Эндогенные психозы у подростков

Эндогенные психозы у детей

Эндогенные психозы у подростков

Аффективные психозы. Маниакально-депрессивный психоз редко встречается до пубертатного периода. Несомненно, однако, что уже у детей дошкольного возраста и у младших школьников наблюдаются периодические эндогенные расстройства настроения, в большинстве случаев кратковременные, принимающие форму капризов, причуд непослушания, школьной неуспеваемости.

Обычно их рассматривают как реактивные явления или как результат соматических недомоганий. Как отмечает Пипер, конституционально-депрессивное предрасположение и лабильность настроения наблюдаются и вне наследственного циркулярного круга. Короткое фазовое течение свойственно также пубертатным циклотимиям.

Поразительно, как в течение нескольких часов маниакально-экспансивный шалун и несносный сорванец превращается в угнетенного и сокрушающегося грешника. Роль энцефалопатии в возникновении, форме и течении психотических эпизодов в детском возрасте и в период пубертатных сдвигов часто бывает трудно определить.

Особенностями циркулярных психозов детского возраста вплоть до юности – помимо краткости отдельных фаз – являются сравнительно более частая (чем у взрослых) смена маниакальных и депрессивных эпизодов и некоторая атипичность клинической картины, в которой отражены опять-таки фазовые особенности.

Так, например, на переднем плане могут быть импульсивные состояния и черты тревожно-страдальческой агрессивности, дурашливое, напоминающее гебефрению поведение, многообразные механизмы навязчивости. Сообщалось также об онероидно-делириозных или близких к аментивным картинах.

Переживания изменения или отчуждения и их пубертатно-негативистическая форма выражения, галлюцинаторные и параноидные краевые симптомы могут затруднить отграничение от юношеской шизофрении, поскольку в этом возрасте смешанные картины вообще довольно часты.   Первичные расстройства настроения у детей переходят иногда в шизофренный процесс.

Из 6 катамнестически исследованных случаев ранней мании в двух обнаружен был впоследствии переход в шизофрению, а в одном, в 32-летнем возрасте, – хроническая гипоманиакальность.

Шизофрения.

С тех пор как определенные психозы, отличающиеся специфической наследственностью и совпадающие друг с другом в ряде признаков их клинической картины и течения, были объединены в понятие шизофренных, начались попытки обнаружить ранние формы этих заболеваний и связать их с уже описанными раньше формами “простого раннего слабоумия нормальных детей”. Если прежде высказывались сомнения в возможности шизофренных психозов в детском возрасте, то теперь никто уже этого не оспаривает, хотя в клиническом определении этого понятия нет никакого единства.

В настоящее время диагноз шизофрении детского возраста ставится в Европе почти всегда в случае эндогенного изменения психики, которое с точки зрения симптоматики и динамики течения до известной степени может быть отграничено от других психозов. Некоторые авторы основывают этот диагноз на наличии прогрессирующего аффективного опустошения. В США диагнозом шизофрении часто злоупотребляют (что критиковалось уже самими американскими авторами), распространяя понятие шизофрении на массивные расстройства поведения, невротические развития или тяжелые криминальные действия в детском возрасте. В одной из больниц Нью-Йорка диагноз шизофрении был поставлен у 10% всех находившихся там детей.

Частота заболевания. По данным Блюрера (эти данные безусловно нуждаются в пересмотре в свете более современных нозологических представлений), у 4% больных шизофрения начинается до 15-го, а у 1% – до 1-го года жизни.

  Распределение по возрастным группам следующее: инфантильная (до 10-летнего возраста), предпубертатная (10-14 лет) и юношеская (14-18 лет). Симптоматология. На первом плане стоит потеря контакта с окружающим миром (аутизм), иногда при сохранности своеобразного аффективного отношения к отдельным лицам и вещам. Сюда относятся и аффективные расстройства: изменение основного настроения в сторону тревожной недоверчивости, лабильность настроения или эмоциональная притупленность, неадекватность аффектов и регрессия форм их выражения вплоть до появления филогенетически преформированных норм поведения. Часто наблюдаются пароксизмальные состояния тревоги, по содержанию связанные с переживаниями космических катастроф (“солнце рушится с неба”) или со странными соматическими опасениями (10-летний больной: “мой пупок лопается, артерия разрывается” и т. п.). Чувство изменения проецируется вообще преимущественно в соматическую сферу. В двигательной области наблюдаются общая дисгармонизация (неповоротливость, угловатость), иногда каталептические явления или ритмические стереотипии. В области речи отмечается то повышенная говорливость, вербигерация, симптомы эхо (эхолалия, фонографизм), словесная вычурность и т. п., то мутизм. У детей могут обнаруживаться и все те особенности письма и рисунка, которые характерны для взрослых больных шизофренией. Бредовые идеи при ранних формах шизофрении редки (Мишаукс объясняет это слабой у детей способностью образовывать понятия и психической неустойчивостью этого возраста). Бывают, однако, несистематизированные бредовые построения. При предпубертатной и юношеской шизофрении нередки галлюцинации (в разных областях чувств), но при инфантильной форме они являются исключением. Чем ближе клинически детский психоз к шизофрении взрослых, тем больше вероятность, что мы имеем дело с экзогенным психозом. Начало болезни часто сопровождается фобической или навязчиво-невротической симптоматикой. Пубертатные процессы налагают сильный отпечаток на содержание и течение психоза. Для ранней шизофрении характерно глубокое расстройство переживания как своей личности, так и окружающего мира, дезинтеграция и регрессия возрастной психики, часто определяемая как слабоумие раннего детства. Преморбидная личность заболевших шизофренией детей во многих случаях отличается слабой контактностью, робостью, недетской серьезностью, склонностью к уединению и тому подобными преимущественно шизоидными чертами. Баквин сообщает о рано проявляющейся сенсорной сверхчувствительности (например, к красному цвету), Камп отмечает преждевременное сенсорное развитие и преждевременную двигательную зрелость.

