Характеристика психоза этиология психических расстройств

iHerb

Характеристика психоза этиология психических расстройств

Этиология психических заболеваний

Общее здоровье определяется как состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических недостатков, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие (по ВОЗ).

Основные критерии общего здоровья:

1) структурная и функциональная сохранность органов и систем;

2) свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;

3) сохранность привычного самочувствия.

Психическое здоровье – одна из важнейших составляющих общего здоровья. Критерии психического здоровья (по ВОЗ):

1) осознание и чувство непрерывности, постоянства, идентичности своего физического и психического «Я»;

2) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

3) критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

4) соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

5) способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

6) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать – это способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В современном определении психического здоровья подчеркивается, что для него характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств конкретного человека, которая позволяет последнему адекватно своему возрасту, полу, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.

МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра) заменяет понятие «психическая болезнь» более общим и аморфным понятием «психическое расстройство».

Последнее в МКБ-10 определяется как «болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушением функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов.

Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья». Таким образом, психическую болезнь, расстройство или аномалию следует рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья.

Психическое заболевание – результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека, с преимущественным поражением головного мозга, основными признаками которого являются расстройства психических функций, сопровождающиеся нарушением критики и социальной адаптации.

Понятие «психические болезни» не исчерпывается лишь выраженными формами психических нарушений (психозами), т. е. такими патологическими состояниями психической деятельности, при которых психические реакции грубо противоречат реальным отношениям (И. П. Павлов), что обнаруживается в расстройстве отражения реального мира и дезорганизации поведения.

К психическим болезням в широком понимании, помимо психозов, относятся и более легкие расстройства психики, не сопровождающиеся выраженным нарушением отражения реального мира и существенным изменением поведения.

Они включают неврозы, психопатии, умственное недоразвитие и не достигающие степени психоза психические нарушения различного генеза, например обусловленные органическими заболеваниями головного мозга, соматогениями, интоксикациями и т. п. С. С.

Корсаков в свое время писал, что психиатрия представляет собой учение о душевных расстройствах вообще, а не только о выраженных психозах.

Психиатрия подразделяется на общую психиатрию (общую психопатологию), исследующую основные, свойственные многим психическим болезням закономерности проявления и развития патологии психической деятельности, общие вопросы этиологии и патогенеза, природу психопатологических процессов, их причины, принципы классификации, проблемы восстановления, методы исследования, и частную психиатрию, исследующую соответствующие вопросы при отдельных психических заболеваниях.

Основным методом познания психических болезней остается метод клинико-описательный, исследующий в единстве статику и динамику психических расстройств. А. Б.

Ганнушкин (1924) отстаивал следующие принципы изучения психических болезней: во-первых, изучение всех заболеваний под одним и тем же углом зрения, одними и теми же клиническими приемами; во-вторых, исследование личности больных в целом.

В этом случае он имел в виду не только изучение больных в их взаимоотношении с окружающей средой, но и выявление соматических корреляций психических расстройств; в-третьих, познание больных не только в пределах болезни, но и на протяжении всей их жизни.

Центральная роль среди регуляторных механизмов принадлежит нервной системе как ведущей системе, с помощью которой осуществляется функциональная связь всех частей организма и последнего с окружающей средой. Патофизиологической основой психических заболеваний следует считать прежде всего расстройства функций ЦНС – нарушение основных процессов высшей нервной деятельности.

Этиология большинства психических заболеваний остается в значительной мере неизвестной. Неясно соотношение в происхождении большинства психических болезней наследственности, внутренне обусловленных особенностей организма и вредностей окружающей среды, иначе говоря эндогенных и экзогенных факторов.

Патогенез психозов также исследован лишь в общем виде. Изучены основные закономерности грубой органической патологии головного мозга, воздействие инфекций и интоксикаций, влияние психогенных факторов.

Накоплены существенные данные о роли наследственности и конституции в возникновении психических заболеваний.

Какой-либо одной причины, вызывающей развитие психической патологии, нет и не может существовать.

Заболевания могут быть врожденными и приобретенными, полученными в результате травматических повреждений головного мозга или вследствие перенесенных инфекций, обнаруживаться в самом раннем или преклонном возрасте. Одни из причин уже выяснены наукой, другие пока еще точно не известны. Рассмотрим некоторые из них.

В психиатрии имеется много фактов, которые свидетельствуют о существенной роли наследственности в этиологии и патогенезе эндогенных и других психических заболеваний (Вартанян М. Е., 1983; Милев В., Москаленко В. Д., 1988; Трубников В. И., 1992).

Основными из них являются накопление повторных случаев заболевания в семьях больных и разная частота пораженных родственников в зависимости от степени родства с больными.

Однако в подавляющем большинстве случаев речь идет о наследственной предрасположенности к психическим заболеваниям.

