, Азарий, умер раньше, после ареста свояка, от разрыва сердца.

Другой дядя Мессерер Маттаний оказался по доносу в Соликамском лагере.

Такие причудливые имена своим детям давал дед Майи, Михаил, еврей-литвак и стоматолог. Ему нравилось звучание ветхозаветных имён. Майя запомнила его постоянно рассказывающим о давно уже случившейся смерти девятилетней дочери, Пнины — девочка умерла от воспаления мозга. Пломбы, которые Михаил Мессерер ставил людям, служили десятилетиями. Он этим гордился.

Девочка с протёртыми носками ботинок

Детство Майи и до того нельзя было назвать обычным. Когда ей было семь, Плисецкие поселились на Шпицбергене, очень холодном норвежском архипелаге в Северном Ледовитом Океане. Михаил Плисецкий сначала руководил там «Артктикуглем», а потом стал ещё и советским генеральным консулом. В Москву семья вернулась за год до ареста отца. Он продолжал работать в «Арктикугле».

С балетом Майю познакомила её вторая мама (да, тётя Суламифь удочерила Майю, чтобы у неё была нормальная анкета — иначе многие пути перед девочкой оказались бы закрыты).

Суламифь отвела девочку на детскую постановку, «Красную шапочку», и Майя так вдохновилась, что дома всё время танцевала партии из постановки. «Наша девочка,” поняла тётя и отдала её в хореографическое училище. Это было перед отъёздом на Шпицберген.

Майю не хотели брать, потому что принимали тогда с восьми лет — тётя уговорила. Но на Шпицбергене было, конечно, не до балета, но каждый год Майя приезжала немного заниматься.

Воспоминания детства, нормального детства, когда рядом была первая мама, был папа, Майя хранила как драгоценность.

Как пустила по ручью плавать туфельки — хотелось, чтобы они стали кораблями, а мать потом убивалась — где в конце двадцатых так запросто достанешь детские туфли? Как на дачу приходил бабушку лечить китаец, а саму Майю отвозили просто к сельскому доктору. Правда, Майя была не больна: она засунула себе в нос канцелярскую железную кнопку. Как представлялась незнакомцам Маргаритой — имя нравилось. Как на фасаде дома напротив, кинотеатра, наискось от подъезда Плисецких, висел огромный портрет мамы.

Майя жила в восьмикомнатной квартире своего деда. После революции квартиру, конечно, уплотнили, но большинство комнат занимали собственные дети бывшего хозяина.

В ванной жила майина няня с мужем, а в дальней комнате — пианист Цфасман. По длинному коридору Майя бегала, когда приходило настроение порезвиться. Манера бега у неё была особенная — на высоких полупальцах.

Никто не знал, почему так, но на любой обуви горели мыски.

На Шпицберген нельзя было в детстве Майи долететь на самолёте. Плисецкий с семьёй ехали на поезде через Варшаву, через Берлин (кругом пестрели свастики), потом Данию. Из Дании морем — в Норвегию, с береговой Норвегии советским ледоколом — до Шпицбергена.

Развлекались дети на Шпицбергене только лыжами. Однажды, никого не предупредив, Майя ушла на лыжах на другой край острова — захотелось посмотреть другой город. Пока шла, началась пурга, но девочку это не смутило.

У неё всю жизнь сохранялся такой характер: какая разница, что против меня, если я чего-то хочу?

Правда, на Шпицбергене Майя не умерла чудом. Когда она начала замерзать, её нашли посланные следом спасатели с собакой.

О том, что жить пока придётся с тётей, Майя узнала, зайдя к ней с цветами после тётиного выступления. Со второй мамой отношения были странные. Всё, что связано с балетом, пришло, кажется, в жизнь Майи через неё.

Она же для поддержки отправляла Майе телеграммы от лица мамы. Но каждый день тётя попрекала девочку хлебом, одеждой, своей добротой, унижала — это доставляло ей удовольствие.

Брату Саше пришлось лучше — ни дядя Асаф, ни дядина жена не упрекнули его своей помощью ни разочка.

Не меньше половины родственников, которых знала Майя в детстве, умерли во время войны. От одного дяди после того, как во время его дежурства разбомбили дом, другой дядя нашёл только руку — и узнал. Двоюродные братья умерли на фронте. Война сильно проредила и Мессереров, и Плисецких…

Неправильная балерина

Взрослая Плисецкая всегда была немного неправильной. Критиковала моду учить балету с дошкольного возраста: к сорока годам будут убиты все суставы (сама танцевала до самой смерти в возрасте в весьма преклонном, по общим меркам).

Критиковала репетиции «до упаду», считая их скорее позёрством, опасным, опять же, для суставов, и горячо спорила с начальством, которое от неё таких репетиций требовало. На сцене не любила повторов и если могла что-то изменить, не мешая работе остальных — меняла, если не каждый раз, то часто.