Этиология. Наследственные факторы имеют самое решающее значение и для возникновения ранних шизофрении. Бендер нашел гомологическое заболевание одного из родителей в 40% случаев, а обоих родителей – в 10%, что соответствует и нашим наблюдениям.

Однако, по мнению Бендера, чтобы детская шизофрения проявилась, необходимо содействие экзогенных факторов (мозговых повреждений, психических травм). Многие англо-американские авторы часто указывали на ранние психические травмы, как на причину детской шизофрении.

Однако родители детей, больных шизофренией, насколько позволяет судить наш опыт, совсем не являются людьми холодного, эмоционально-тупого типа с бездушно-сухими воспитательными принципами, как это утверждают Камерон и Старр.

Исследования Корроза показывают, что психический “климат” не имеет решающего значения в возникновении детских психозов, не говоря уже о том, что столь глубокое изменение психики (значительная утрата контакта с действительностью, глубокая диссоциация возрастной психики и массивные явления регрессии у ребенка-шизофреника) психогенетически не может быть понято. Объявить инфантильную шизофрению просто-напросто крайне фазово-специфической формой бунта против воспитательного гнета значит дать натянутое и одностороннее толкование клиническо-эмпирических фактов.

Развитию болезненных явлений явно благоприятствуют процессы и изменения форм в разных фазах. Поразительно часто наблюдаются вспышки психоза вслед за каким-либо (неспецифическим) соматическим заболеванием, что отмечалось и другими исследователями. У детей, больных шизофренией, находили значительное увеличение меди в сыворотке крови.

Течение. На основании продольных исследований Бендера и др. можно сформулировать следующие прогностические правила. Чем раньше проявилась болезнь, тем хуже прогноз; это относится и к склонности к ремиссиям, и к глубине дефекта личности.

Различий в течении болезни у обоих полов не установлено (однако, по нашим собственным наблюдениям, ранние формы шизофрении у мальчиков наблюдались в 3 раза чаще, чем у девочек).

Легкие клинические формы шизофрении со сравнительно благоприятными прогнозом встречаются и до 10-летнего возраста в виде аутохтонных расстройств настроения, детской нервности, псевдоневротических состояний или кратковременных тревожно параноидальных окрашенных эпизодов. Значительные аномалии преморбидной личности ухудшают прогноз.

Из 23 наших больных с острым началом психоза благоприятный исход оказался у 17, а из 27 с медленно прогредиентным началом – только у 7. Симптоматика начальной фазы также позволяет делать некоторые прогностические заключения.

Ослабление контактности, неадекватность или притупленность аффекта, аномалии волевых функций и моторики, а также массивные нарушения в поведении чаще наблюдались в случаях с неблагоприятным исходом, чем в случаях с социальной или полной ремиссией. Хотя вспышка болезни до 10-го года жизни считается дурным предзнаменованием, все же и ранние шизофрении могут давать сравнительно благоприятный исход. Так, катамнестическое обследование 51 ребенка показало, что в 47% случаев имелась социальная или полная ремиссия (правда, в значительном большинстве это были дети от 11 до 14 лет).

Аутизм раннего детства. В 1943 г. Каннер впервые описал врожденные, распознаваемые уже на первом году жизни характерологические странности, центральный симптом которых состоит в своеобразном качественном изменении отношения к окружающему миру.

У этих аутистических детей даже в младенческом возрасте взгляд устремлен куда-то вдаль, они не проявляют никакой потребности в эмоциональных контактах, приход или уход близких не производит на них никакого впечатления, словом, они живут “как бы в своей скорлупе”.

Впоследствии они поражают наличием навязчивостей и неизменностью своих игровых навыков, неумеренной привязанностью к отдельным объектам и изумительной ловкостью в выполнении некоторых двигательных функций (например, метание в цель, влезание на дерево и т. п.).

Приблизительно у 1/3 таких детей наблюдается общее отставание в развитии речи, но большинство начинает говорить необыкновенно рано. Бессмысленное повторение имен, эхолалия и неправильное употребление местоимений также встречаются часто, равно как и странные импульсивные действия и криптогенные пароксизмы тревоги.

По катамнестическим данным Каннера, это состояние в общем остается без изменений. Дети с отставанием в развитии речи сохраняют свою изолированность, дети же с нормальной речью достигают некоторой социальной приспособленности. Около 23% таких детей нуждается впоследствии в призрении. Перехода в шизофренные процессы, по-видимому, не бывает.

Это заболевание, ранее редко описывавшееся и нозологически сильно оспариваемое (Каннер за 19 лет наблюдал всего 150 случаев), в настоящее время диагностируется очень часто.

В течение последнего десятилетия при среднем годовом количестве около 500 детей в год (стационарных и амбулаторных, но без шизофренных заболеваний) мы обнаружили “аутистическое поведение” как ведущий симптом только в 23 случаях.