Частота соответствующих заболеваний у родственников больных больше, чем в общей популяции.

Так, если распространенность шизофрении среди населения составляет около 1%, то частота пораженных среди родственников больных первой степени родства примерно в 10 раз выше, а среди родственников второй степени родства – в 3 раза выше, чем в общей популяции. Сходная ситуация имеет место и в семьях пациентов с аффективными психозами, эпилепсией, депрессиями.

Распространенность алкоголизма среди населения, как известно, достигает 3–5) % у мужчин и 1% – у женщин. У родственников больных первой степени родства частота этого заболевания выше в 4 раза, а среди родственников второй степени родства – в 2 раза.

Накопление случаев заболевания отмечено и в семьях больных с деменцией альцгеймеровского типа. Более того, выделяется семейный вариант болезни Альцгеймера. Хорея Гентингтона и болезнь Дауна являются примерами заболеваний, которые хорошо изучены в клинико-генеалогическом аспекте, в связи с четко установленной локализацией хромосомных аномалий (соответственно, в 4-й и 21-й хромосомах).

Внутриутробные травмы, инфекционные и другие болезни матери во время беременности

В результате действия этих факторов нервная система, и в первую очередь головной мозг формируются неправильно. У некоторых детей происходит отставание в развитии, а иногда и непропорциональный рост мозга.

Поражение головного мозга вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нарушения мозгового кровообращения, прогрессирующего склероза сосудов мозга и других болезнях

Перенесенные в любом возрасте контузии, ранения, ушибы, сотрясения мозга могут привести к психическим нарушениям. Они проявляются либо сразу же, непосредственно после травмы (психомоторное возбуждение, потеря памяти и др.), либо спустя какое-то время (в виде различных отклонений, в том числе и психических заболеваний).

Инфекционные заболевания– сыпной и брюшной тиф, скарлатина, дифтерия, корь, грипп и (особенно) энцефалиты и менингиты, сифилис, поражающие в первую очередь головной мозг и его оболочки.

Действие токсических, ядовитых веществ, прежде всего алкоголя и других наркотиков, злоупотребление которыми может привести к возникновению психических расстройств. Последние могут возникать при отравлении промышленными ядами (тетраэтилсвинец), при неправильном употреблении лекарственных препаратов.

Социальные потрясения и психотравмирующие переживания могут вести к психической травматизации, которая может быть острой, чаще связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью человека или его близких, а также хронической, касающейся наиболее значимых и тяжелых для данной личности сторон (честь, достоинство, социальный престиж и т. д.). Реактивным психозам свойственна четкая причинная зависимость, «звучание» волнующей темы во всех переживаниях больного и относительная кратковременность.

Многочисленные исследования показали, что на психическое состояние человека влияют также тип личности, индивидуальные черты характера, уровень интеллекта, профессия, внешняя среда, состояние здоровья и биологические ритмы.

В большинстве случаев в психиатрии принято деление заболеваний на «эндогенные», т. е. возникшие исходя из внутренних причин (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), и «экзогенные», – спровоцированные воздействием окружающей среды. Причины последних выглядят более очевидными. Патогенез большинства психических болезней может быть представлен только на уровне гипотез.

Частота возникновения

В наши дни психически больных во многих странах Европы и Северной Америки больше, чем больных раком, туберкулезом и сердечно сосудистыми заболеваниями вместе взятых.

Кроме того на каждого пациента психоневрологической лечебницы (по данным ЮНЕСКО) за стенами медицинских учреждений приходится два человека с теми или иными психическими недостатками. Этих людей нельзя госпитализировать – они «недостаточно больны», но и жить здоровой психической жизнью они не могут.

В США психические заболевания являются одной из серьезных национальных проблем.

По подсчетам Федеральной службы здравоохранения каждый шестнадцатый человек в Америке находится некоторое время на лечении в психиатрической больнице, а по сообщению Национальной ассоциации по борьбе с психическими заболеваниями один из десяти жителей США «страдает какой-либо формой психического или нервного заболевания (от легкого до тяжелого), требующего обращения к психиатру».

Несмотря на огромные сложности статистических исследований, связанные с неодинаковым использованием в разных странах методов подсчета, своеобразием понимания отдельных форм заболеваний, различными возможностями выявления психических больных и так далее имеющиеся цифры дали основание предполагать, что в целом в мире насчитывается не менее 50 млн психически больных, что представляет примерно 17 человек на каждую тысячу населения.

По данным ГНЦСиСП (государственный научный центр социальной и судебной психиатрии) им. В. П. Сербского в Российской Федерации в последние годы распространенность нервно-психических нарушений среди населения составляет около 25%.

Известно, что разные психиатрические службы выявляют разное число больных. Это объективный и при современном уровне знаний непреодолимый факт, с которым приходится считаться.