Могла выйти на сцену то так, то этак. Режиссёрам приходилось смиряться.

Майя славилась своими любовными победами.

Она часто флиртовала с мужчинами, а до брака ещё и завела роман с российским персом пятью годами моложе: приезжала к нему в коммунальную квартиру на личном автомобиле с шофёром.

Надолго и серьёзно она вышла замуж за композитора Родиона Щедрина — и все вокруг утверждали, что она ему изменяет. Среди любовников называли Роберта Кеннеди, Андрея Миронова и многих других.

Но те, кто знали Плисецкую близко, утверждали, что ей нравится флирт ради флирта, чувствовать себя желанной — и что мужа она любила горячо, беззаветно, во время гастролей названивала ему порой по международной связи.

В тридцать-тридцать пять балерины обычно рожают ребёнка: именно в таком возрасте карьера танцовщицы заканчивается. Плисецкая на вопросы о ребёнке тоже отвечала: когда танцевать закончу. Но не заканчивала. Танцевать ей нравилось больше, хотя муж иногда заговаривал о детях.

Всё такое же немного неправильное Плисецкую привлекало. Хобби у неё было — собирать необычные, забавные фамилии. Высматривала их в газетных заметках, в титрах фильмов.

Майя всю жизнь оставалась худой, на вопросы о диете говорила — надо меньше есть. Но выбор продуктов, которые составляли её рацион, шокировал бы современных любительниц худеть. Плисецкая исключала из еды мясо, яйца, паслёновые, молочные продукты — и притом спокойно ела мучное и жирную селёдку.

Селёдку она вообще обожала! В тридцатые годы это было самое доступное лакомство.

В советское время многие думали, что модные платья Плисецкая привозит из-за границы. Но большинство своих нарядов она покупала дома, у фарцовщиков. Но мода не была её главным увлечением.

Плисецкая была страстной футбольной болельщицей, в Мюнхене (после переезда) ходила на стадион чаще, чем в театры. В этом было что-то от её прабабушки — та обожала ходить в суды, болела почти всегда за ответчиков и даже угощала их пирожками.

Других азартных зрелищ тогда в литовской дореволюционной провинции не было.\

Мало кто знает, что Плисецкая не сама ушла из Большого театра с прицелом потихоньку переехать на запад — её уволили по достижении шестидесяти пяти лет. Майю увольнение обидело.

После распада СССР она предпочла литовское гражданство и вообще к Москве очень охладела.

Умерла она в неполные девяносто лет в Германии, где жила свои последние годы — умерла во время подготовки к своему юбилейному выступлению. Всё ещё танцовщицей.

 

Отсюда

Серия сообщений “Женщины в истории”:
Часть 1 – Двойник Марии Антуанетты : Элеонора де Марсельи
Часть 2 – Роковая женщина: балерина Вера Каралли…

Часть 8 – Фиктивный брак ради науки: история гениального математика Софьи Ковалевской

Часть 9 – Нестрогая Строганова — как красавица влюбилась в фаворита императрицыЧасть 10 – Майя Плисецкая: почему «неправильная балерина» всю жизнь не могла заснуть ночами

Часть 11 – Сапфировая прима русского балета

Часть 12 – Жена Александра II: от страстной любви до открытой измены…

Часть 40 – За что на самом деле клеймили Миледи 

Часть 41 –
Часть 42 – Непревзойденная королева детектива. Агата Кристи

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4262933/post442030188/

Редкие фото и интересные факты из жизни Майи Плисецкой

Майя плисецкая бессонница

2 мая скончалась выдающаяся балерина Майя Плисецкая1 из 45

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 в Москве. Будущая звезда балета появилась на свет в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер.

Майя Михайловна унаследовала профессию тети – солистки Большого театра, балерины Суламифь Мессерер. Плисецкая всю себя отдала профессии и ради того, чтобы как можно дольше оставаться в форме, отказалась от рождения детей.

Свою карьеру она завершила в 65 лет, однако в день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для нее номере хореографа Мориса Бежара «Аве Майя».

Майя Плисецкая была балериной, хореографом (работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета в Мадриде), писателем (она не позволяла править свои автобиографические книги и часами редактировала каждое предложение). До последних дней жизни эта потрясающая женщина прекрасно выглядела и была полна энергии.