Из них, по нашему мнению, “аутизм раннего детства” можно было диагностировать только у 10 детей, трех следовало считать аутистическими психопатами, а у остальных 10 детей аутизм был лишь побочным симптомом, сопутствовавшим слабоумию или энцефалопатии.

Несмотря на то что наследственность аутизма раннего детства не доказана и процессуальность при нем отсутствует, Бендер видит в этом состоянии наиболее раннюю форму детской шизофрении. Другие авторы объясняют эти состояния “эмоциональной блокадой” в самом раннем возрасте, обусловленной отсутствием эмоциональной теплоты со стороны матери, сухим педантизмом отца и т. п. Третьи же и эту гипотезу подвергают законному сомнению. Как бы то ни было, своеобразие клинической картины оправдывает признание за аутизмом раннего детства нозологической самостоятельности.

Лечение эндогенных психозов раннего детства. При шизофренных психозах, начиная с допубертатного и пубертатного периодов, рекомендуется инсулиновая и электросудорожная терапия.

При аутизме раннего детства оба эти метода неэффективны, а при коротко фазовых, как правило, аффективных психозах без них можно обойтись. Что касается их ценности при шизофрениях у детей, то вследствие различия нозологических критериев и различной интенсивности лечения мнения расходятся.

Согласно наблюдениям Марбургской клиники. шоковые методы лечения, которые показаны в таких случаях не в меньшей степени, чем для взрослых, могут сократить продолжительность отдельного острого приступа и, возможно, даже предотвратить опасность рецидива и потери контакта.

Тем не менее удельный вес социальных полных ремиссий у леченых больных оказался не намного выше общего статистического (т. е. по отношению ко всем больным – как леченым, так и нелеченым).

Возможности применения психотерапии при всех детских психозах разнообразны. От нее, как и от лечебной педагогики, не следует отказываться прежде всего в начале лечения. Столь же важно терапевтическое использование среды. Что касается новейших психофармакологических средств, то в настоящее время трудно еще перечислить все их показания и терапевтическую эффективность. Как и все прочие терапевтические средства, они не гарантируют полного излечения, но имеют большую паллиативную ценность.
Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Герман Штутт

Источник: https://www.blackpantera.ru/useful/health/sickness/38447/

Фгбну нцпз. ‹‹шизофрения у подростков››

Эндогенные психозы у подростков

Вскоре после того, как Е. Kraepelin (1893) разделил эндогенные психозы на раннее слабоумие и маниакально-депрессивный психоз, было обнаружено, что существуют психические заболевания, занимающие между ними как бы промежуточное положение.

В этих случаях наблюдались длительные аффективные состояния, весьма сходные с депрессиями и маниями, и светлые промежутки с полным или почти полным выздоровлением.

Однако по мере повторения фаз в этих промежутках все более выступали изменения личности, присущие шизофрении: нарастающая бездеятельность и апатия, эмоциональное оскудение, замкнутость и даже нарушения мышления в виде резонерства, расплывчатости, витиеватости и т. п.

Во время самих маниакальных и депрессивных фаз возникали симптомы, которые маниакально-депрессивному психозу не свойственны (бред воздействия, слуховые и обонятельные галлюцинации, явления психического автоматизма).

Подобные случаи стали обозначать как «третий психоз», «краевые психозы» [Kleist К., 1908J, «смешанные психозы» [Gaup R., Mautz F., 1926], «циклоидные психозы» [Leonhard К., 1957] и другими названиями. Наиболее удачным и отражающим картину в течение болезни нам представляется термин, который предложил J. Kazanm (1933) — «шизоаффективные психозы».

На природу этих психозов существует несколько точек зрения. Наиболее распространено суждение, что они представляют собой один из вариантов течения шизофрении («периодическая шизофрения», «рекуррентная шизофрения», «циркулярная шизофрения» и т. п.). В отношении подросткового возраста подобная точка зрения в нашей стране развивалась Г. Е. Сухаревой (1937, 1974) и М. Ш. Вроно (1971, 1983).

Если же чередование фаз признавалось свойственным только маниакально-депрессивному психозу, то данное заболевание рассматривалось как атипичный аффективный психоз. В отношении подросткового возраста такое понимание этих психозов в нашей стране было выдвинуто С. С. Мнухиным (1940).

Было также высказано предположение, что подобные психозы представляют собой особую форму психических расстройств, отличную и от шизофрении, и от маниакально-депрессивного психоза.

По нашему мнению, такое выделение шизоаффективных психозов в особую нозологическую форму практически оправдано, так как эти психозы требуют отличного от других форм шизофрении лечения, а прогноз при них значительно хуже, чем при маниакально-депрессивном психозе [Личко А. Е., 1979, 1985].

Наконец, существует представление, что шизоаффективные психозы представляют сборную группу. Среди них есть и случаи шизофрении с фазным течением (циркулярная шизофрения), и атипичные случаи маниакально-депрессивного психоза (атипичный аффективный психоз), и еще особое самостоятельное психическое расстройство. Примером может послужить систематика К.

 Leonhard (1957): фазные психозы, циклоидные психозы, несистематизированная шизофрения. К циклоидным психозам отнесены случаи, когда каждая фаза заканчивается хорошей ремиссией; к несистематизированной шизофрении — ухудшение качества ремиссии от приступа к приступу [Leonhard К., 1983]. G.