Следует подчеркнуть, что по мере расширения возможностей психиатрической службы не просто дополнительно выявляется уже известный контингент больных, а в поле зрения психиатров попадают новые контингенты, к которым прежде вообще не применялось понятие «психически больной», т. е. происходит постепенное расширение понятия «психическое заболевание».

В последнее время все больше больных с непсихотическими расстройствами обращаются за помощью к психиатру. Это, несомненно, положительный факт, свидетельствующий о том, что люди стали меньше опасаться социальных последствий, связанных с обращением к психиатру, что им стало легче получить необходимую помощь.

Источник: https://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/2212063653/5

Этиология и патогенез психических расстройств

Характеристика психоза этиология психических расстройств

Большинство психиатров признают ведущую роль эмоционального стресса и внутриличностных конфликтов в возникновении таких заболеваний, как неврозы и реактивные психозы. Но и течение многих эндогенных заболеваний может быть модифицировано психосоциальными факторами. Так, общеизвестна способность стресса провоцировать возникновение припадка у больного эпилепсией.

При МДП первому приступу заболевания нередко предшествует значимая для больного психотравма. Описывают психогенно спровоцированные приступы шизофрении. Кроме того, показано, что социальный статус пациента (наличие семьи, профессии, уровень образования) до начала заболевания во многом определяет течение заболевания, частоту инвалидизации и всю дальнейшую жизнь больного.

Общепринятой теории, объясняющей механизмы влияния психосоциальных факторов на возникновение и проявления психических заболеваний, не существует, но это находит отражение в ряде различных подходов и концепций.

Бихевиористский (поведенческий) подход предполагает, что формирование поведения человека обусловлено научением, т.е. усвоением того стереотипа поведения, который поощряется обществом, и подавлением стереотипов, порицаемых социумом. Теоретической базой такого подхода является учение об условных рефлексах И.П.Павлова.

Подобный взгляд вполне уместен при объяснении возникновения аномальных черт характера у человека, воспитывавшегося в необычных условиях (тюрьма, монастырь).

Возможно, влиянием научения можно объяснить стремление некоторых душевнобольных находиться в стационаре и, напротив, смягчение проявлений шизофрении у лиц, проживающих постоянно среди здоровых (на этом принципе основан метод патронажа).

Однако теория положительного и отрицательного подкрепления не может объяснить, почему сформировавшиеся в детстве и юности черты характера остаются относительно стойкими и не подвергаются коренному преобразованию у взрослого человека даже при длительном неблагоприятном воздействии микросоциума. Бихевиористский подход более эффективен в так называемой поведенческой терапии (см. раздел 15.3).

Социобиологическое направление исходит из общности происхождения человека и животных. Это позволяет использовать животных в качества модели для изучения общих механизмов работы нервной системы. В рамках этого подхода были открыты новые механизмы формирования поведения.

Так, австрийский ученый К.Лоренц (1903—1989) обнаружил явление импринтинга, прочного запечатления опыта первых дней жизни в поведении животных.

Хотя нет свидетельств ведущей роли импринтинга в формировании личности человека, показано, что некоторые особенности индивидуума, например артикуляция (акцент), закладываются в очень раннем детстве.

В рамках социобиологического подхода было обнаружено, что у высших приматов наблюдаются не только сходные с человеком способы выражения эмоций (улыбка, поцелуи, нахмуривание бровей), но и общественные формы поведения. В работах Э.Уилсона (1975) и В.П.

Эфроимсона (1971) показано, что не только «низшие» с точки зрения морали поведенческие акты (агрессия, конкуренция, стремление к доминированию), но и «высшие» стремления человека (альтруизм, сотрудничество, самопожертвование) являются отобранными эволюцией и генетически закрепленными приспособительными формами поведения.

Согласно психодинамической концепции основные способы социального общения человека складываются в раннем детстве, еще до периода полового созревания.

Препятствия в удовлетворении важнейших потребностей малолетнего ребенка могут вызывать фиксацию на ранних стадиях развития и у взрослого человека приводить к нарушениям адаптации.

При этом психодинамическая концепция уделяет особое внимание неосознаваемым процессам в психике человека.

Психодинамическая концепция включает в себя психоаналитическую теорию З.Фрейда (1856—1939), работы его учеников А.Адлера (1870—1937), К.Г.Юнга (1875—1961) и др.

С точки зрения Фрейда, взаимодействие человека с окружающей средой в том или ином направлении определяется сформированным в детстве скрытым конфликтом между силами подсознания и внешней реальностью.

При этом движущими силами психики являются сексуальная энергия (либидо), а также стремление к агрессии и самоуничтожению.