  1. Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она хотела стать актрисой, как мать – актриса немого кино Рахиль Мессерер. После того, как отец Плисецкой был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию.
  2. Впервые ставшего впоследствии ее визитной карточкой «Умирающего лебедя» Плисецкая станцевала в 14 лет. Номер поставила ее тетя Суламифь Мессерер, изменив изначальный вариант хореографа Михаила Фокина, в котором балерина Анна Павлова выходила на сцену лицом к залу. «Подвигли меня на это два соображения. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных. Несмотря на исключительно выразительное лицо Майи, я поставила ей выход спиной к публике, дабы отвлечь внимание от невыигрышных стоп и сосредоточить его на Майиных руках и шее. Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту», – объяснила позже Мессерер.
  3. Майя Плисецкая признавалась, что «своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью – подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась – вот это устойчивость…».
  4. Балерина критично относилась к своим первым выступлениям и считала, что в нынешнее время ее бы даже не приняли в балетную школу: «Непродавленная коленка и подъем средненький».
  5. Плисецкая была самой гламурной балериной страны. 

Ее наряды обсуждали с не меньшим интересом, чем ее легендарные роли. Со своих гастролей она привозила костюмы, о которых в советское время никто не мог и мечтать. Наряды для нее создавали легендарные Пьер Карден и Ив Сен-Лоран.

С Пьером Карденом у Майи Михайловны сложились особые отношения – она была музой дизайнера, а он на протяжении 30 лет создавал для нее костюмы и наряды.

«Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – рассказывала балерина.

  1. Плисецкая сводила с ума не только знаменитых дизайнеров. В 1962 году она познакомилась с братом президента США, Робертом Кеннеди. Он дарил ей цветы и бриллианты, ухаживал, однако они так и остались друзьями.
  2. Не устоял перед Плисецкой и поэт Андрей Вознесенский: «В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая – полюс магии».
  3. Более полувека Майя Плисецкая прожила в браке с композитором Родионом Щедриным.

Их познакомила Лилия Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, которая, по словам Плисецкой, любила сводить людей: «Как-то раз она попросила меня напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка» – а потом дала прослушать запись Родиону.

У него пробудился интерес ко мне…». Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Плисецкой и пришел к ней на репетицию.

Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора.

  1.  У Майи Плисецкой и Родиона Щедрина не было детей. Балерина не скрывала, что предпочла карьеру радостям материнства: «Появились все признаки, что забеременела. Родить? И расстаться с балетом? Танцевать или детей нянчить – выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился». Плисецкая не жалела о своем решении, потому что «детей с семьями много, а Майя Плисецкая одна».
  2. Родион Щедрин всегда сопровождал Майю Плисецкую во время гастролей. Балерина хранила свою помаду в кармане пиджака супруга, так как сама все теряла, а муж постоянно находился рядом.

  3. Щедрин посвятил жене много балетов, в числе которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Сама Плисецкая, покинувшая сцену в 65 (!) лет, говорила, что муж продлил ее сценическую карьеру на 25 лет.

  4. Балет «Болеро» легендарного хореографа Мориса Бежара Плисецкая выучила за неделю и в возрасте 50 лет станцевала одну из своих лучших партий. «Ты не можешь выучить тысячу движений в головокружительно повторяющемся ритме всего за одну неделю. Я должна была сдаться. Но премьера уже завтра», – вспоминала позже Плисецкая.

  5. «Характер – это и есть судьба», – эта фраза, которую Плисецкой сказала легендарная Коко Шанель, стала жизненным кредо балерины.

  6. Майя Плисецкая всегда могла похвастаться точеной фигурой – она со всеми делилась своим рецептом стройности: «Меньше жрать. Другой способ хорошо выглядеть человечество еще не придумало». А не могла устоять балерина перед… селедкой, которую любя называла «селедой».

  7. Плисецкая, в детстве мечтавшая стать актрисой, сыграла в советской киноверсии «Анны Карениной» княгиню Тверскую.

  8. Балерина всю жизнь страдала от бессонницы: «Моя беда – это моя бессонница. Всю жизнь ею страдала. Килограммами поглощала снотворное: нембутал, люминал, тазепам, рогипнол, валиум…»

  9. Майя Плисецкая обожала футбол. В Мюнхене, где жили Плисецкая и Щедрин, супругов часто можно было встретить на стадионе. В советские годы балерина, восхищающаяся движениями, грацией и мощью футболистов, болела за ЦСКА.

19 ноября 2014 · Марта Баумгертнер · East News; PhotoXpress; Александра Конькова, Александр Куров, Юрий Самолыго, Татьяна Николаева, Валентин Кузьмин, Николаq Малышев, А.

Батанов, Евгений Кассин, Георгий Петрусов, Юрий Машков, Александр Становой, Виталий Белоусов, Николай Симаков, Антон Луканин, Валентин Мастюков, Эммануил Евзерихин, Александра Косинца, Александра Мудрац /TACC Надежда Шамаева

Источник: http://www.woman.ru/stars/medley1/article/143737/

Нервная Система
Добавить комментарий