 Hoffman (1983) выделил истинные шизоаффективные психозы, атипичный маниакально-депрессивный психоз и шизофрению с нарушениями настроения.

В американской классификации психических расстройств DSM-III (1980) диагностические рамки шизоаффективного расстройства ограничены и довольно неопределенны. Этим понятием рекомендуется пользоваться, когда трудно провести дифференциальный диагноз между аффективным и шизофреноформным расстройствами и шизофренией.

Если признавать шизоаффективный психоз самостоятельной формой, то ее рамки должны быть строго ограничены циркулярными расстройствами с атипичными маниакальными и депрессивными состояниями. Периодические психозы, где картина. приступов состоит из синдромов нарушения сознания (например, онейроидная кататония), отличны от этих психозов.

Эпидемиологические данные в отношении подростковой популяции довольно скудны. По данным М. Ш. Вроно (1971), на рекуррентную шизофрению приходится 15 % всех случаев шизофрении у подростков. По нашим данным, у подростков мужского пола шизоаффективный психоз встречается в 3 раза реже, чем все другие формы шизофрении, вместе взятые, т. е.

 на него падает около 25 %. Известно, что девочки заболевают чаще, чем мальчики [Вроно М. Ш., 1971; Шмаонова Л. М. и др., 1980]. Наши данные получены в более поздние годы, чем М. Ш. Вроно, и, возможно, это подтверждает высказанное нами предположение [Личко А. Е.

, 1985], что в последние годы частота шизоаффективных психозов у подростков возросла.

Клиническая картина проявляется атипичными маниакальными и депрессивными состояниями, реже встречаются смешанные состояния.

Первой фазой чаще бывает депрессивная, чем маниакальная.

Среди 100 подростков мужского пола, у которых был диагностирован и катамнестически подтвержден шизоаффективный психоз, в 71 % первая фаза была депрессивная, а в 29 %—маниакальная.

Смешанные состояния встречались только во время повторных фаз. В 27 % из анамнеза стало известно о коротких периодах «подъема» или «спада» настроения в прошлом, длившихся по нескольку дней, но не достигавших болезненного уровня.

Среди маниакальных состояний в младшем подростковом возрасте наиболее характерна гневная мания, а в старшем — параноидная. Типичная «солнечная» мания отмечена лишь у 10 % больных, мания с дурашливостью, напоминающая гебефрению,— в 6 %, спутанная мания — у 4 % больных. Онейроидный синдром на высоте маниакальных состояний развился у 11 % больных.

Среди депрессивных состояний как в первой, так и в последующих фазах чаще всего встречались депрессия со страхом и тревогой (отмечена у 41 % больных) и параноидная депрессия (32 %). Апатическая депрессия отмечена у 22 % больных, чаще во время первых фаз.

Ипохондрические переживания ранее были отмечены как особенно присущие подростковому возрасту [Личко А. Е., Озерецковский С. Д., 1980]. Однако они обычно были включены в виде отдельных жалоб на фоне различных типов депрессии.

Только у 9 % больных развились депрессии, где ипохондрические переживания были главенствующими. Типичная тоскливая (меланхолическая) депрессия, характерная для маниакально-депрессивного психоза, была констатирована лишь у 7 % больных.

Онейроидный синдром на высоте депрессий возник только у 2 %. Смешанные состояния наблюдались у 12 %.

Лонгитудинальное наблюдение (5—15 лет в наших исследованиях) показало, что для шизоаффективного психоза, начавшегося в подростковом возрасте, свойственно биполярное течение (89 % больных). Только депрессивные фазы наблюдались у 9 %, только маниакальные — у 2 %.

Преморбидные особенности подростков, заболевших шизо-аффективным психозом, указывают, по данным катамнеза, на большую, чем в общей популяции [Иванов Н. Я.

, 1985], частоту как гипертимного (24 %), так и шизоидного, и сенситивного (14 и 9 % соответственно) типов. В 34 % черты какого-либо типа акцентуации характера на основании анамнеза установить не удается.

У взрослых больных шизоаффективным психозом также обнаружено преобладание гипертимов и стеничных, и сенситивных шизоидов [Цуцульковская М. Я., 1968].

Каждая фаза обычно начинается остро — развертывается на протяжении нескольких дней, а при маниакальных состояниях — иногда даже в течение нескольких часов. Однако до этого у 2/з больных на протяжении 1—2 нед наблюдались колебания настроения — наступали короткие субдепрессивные состояния [Личко А. Е., Озерецковский С. Д., 1980].

Продолжительность фаз различна — от нескольких дней до нескольких месяцев. Повторные приступы могут быть двухфазными и даже многофазными. При шизоаффективном психозе отсутствует свойственная маниакально-депрессивному психозу закономерность: чем моложе возраст, тем короче фазы. Интермиссии также весьма разнятся по длительности: от нескольких дней до многих месяцев и даже лет.

Нами были описаны два типа течения шизоаффективных психозов у подростков [Личко А. Е., 1979, 1985]. Один тип не отличается от его течения у взрослых, другой присущ именно подростковому возрасту.

«Взрослый» тип течения характеризуется тем, что первые 2— 3 фазы обычно заканчиваются полным выздоровлением (интермиссии). Все прежние болезненные переживания оцениваются критически. Но при последующих приступах интермиссии сменяются неполными ремиссиями, чаще всего по апатическому типу (см. стр. 146).