В ранних работах Фрейд описывал 3 области психики:

  1. бессознательную, содержащую подавленные, т.е. недоступные сознанию, идеи и чувства, которые связаны с особым типом мышления. Этот тип он называет лишенным логики и чувства времени первичным процессом;
  2. подсознательную, формирующуюся в процессе развития ребенка и обеспечивающую приспособление к реальности на основе логики;
  3. сознательную, осуществляющую целенаправленную деятельность человека на базе информации, получаемой от подсознания; бессознательная информация недоступна сознанию и может быть получена им только посредством подсознания.

Позднее З.Фрейд выделил также 3 психические подструктуры:

  • ИД, или «Оно», — комплекс биологических влечений и потребностей, в большинстве своем неосознаваемых, требующих удовлетворения (принцип удовольствия);
  • Сверх-Я, или Супер-эго, отражающее понятия морали и нравственности, формирующееся под влиянием социальной среды и ее запретов, оценивающее каждый поступок человека с точки зрения «добра» и «зла»;
  • Я, или эго, регулирующее взаимоотношения Оно и Сверх-Я, исходя из принципа реальности.

Основные положения учения Фрейда многократно оспаривались. Наиболее часто критика психиатров была направлена на пансексуализм психоаналитического учения. Необходимо заметить, что и в работах учеников Фрейда доминирующее значение сексуальности оспаривается и значительно большая роль отводится сознательному. А.

Адлер, например, считая стремление к власти важнейшей потребностью человека, полагал, что ее блокада в раннем детстве может приводить к сохранению у взрослого комплекса неполноценности, который в свою очередь определяет нарушения поведения и социальнопсихологической адаптации. В теории К.Г.

Юнга ведущее значение придается древним типам поведения (архетипам), получаемым человеком в готовом виде, как результат всего исторического процесса формирования общества.

Несмотря на достаточно широкую распространенность основанной на теории Фрейда психоаналитической терапии, важнейшие постулаты ее до сих пор не получили экспериментального подтверждения.

Развитие психозов с позиций психоаналитической концепции априорно рассматривается как «проникновение бессознательных конфликтов в сферу сознания, ведущее к ее дезорганизации». Более приемлемы некоторые психоаналитические подходы к трактовке невротических расстройств.

Психоаналитическая терапия также более успешна при лечении мягких форм таких расстройств.

Важное значение для теории и практики психиатрии имеет учение о защитных механизмах [Фрейд 3., 1894; Фрейд А., 1936]. Оно исходит из того, что поведение человека определяется необходимостью реализовать его доминирующие потребности в приемлемой для общества форме.

При невозможности этого возникает тягостное состояние, называемое фрустрацией, для уменьшения которого человек бессознательно осуществляет некие психологические действия, снижающие дезорганизующее влияние стресса. Эти действия, совершающиеся неосознанно, и называют защитными механизмами, или механизмами психологической защиты (табл. 1.4).

Некоторые из них наблюдаются уже в раннем детстве, другие возникают в процессе формирования психики взрослого человека.

Иногда защитные механизмы применяются без учета реальной ситуации («на всякий случай») — тогда они мешают человеку осознать его важнейшие потребности, приводят к отказу от деятельности и могут вызвать формирование патологического характера (психопатия) или временного психического расстройства (невроз). Особенно опасно неоправданно частое и стереотипное применение древних, менее развитых защитных механизмов.

Таблица 1.4.
Защитные механизмы в поведении человека (по З.Фрейду и А.Фрейд)
НазваниеПроявление в поведении
Менее развитые
ИзбеганиеОтказ от деятельности на том основании, что отсутствуют необходимые способности
ОтрицаниеНепререкаемый оптимизм, уверенность в отсутствии реальной угрозы или препятствия (наиболее выражено при маниакальном синдроме)
РегрессияПоявление более ранних, детских моделей поведения в ответ на стрессовую ситуацию (ярко выражена при истерических реактивных психозах, например при синдроме Ганзера)
ИдентификацияМоделирование собственного поведения по образцу другого, более авторитетного человека (особенно выражена у демонстративных личностей)
ИдеализацияПриписывание человеку или событию выдуманных безусловно хороших (или безусловно плохих) свойств
Более развитые
Изоляция аффектаСильные чувства отделяются от вызвавших их стрессовых ситуаций
Расщепление (диссоциация)Выделение в собственной психике признаков второй личности, которой и приписываются отрицательные мысли и поступки (чаще встречается у личностей истерического склада)
Вытеснение (репрессия)Неосознанное «забывание» неприятных фактов и нереализованных потребностей, замещение их вполне достижимыми целями
КонверсияВариант вытеснения, при котором чувство тревоги и неудовлетворенности преобразуется в соматические, неврологические или психические расстройства по механизму самовнушения (является типичным механизмом возникновения соматических расстройств при истерии)
ОбесцениваниеОтрицание наличия каких-либо потребностей вообще, пессимизм, бездеятельность (характерно для депрессивного синдрома)
РационализацияВариант обесценивания, при котором логические рассуждения применяются для того, чтобы объяснить отсутствие потребности как таковой (часто наблюдается у лиц с развитым логическим, рациональным мышлением)Уменьшение чувства тревоги и неудовлетворенности, которое связывается с определенными ситуациями. В дальнейшем появляется ложное ощущение, что, избегая неприятных ситуаций, можно предотвратить возникновение тревоги (примером являются ритуалы и ограничительное поведение при неврозе навязчивых состояний)
Замещение (фиксация тревоги)
НазваниеПроявление в повелении
Гтеркомпенсация(реактивноеобучение)Принятие чувств или совершение поступков, противоположных тем, что были вытеснены, с целью еще большего их подавления (например, приступы нелепого упрямства у тревожно-мнительных личностей)
Проекция (концептуализация)Неприемлемые импульсы приписываются другим людям (так, например, формируются сверх-ценные идеи преследования у паранойяльных личностей)
ИнтеллектуализацияЗамещение нежелательного импульса сложными логическими построениями, сопоставлениями (характерно для личностей шизоидного круга)
Развитые защитные механизмы
СублимацияУдовлетворение неприемлемой потребности в форме, которая поощряется обществом и приносит человеку истинное удовольствие, поскольку осуществленная цель нравственно выше первоначальной, нереализованной (например, воплощение сексуального влечения в художественном творчестве)
ПодавлениеАктивное перенесение конфликта в область подсознания: чувства сдерживаются, но не теряют силы
Постоянные защиты («броня характера»)Юмор, альтруизм, фантазии, ирония, постоянная улыбка, высокомерие, дерзость, аутизм