Раз ют разу все более нарастают снижение активности, утрата прежних интересов, склонность к- безделью, предпочтение простых, не требующих энергии и собранности занятий. Подростки становятся все более необщительными и замкнутыми. Теряется прежняя эмоциональная живость.

Таким образом, постепенно все более обрисовываются явления апатоабулического дефекта.

В других случаях во время частичных ремиссий возникают нарушения поведения, свойственные психопатии гипертимно-неустойчивого или гипертимно-эксплозивного типа [Личко А. Е., 1983] —тимопатический тип ремиссии (см. стр. 106).

Пубертатный тип течения отличен тем, что в подростковом возрасте один за другим следуют несколько приступов шизоаффективного психоза. Иногда одна фаза сразу же переходит в другую. Такие сдвоенные фазы особенно часты у девочек [Данилова Л. Ю., 1986]. Интермиссии бывают хорошими, но непродолжительными.

По завершении периода полового созревания серия приступов внезапно обрывается. Ремиссия сначала может быть частичной с отдельными апатоабулическими или тимопатическими нарушениями, но со временем она становится полной. Длительные катамнезы — до 15 лет — свидетельствуют об отсутствии рецидивов.

Этот тип встречается редко — всего в 14 %, но составляет половину всех благоприятных исходов при шизоаффективном психозе.

Исход и прогноз весьма различны. По данным наших отдаленных катамнезов, в 29 % после 2—3, реже после большего числа, приступов наступает практическое выздоровление — стойкая многолетняя интермиссия. У взрослых, по данным J. Angst (1980), выздоравливают также 27 %.

В 41 % течение соответствует описанному выше «взрослому» типу, из них в 34 % постепенно формируется дефект апатоабулического, а в 7 %—тимопатического типа. Еще в 30 % после 3— 4 приступов болезнь трансформируется в прогредиентную шизофрению с непрерывным течением, чаще в простую или параноидную форму, реже в кататоно-гебефреническую.

Инвалидность у взрослых устанавливается в 38 %, в том числе 1 группа в 1 %, II группа — в 2 %, III группа — в 16 % [Жариков Н. М., 1972].

Прогностическое значение частоты приступов весьма относительно. Серия частых фаз может закончиться практическим выздоровлением и, наоборот, после 2—3 редких приступов может сформироваться выраженный дефект. Существует мнение, что начало болезни с маниакальных фаз прогностически неблагоприятно [Наджаров Р. А., Смулевич А. Б., 1983].

Наши данные не подтверждают этого. Хорошие стойкие ремиссии наступили в 30 %, когда первой была депрессивная фаза, и в 24 %, когда первой была фаза маниакальная. Зато трансформация в непрерывно-прогредиентную (параноидную, простую) шизофрению произошла, когда заболевание началось с депрессивной фазы в 39 %, с маниакальной — в 18 %.

Важнее для прогноза картина фаз. Чем больше сходства с маниакально-депрессивным психозом, тем лучше прогноз. Наоборот, бред воздействия, слуховые галлюцинации, психические автоматизмы прогноз ухудшают, хотя данная фаза может закончиться хорошей ремиссией.

Дифференциальный диагноз приходится проводить прежде всего с маниакально-депрессивным психозом. Лишь в 17 % заболевание манифестирует с типичной депрессии или типичной мании [Озерецковский С. Д., 1979] и первая фаза неотличима от маниакально-депрессивного психоза.

Если учесть, что, по нашим данным, маниакально-депрессивный психоз в подростковом возрасте начинается в 5 раз реже, чем шизоаффективный, то при первой фазе в виде типичной меланхолической депрессии или типичной «солнечной» мании вероятность обоих заболеваний приблизительно одинакова.

Поэтому окончательный диагноз приходится откладывать до следующих фаз.

Если во время маниакальных состояний выражены дурашливость, манерничанье, кажущийся нелепым смех, то возникает мысль о гебефренокататоническом синдроме: Дифференциально-диагностические признаки приводятся при описании этого синдрома (см. стр. 151).

Депрессия может сопровождать параноидный синдром при прогредиентной шизофрении. Продолжительное наблюдение позволяет заметить, что спад депрессивного аффекта в этих случаях обнаруживает относительную независимость продуктивной симптоматики от депрессивного фона. Депрессия проходит, а бред и галлюцинации остаются.

Спутанная мания, растерянность на фоне депрессии со страхом и тревогой, выраженный онейроидный синдром требует дифференциации со сходными картинами при острых инфекционных и интоксикационных психозах.

Диагностика особенно затруднена, если развитию психотического состояния предшествовали лихорадочное заболевание, прием большой дозы алкоголя, перегревание на солнце или другие экзогенные вредности, которые могли сыграть роль провокатора эндогенной фазы. Относительное диагностическое значение имеет отмеченная Г. Е.

 Сухаревой (1955, 1974) динамика: экзогенные психозы начинаются с нарушений сознания; при шизоаффективном психозе онейроид, спутанность, растерянность обычно развиваются на высоте аффективных расстройств.

©2017 Все права защищены. Копирование любых материалов без письменного разрешения не допускается.

Источник: http://ncpz.ru/lib/1/book/11/chapter/43

Психозы у детей и в подростковом возрасте

Эндогенные психозы у подростков

Психозы у детей и подростков имеют такие симптомы, как чувство, что другие могут влиять на их мысли. Также они сопровождаются галлюцинациями, бредом и речевыми расстройствами. Какие еще признаки и симптомы имеет детский психоз, как его диагностировать и лечить, пойдет речь далее.