С точки зрения Фрейда, несовершенство механизмов защиты может быть обусловлено задержкой (фиксацией) на определенных стадиях психосексуального развития. Психотерапия в этом случае направлена на осмысление подсознательных процессов и поощрение активного преодоления ситуации фрустрации.

Когнитивный подход рассматривает человека как уникальное существо, наделенное в отличие от животных способностью не только наблюдать, но и понимать окружающий мир. Умение человека выделять существенное (форму, гештальт) из окружающих объектов рассматривается как одна из основ гештальт-психологии.

Изучению логических процессов и этапов формирования мышления были посвящены работы выдающихся психологов В.Келлера (1887—1967) и Ж.Пиаже (1896—1980). Особое развитие когнитивная психология получила в эпоху применения компьютерной техники.

Информационные теории (теория игр, понятие обратной связи) дали новый толчок к изучению мышления человека и созданию искусственного интеллекта.

Представители когнитивного направления связывают появление психических расстройств с ошибками в осмыслении ситуации, основанными на заложенных в человеке глубинных потребностях (потребность рассчитывать на поддержку других, потребность быть любимым, проявлять свою компетентность). По мнению А.

Эллиса (1962), причиной большинства неадекватных поступков человека являются иррациональные представления («главное — заставить всех, с кем приходится сталкиваться, полюбить себя», «важно всегда проявлять компетентность, вести себя, сообразуясь с обстоятельствами, и доводить до успешного конца любое начинание», «жизнь представляется катастрофой, если события представляются не так, как того хотелось бы», «людей, желающих нам зла, следует всегда порицать и наказывать», «против суровой жизненной реальности всегда можно найти эффективное средство»), В клинической психиатрии можно уловить подобные представления при личностной патологии — типах личности с преобладанием рационального мышления над эмоциями (психастеники, параноики). На принципах когнитивного подхода основан метод когнитивной психотерапии.

С точки зрения социокультурального подхода психические заболевания представляют собой не более чем «миф»; «ярлык», приклеиваемый обществом к человеку, который отличается от многих других людей своими мыслями и поведением, что побуждает его вести себя, как подобает «больному». Если такой подход в какой-то мере правомерен для культур, в которых аномальные психические процессы поощряются и специально культивируются, то в развитых обществах он неприемлем, ибо противоречит медицинской сущности психиатрии. Социокуль-туральная концепция теоретически тесно смыкается с философией экзистенциализма, а в психиатрической практике она привела к появлению такого движения, как антипсихиатрия, оказавшего крайне неблагоприятное влияние на развитие психиатрической помощи и положение больных в некоторых странах.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://auno.kz/uchebnik-po-psixiatrii/109-yetiologiya-i-patogenez-psixicheskix-rasstrojstv.html/5

Характеристика психических расстройств

Характеристика психоза этиология психических расстройств

Определение 1

Психические расстройства – это состояния человека, которые определяются изменением психики и поведения с нормального на деструктивное.

Термин считается неоднозначным и имеет различные трактовки в области юриспруденции, психиатрии и психологии.

Любые психические расстройства вызывают определенные изменения в поведении и в мышлении человека.

В соответствии с Международной классификацией заболеваний, расстройства психики не совсем тождественны таким терминам, как душевная болезнь или психическое заболевание. Представленное понятие дает общее описание разного рода разладам психики человека.

С психиатрической точки зрения, не всегда возможно выделить биологические, социальные и медицинские симптомы нарушения психики личности. Только в отдельных случаях в основании психического расстройства может находиться физический разлад организма. Исходя из этого, в МКБ-10 применяется понятие «психическое расстройство» вместо «психическое заболевание».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Этиологические факторы

Любые нарушения состояния психики человека определены преобразованиями функций и структуры головного мозга. Причины вышеозначенных нарушений можно распределить на две категории:

  • экзогенные, к которым принадлежат все факторы воздействия на состояние организма человека внешнего порядка: промышленные яды, отравляющие и наркотические вещества, алкоголь, радиоактивные волны, вирусы, микробы, психологические травмы, травмы черепно-мозговые, сосудистые заболевания головного мозга;
  • эндогенные – имманентные причины проявления психологического обострения. Они сдержат в себе нарушения хромосомного ряда, заболевания генного характера, заболевания наследственного порядка, которые могут передаваться по наследству в связи с геном который был травмирован.

Основные факторы, которые содействуют формированию расстройств психики:

  • биологические;
  • психологические;
  • влияние внешней среды.

По статистической информации примерно четверть всех людей имеет склонность к патологическим изменениям в поведении и к появлению у них различных видов расстройств психики. Существуют психологические и биологические факторы, которые содействуют запуску расстройств психики.

К психологическим причинам принадлежат, в частности, плохое воспитание, разные душевные травмы, стрессовая обстановка, в которой продолжительное время находился пациент. К биологическим же факторам принадлежат разные болезни – инсульт, сахарный диабет, инфекционные поражения. Также сюда необходимо отнести постоянное злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами.

К сожалению, на нынешнем этапе формирования науки факторы появления многих расстройств психики остаются неизвестными.

Симптомы нарушения психики

Симптоматика психических расстройств велика и многообразна.

Рассмотрим их основные признаки:

  • становятся хуже мыслительные процессы, что проявляется в заторможенности, бессвязности речи, персеверации.
  • у пациента может возникнуть бред (абсолютное искажение идеи и непринятие других точек зрения по установленному вопросу) или просто явления навязчивого характера – неуправляемые проявления у пациентов тяжелых воспоминаний, мыслей навязчивого характера, страхов, сомнений.

Расстройства сознания включают в себя: растерянное состояние, деперсонализацию, дереализацию. Расстройства психики также могут иметь в собственной клинической картине нарушения памяти: парамнезия, амнезия дисмнезия. Сюда также принадлежат расстройства сна, беспокойные сновидения.

У пациента могут обнаруживаться обсессии:

  • отвлеченные: счет навязчивого характера; «прокручивание» в памяти имен, дат; разложение слов на элементы, «бесплодное мудрствование»;
  • образные: влечения навязчивого характера, состояние страха, сомнения;
  • овладевающие: человек может выдавать желаемое за реальное. Зачастую такое происходит после смерти близкого человека;
  • действия навязчивого характера, больше похожие на ритуалы (установленное число раз помыть руки, подергать запертую входную дверь). При этом пациент убежден, что это может помочь предотвратить что-то плохое.

Виды психических расстройств

Выделяют следующие виды психических расстройств:

  • фобии ‒ психические расстройства, которые связаны со страхом. К данной группе принадлежат навязчивые состояния, панические и стрессовые расстройства, генерализованный страх. Кроме генерализованного страха можно встретить заболевания, которые определяются страхом определенных объектов или явлений: животных, путешествий, высоты, нахождения на открытых участках пространства или, наоборот, боязнь замкнутого пространство.
  • депрессия. В состояние хронического характера переходит редко, часто провялятся однократно.
  • шизофрения. Одно из часто наблюдаемых расстройств психики. Пациенты зачастую выбирают самоизоляцию от общества, уход в собственные личные переживания; страдают нарушениями мышления и восприятия. Среди реакций поведения наблюдается эмоциональная сухость, апатия. Пациентам характерна отстраненность мыслей, им кажется, что их переживания и мысли сформированы кем-то другим.
  • маниакально-депрессивный психоз (аффективное биполярное расстройство). Состояние определяется резкой сменой признаком возбуждения, мании, ажитации с эпизодами депрессивных состояний. Между «циклами», которые состоят из депрессии и мании, вероятны и «светлые» промежутки ‒ ремиссии.
  • диссоциативное расстройство психики. Имеет место быть утратой идентичности личности; пациент как бы чувствует «разделение» собственной личности на две или больше, которые принимаются им как отдельные субъекты.
  • состояния, которые связаны с расстройствами питания ‒ анорексия и булимия ‒ тоже могут приводить к серьезным расстройствам психики.
  • зависимость от психотропных веществ.
  • личностные расстройства.