Психозы редки среди детей, у одного процента населения диагностируется шизофрения, примерно у половины из которых могут быть симптомы до 18 лет.

Подробно о депрессии у подростков и детей: причины, признаки, лечение.

Что такое психозы в детстве и подростковом возрасте

Шизофрения и подобные шизофрении состояния характеризуются фундаментальными и характерными изменениями в мышлении и восприятии, которые приводят к бреду и галлюцинациям, а также к неадекватному или уплощенному аффекту.

Психозы являются относительно редкими состояниями у детей и подростков, и их трудно выявить и оценить. Восприятие реальности необходимо рассматривать в зависимости от стадии развития ребенка.

Тревожные расстройства у детей и подростков. Причины возникновения, признаки заболевания и способы лечения.

Статистика заболеваемости

У некоторых пациентов в детской и подростковой психиатрии психотические симптомы не обнаруживаются. В целом заболеваемость составляет около 0,4%. Заболеваемость увеличивается с возрастом в период полового созревания.

По некоторым оценкам, около одного процента населения соответствует критериям для диагноза шизофрении, и вполне возможно, что около половины из них имели психотические или психосенсорные симптомы до достижения ими возраста 18 лет.

Симптомы детского психоза

Они делятся на:

  1. Позитивные (также называемые первоклассными).
  2. Негативные симптомы — это термин, обозначающий симптомы, характеризующиеся снижением функции или отсутствием способностей.

Типичные признаки путаницы:

Положительные:

  • Танки эффект. Чувство, что другие могут читать свои мысли или вставлять или красть свои собственные мысли.
  • Галлюцинации. Ложные впечатления. Самое распространенное — это услышать голоса.
  • Физические воздействия. Стойкие причудливые (невозможные реальные) заблуждения (например, постоянный мониторинг инопланетян).
  • Лингвистические нарушения мышления. Они могут, например, выглядеть как нелогичный речевой поток, полный специфических слов и выражений. Как правило, пациент также может формировать новые слова.
  • Кататоническое поведение. Замораживание в определенных положениях.

Негативные:

· Инерция.

· Летаргия.

· Отсутствие эмоций.

· Отсутствие инициативы.

· Пассивность.

· Плохая речь.

· Расстройства контакта.

· Пустое / бессодержательное поведение,

· Социальная самоотдача.

· Аутизм (уход в себя).

Знания о причинах и механизмах заболеваний при психозах все еще ограничены, но постепенно расширяются.

Наследственная предрасположенность является единственным причинным фактором, который проявляется с высокой вероятностью до 80 процентов. Это означает, что вероятность того, что у подростка есть родственник с похожими симптомами, высока.

Психоз также вызывается токсикоманией.

Диагностика психоза у детей

Доктор попытается выяснить, есть ли типичные признаки путаницы. Если состояние длится более одного месяца и появляются несколько из вышеперечисленных симптомов, врач может диагностировать психоз. Другая важная информация — это история жизни ребенка и любые предыдущие телесные заболевания. Регулярное обследование тела также проводится, чтобы исключить телесные заболевания.

Необходимость проведения других обследований проводится в больнице или специалистом. Текущие исследования:

· ЭЭГ — производство электрической активности мозга.

· КТ головного мозга — компьютерная рентгенография разреза, которая показывает повреждение, опухоли и пороки развития головного мозга.

· Нейропсихологическое тестирование — тестирование интеллекта, внимания / концентрации, ощущения пространства.

Лечение психозов у детей и подростков

Цель состоит в том, чтобы как можно лучше стабилизировать ситуацию внутри пациента и вокруг него. Кроме того, максимальное снижение симптомов достигается при минимизации побочных эффектов.

В экстренных случаях подростки проходят обследование, чтобы снять беспокойство и замешательство. Консультации и информация для ребенка и его родственников являются важной частью лечения и направлены на снижение нагрузки на семью.

Медикаментозное лечение является центральным.

Лекарственные препараты

Если у ребенка или подростка имеются серьезные субъективные заболевания, как правило, лечение психоза у ребенка следует начинать, если симптомы еще не смягчены скринингом. Такими субъективными недугами выступают: выраженное беспокойство, серьезные проблемы со сном (круглосуточное бодрствование), выраженное принуждение, большая лабильность и / или гнев или сильное внутреннее смятение.

Раннее лечение важно. Регулярный сон улучшает состояние. Причины плохого сна и способы борьбы с бессонницей узнайте здесь.

На ранних стадиях заболевания ребенок также более подвержен попыткам приема лекарств, но более поздний запуск более сложный, поскольку пациент часто проявляет большой скептицизм по поводу лекарственного лечения.

Ослабление психотических симптомов облегчает диагностику детей и подростков. Чем дольше начинается медикаментозное лечение, тем сложнее установить хороший союз с пациентом.

Используемые лекарства для детей называются нейролептиками или антипсихотиками. Нейролептики действуют, блокируя молекулу рецептора для сигнального вещества допамина.

Нейролептики подразделяются на высокие дозы (необходимо давать их в больших дозах, чтобы иметь эффективность и высокую степень седативного эффекта) и низкие дозы (в низких дозах, работают специфично для заблуждений).

В острой фазе вводят высокие дозы нейролептиков, чтобы успокоить пациента. Постепенно вводятся низкие дозы нейролептиков. Повышение до подходящей дозы у детей происходит в течение недели.

Другое лечение

Другими важными мерами лечение детей и подросткового психоза являются семейная терапия, специальные образовательные мероприятия и экранирование социальных ситуаций.

Список психических расстройств у детей и взрослых.

Прогноз подросткового психоза

Прогноз зависит от времени появления и продолжительности состояний и формы, степени когнитивных нарушений и от того, как ребенок / подросток работал до психического заболевания.

Раннее начало и развитие коварных симптомов с большим количеством негативных признаков связаны с худшим прогнозом. Острые симптомы появления с высокой частотой положительных признаков, часто из-за острого стресса, имеют хороший прогноз. Создание хорошего союза с пациентом и хорошее понимание болезни также значительно улучшает прогноз у детей и подростков.

Источник: http://kreativlife.ru/psihozy-u-detej-i-v-podrostkovom-vozraste/

Психические расстройства у подростков: причины, симптомы, консультация подросткового психолога

Эндогенные психозы у подростков

Во время роста ребенок сталкивается со множеством проблем, среди которых подростковый стресс. Именно стресс становится частой причиной развития психических заболеваний среди подростков. Если во время переходного возраста не оказать ребенку должную поддержку, то все может закончится нервным заболеванием в более зрелом возрасте, которое практически не поддается лечению.

Если родители заметили резкие перемены в поведении подростка – он сменил хобби, перестал интересоваться тем, что было дорого на протяжении длительного времени, то это свидетельствует о неких проблемах.

Не стоит сразу начинать изводить ребенка вопросами о любви, проблемах в школе или с наркотиками, нужно получить консультацию подросткового психолога. О том, как определить расстройство по симптомам, как помочь ребенку пережить сложный период.

Давайте остановимся на этом подробнее.

Признаки психических расстройств у подростков

Именно в подростковом возрасте начинают формироваться многие психические заболевания, среди которых шизофрения и разного рода психозы. Признаками таких расстройств являются следующие симптомы:

  • у ребенка появилось новое увлечение, которому он уделяет все свое время, но при этом успехов нет;
  • резко забросил старые увлечения;
  • стал плохо учиться в школе, когда ранее у него отмечались значительные успехи;
  • потерял интерес ко всему, чем ранее был увлечен.

Но эти симптомы не на все 100 % указывают на психические расстройства у подростков. Возможно, таким образом проявляется акцентуация характера, о которой поговорим в следующих разделах.

Симптомы психических расстройств у подростков 12-18 лет проявляются следующими особенностями:

  • резкие смены настроения, агрессивность, конфликты с родителями, учителями и другими детьми, импульсивность, меланхолия, тревожность, противоречивость;
  • пренебрежительное отношение к взрослым;
  • излишняя критичность к себе или же, напротив, чрезмерная самоуверенность;
  • взрывная реакция на советы со стороны и критику в свой адрес;
  • чувствительность сочетается с черствостью, подросток застенчив, но в то же время сильно раздражен;
  • отказ подчиняться общепринятым правилам;
  • шизоидность;
  • отвержение какой-либо опеки.

Если вы заметили в поведении ребенка только один из пунктов, то беспокоиться не стоит, просто поговорите с ним и выясните причину перемены. На психические расстройства подростков указывает сочетание нескольких или всех перечисленных симптомов.

Обращаться ли к специалисту?

За консультацией подросткового психолога обычно родители предпочитают не обращаться. Некоторым кажется, что стыдно вести ребенка к мозгоправу, или то, что это только усугубит ситуацию, и ребенок больше замкнется в себе, потеряет доверие к родителям и так далее.

На самом деле обратиться к специалисту необходимо. Сегодня многие психологи работают анонимно, то есть никто в школе не узнает про обращение подростка к врачу, а он может даже не говорить своего имени.

Чтобы понять, необходимо ли в конкретном случае посетить психолога, ответьте на несколько вопросов:

  1. Выше описаны признаки психических расстройств у подростков. Вспомните, насколько резко изменился ребенок. Если в семье все хорошо, нет ссор и резких перемен (развод, гибель родственника и так далее), а изменения стали заметны, то без психолога сложно обойтись. Если же ребенок плавно переключился на другие интересы или резко, но в семье при этом не все гладко, то эти симптомы могут быть акцентуацией характера или выражением (непроизвольным) внутренних переживаний.
  2. Обратите внимание на сон и аппетит подростка. Если ребенок плохо спит и отказывается от еды, то стоит посетить специалиста.
  3. Если ребенок находится в длительном депрессивном состоянии, ему ничто не интересно, появляется бред и галлюцинации, то срочно обращайтесь за помощью к профессионалу.

Здесь хочется отметить, что многие родители путают меланхолию у подростка, которая присуща для переходного возраста, с депрессией.

Если, помимо этого состояния, ребенка более ничего не тревожит (ест и спит, как и раньше, не утратил интереса к своим увлечениям и так далее), то это просто сложный возрастной порог, который хорошие родители и сами помогут пережить.

Больше проводите времени со своим ребенком, разговаривайте, но не «пытайте», если какая-то тема ему не нравится, гуляйте вместе, слушайте его. При переходном возрасте помогут даже простые объятия.

Если подросток сам понимает, что с ним что-то не так, и пытается избавиться от этого состояния, вернуть жизнь в прежнее русло, то это хороший признак.