Лечение психических расстройств

Значимой трудностью в лечении считается то обстоятельство, что человек, который страдает расстройством психики, либо не понимает его опасности, либо расположен отрицать собственное состояние из-за страха перед лечением или в силу стереотипов. Между тем, на ранних стадиях многих расстройств психики лечение может дать значимое улучшение и вызвать стойкую, долговременную ремиссию. Терапию необходимо проводить в обстоятельствах, содействующих психологическому комфорту пациента.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/harakteristika_psihicheskih_rasstroystv/

Этиология психозов

Характеристика психоза этиология психических расстройств

Психоз – это выраженная форма психического расстройства, которая сопровождается бредом, глубокими и резкими перепадами настроения, галлюцинациями, состоянием бесконтрольного возбуждения или, наоборот, глубокой депрессии, а также глубокими нарушениями мыслительного процесса и полным отсутствием к своему состоянию критического отношения. По Павлову, психоз – это явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации, что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации поведения.

В 1893 году П. Ю. Мебиус впервые предложил все причины психозов делить на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). В соответствии с такой дихотомией и сами психические болезни подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В практической психиатрии общеизвестно, что экзогенные и эндогенные факторы зачастую выступают вместе, при этом в одних случаях превалирует эндогенный, а в других — экзогенный радикал. К примеру, токсическое воздействие алкоголя может проявляться по-разному.

В одних случаях этот экзогенный фактор может стать пусковым механизмом эндогенного процесса (шизофрении), в других случаях он вызывает типичный экзогенный психоз, который может иметь различные клинические оттенки, создавая порой шизоформные картины. Это обстоятельство обязательно учитывается при диагностике основного заболевания.

Главным причинным фактором психической болезни следует считать тот, который определяет картины дебюта и отмечается на всем протяжении болезненного процесса, подчеркивая особенности его динамики, картину ремиссии и исходного состояния.

В ряде случаев отмечается очевидность внешнего запускающего болезнь фактора, который в дальнейшем утрачивает свою роль и не имеет решающего значения в формировании психопатологической структуры основного заболевания. Эти факторы рассматриваются как провоцирующие.

Различие причинных механизмов психозов хорошо видно на примерах развития «осевых» («аксиальных», по А.

Гохе) синдромов — таких, как экзогенно-органический, лежащий в основе экзогенно-органических заболеваний; эндогенный симптомокомплекс, лежащий в основе эндогенных процессуальных заболеваний (шизофрения); синдром развития личности, лежащий в основе декомпенсации психопатии (расстройство личности). Личностные особенности во многом определяют риск развития психических заболеваний (факторы риска). В каждом конкретном случае врач учитывает и анализирует роль всех факторов, приводящих к возникновению психоза, устанавливает главный причинный механизм, что играет решающую роль в установлении окончательного диагноза болезни.

Таким образом, имеются основания утверждать, что существует причинный (этиологический) фактор, который, однако, не определяет целиком развития болезни. В ряде случаев этот фактор является лишь пусковым механизмом заболевания.

Дальнейшее течение патологического процесса с его усложнением, видоизменением протекает в рамках определенных закономерностей (стереотип развития процесса), без тесной зависимости от причины, непосредственно его вызвавшей.

психоз наследственность стресс травма

Среди эндогенных причин болезни особое значение имеют:

  • Ш генетические факторы;
  • Ш нарушения развития в раннем возрасте;
  • Ш соматические заболевания, которые затрудняют и ухудшают работу мозга вследствие ишемии;
  • Ш аутоинтоксикации;
  • Ш эндокринопатии.

К эндогенным психозам относятся шизофрения, шизоаффективное расстройство, психотические формы аффективных расстройств.

Роль наследственности в развитии психоза

Из психических заболеваний, в развитии которых наследственный фактор играет существенную роль, следует назвать маниакально-депрессивный психоз, шизофрению и эпилепсию. Так, по данным П. Б. Ганнушкина, наследственное отягощение при маниакально-депрессивном психозе достигает 92%.

Однако такое суммарное определение наследственного отягощения не дает ясного представления об истинном значении наследственного фактора. Давно установлено, что в семьях больных маниакально-депрессивным психозом прослеживается тот же психоз в ряде поколений, передающийся по доминантному (прямому) типу наследования: от деда к отцу, от отца к детям.

Наследственное отягощение в семьях больных шизофренией не носит характера доминантной передачи заболеваний. Клинически уточненные случаи с наследственной отягощенностью шизофренией свидетельствуют о преимущественном значении наследования по рецессивному типу.

Вопрос о роли наследственного фактора при эпилепсии до настоящего времени не может считаться решенным, так как больные, в анамнезе которых имеется указание на подобное заболевание у ближайших родственников, составляют меньшинство.

Следует подчеркнуть, что у больных шизофренией и эпилепсией с установленной наследственной отягощенностью клиническая разновидность психоза в последующих поколениях не остается одной и той же.

Нередко в семьях указанных больных наблюдаются лишь рудиментарные проявления той же болезни или заболевания, иные по своей клинической сущности, в том числе патологические особенности личности (психопатии). Изучение психических заболеваний в семьях однояйцевых и двуяйцевых близнецов подтверждают важную роль генетических факторов в развитии некоторых психических заболеваний, в частности шизофрении. Вместе с тем несомненно, что в реализации наследственного предрасположения определенную роль играют дополнительные вредности.

Успешное развитие прогрессивных направлений в медицинской генетике ставит перед исследователями новые задачи, в частности генетическое изучение больных с психическими нарушениями при сосудистых заболеваниях.

Оправданность таких исследований подтверждается новыми данными, касающимися компонентов коагулирующих механизмов, передающихся по рецессивному типу наследования. Мало изучены с позиции наследственной передачи атрофические психозы: болезнь Пика и Альцгеймера.

Весьма перспективными и необходимыми являются определения полового хроматина для установления истинной природы некоторых форм патологии (импотенции, интерсексуальности).

Page 3

Экзогенные факторы в основном подразделяются на две группы. К первой относятся органические повреждающие мозг воздействия — такие, как:

  • Ш травмы;
  • Ш интоксикации;
  • Ш инфекции;
  • Ш радиационные поражения.

Ко второй группе относятся:

  • Ш воздействия эмоциональных стрессов вследствие внутриличностных или межличностных конфликтов, различных неблагоприятных средовых, отрицательных социальных влияний на личность.
  • Ш особенности самой личности, прежде всего те, которые определяют индивидуальные реакции.

Вторую группу экзогенных причин иногда называют психогении. Возникновение психогенных заболеваний связано с эмоциональным стрессом, семейными и социальными проблемами.

Роль некоторых препаратов в развитии психозов

Злоупотребление некоторыми психоактивными веществами (алкоголь, амфетамины и кокаин, NMDA-антагонисты и др.) может спровоцировать психоз. В частности, NMDA-антагонисты при длительном употреблении вызывают состояния, напоминающие шизофрению.

Как правило, психозы, которые вызваны приёмом того или иного психоактивного вещества, кодируются соответствующей рубрикой из раздела F10–F19 («Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ») Международной классификации болезней. Так, например, стимуляторный психоз (вызванный применением стимуляторов) кодируется рубрикой F15.5 в МКБ-10.

Психоз также могут вызывать некоторые лекарственные средства: антихолинергические препараты,глюкокортикоиды и адренокортикотропный гормон (АКТГ), изониазид, леводопа и другие агонисты дофамина,нестероидные противовоспалительные препараты. Кроме того, развитие психотических симптомов возможно присиндроме отмены некоторых лекарств: например, гипнотических препаратов, ингибиторов моноаминоксидазы.

Рольинфекционного фактора в развитии психозов

При инфекционных психозах наблюдаются как общие нарушения, обусловленные реакцией головного мозга, так и специфические, характерные для того или иного инфекционного заболевания.

Sterz (1927) считал, что симптомы и синдромы, которые наблюдаются при экзогенных, в том числе и инфекционных психозах, можно разделить на облигатные (обязательные в клинической картине болезни) и факультативные (непостоянные), появляющиеся периодически.

Облигатными считались синдромы помрачения сознания и деменции, как возможное следствие тяжелых форм болезней. Факультативные проявления инфекционных психозов характеризовались аффективными расстройствами, шизоформною симптоматикой, судорожными состояниями.

Wieck (1961) разделил экзогенные психозы на функциональные, или оборотные, и такие, что способствуют развитию психоорганических изменений, т.е. дефект-синдрома. По его мнению, между острыми экзогенными реакциями, которые проявляются синдромами помрачения сознания, и органическим дефектным синдромом содержится группа переходных синдромов, или реестров.

К ним засчитал состояния, которые проявляются изменениями побуждений, аффективные и шизоформные расстройств, амнестический и корсаковский синдромы. При наличии того или иного синдрома можно определить прогноз заболевания. Благоприятными считал аффектиные состояния, а неблагоприятными – синдромы органического реестра.

Появление последних свидетельствовали о развитии деменции.

Кроме психотических расстройств инфекционного генеза, могут развиваться психические расстройства непсихотического характера. Прежде всего это астенические состояния, проявляющиеся как в продромальный период заболевания, так и на завершающем этапе.

Астенические состояния сопровождаются изменениями настроения, чаще – депрессией с ипохондрическими переживаниями.

Ипохондричность свидетельствует о нарушении функции вегетативной нервной системы, предшествующих появлению специфических проявлений инфекционной болезни.

Источник: https://studwood.ru/1581831/meditsina/etiologiya_psihozov

Нервная Система
Добавить комментарий