Скорее всего, у него простой невроз на фоне переходного возраста, учебы, отношений с противоположным полом и тому подобное.

Если намечается серьезное психическое заболевание, то подросток будет воспринимать нового себя спокойно, и у него не будет стремления что-то исправить.

Случаются специфические расстройства в образе мышления подростка, но их практически невозможно заметить непрофессиональных глазом. Чтобы исключить или подтвердить психическое расстройство у подростка, ведущее к серьезному заболеванию, рекомендуется все же проконсультироваться у психолога.

Если специалист не увидит тревожных сигналов, то со спокойной душой и с несколькими советами от профессионала можете отправляться домой.

Если же тревожные сигналы будут обнаружены, то врач поможет скорректировать обстановку дома, проведя беседы с родителями и прочими членами семьи.

Также специалист поможет ребенку научиться находиться в школе и других общественных местах с минимальными психотравмирующими моментами.

Предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие психические расстройства у подростков бывают чаще всего.

Акцентуация характера и психопатия

Понять, что происходит с подростком – акцентуация характера или психопатия, может только профессиональный психолог, практикующий работу именно с детьми и подростками, так как грань между понятиями очень тонкая.

Во время акцентуации начинают явно заостряться некоторые черты характера, и по внешним признакам это может напоминать картину развития психопатии.

Первым делом необходимо удостовериться в нормальной социальной обстановке дома. Как правило, психопатией подростки реже страдают, если семья благополучная.

Диагноз необходимо ставить аккуратно и сообщать о нем можно только родителям и преподавателям подростка.

При этом психолог должен объяснить сторонам разницу между акцентуацией характера и психопатией, чтобы случайно не поставить на подростке клеймо «псих».

Меланхолия

Когда у подростка начинается гормональная перестройка, он меняет свое поведение. Меланхоличное состояние – норма переходного возраста, и его нельзя путать с депрессией.

Первыми признаками меланхолии могут стать жалобы подростка на неспокойное душевное состояние. Он замыкается в себе на этом фоне. Могут быть и приступы агрессии, в том числе направленные на самого себя. Молодые люди часто в таком состоянии разочаровываются в себе.

В такие моменты нельзя подростка оставлять одного. Мир для него теряет краски, кажется пустым и никчемным, в таком состоянии многие думают о суициде, а некоторые и предпринимают попытки покончить жизнь самоубийством. Подростку кажется, что никому он не нужен.

Признаки меланхолии

Если вы заметили хоть половину из перечисленных признаков меланхолии, то немедленно обращайтесь к специалисту. Симптомами являются следующие изменения:

  • ранимость, слезы даже на пустом месте;
  • смена настроения без причины;
  • самоизоляция, замыкание;
  • частые приступы агрессии из-за пустяков;
  • бессонница;
  • чрезмерный аппетит или его отсутствие;
  • снижение успеваемости в школе;
  • постоянная усталость, недомогание.

Маниакально-депрессивный психоз

Картина развития подобного психического расстройства у подростка сильно схожа с меланхолией, но уже не является нормой при переходном возрасте. опасность расстройства – преступление закона на фоне депрессии, а также не попытка суицида, а реальная его возможность.

Отличить меланхолию от маниакально-депрессивного психоза непросто.

Обратите внимание, что в первом случае у подростка часто меняется настроение, а во втором – на протяжении некоторого времени у него сохраняется маниакальное настроение, то есть он чем-то увлечен, весел, полон энергии и планов, отрыв от занятия ведет к агрессии. Маниакальное настроение нередко меняется депрессивным – крах всех надежд, плохие воспоминания, неудовлетворенность жизнью и собой. Из такого состояния подростка очень сложно вытащить.

Если вы заметили за своим ребенком такую симптоматику, то немедленно ведите его к специалисту.

Шизофрения

Это расстройство сильно схоже с маниакально-депрессивным психозом. Совпадают все симптомы – сначала настроение маниакальное, увлеченное, а затем начинается продолжительная депрессия.

Отличие есть, и оно главное – при шизофрении возможны панические атаки, бред, галлюцинации.

Подведем итог

Проблемы в подростковом возрасте – неотъемлемая часть взросления. Если вы видите, что с ребенком что-то творится, не игнорируйте это, думая, что переходный возраст сам по себе пройдет.

Если не помочь подростку в это сложное для него время, то последствия могут быть самыми плачевными: от развития серьезного психического заболевания до суицида ребенка.

Источник: https://FB.ru/article/381200/psihicheskie-rasstroystva-u-podrostkov-prichinyi-simptomyi-konsultatsiya-podrostkovogo-psihologa

Глава 21. Эндореактивные подростковые психозы

Эндогенные психозы у подростков

Определение понятия

В 1947 г. Н. Weitbrecht назвал «эндореактивной депрессией» случаи, когда психическая травма провоцировала эндогенную депрессию или длительная психическая травматизация надолго затягивала депрессивную фазу.

Сходная группа психических расстройств особенно рельефно выделяется в подростковом возрасте: психогенный и эндогенный факторы в их происхождении столь тесно переплетаются, что отдать предпочтение одному из них как главной причине болезни не представляется возможным. Психическая травма в этих слу­чаях всегда бывает строго определенного вида.

Она должна подойти к почве как «ключ» к «замку». В этом одно из отличий психозов эндореактивных от реактивных. Другое отличие в том, что при реактивных психозах устранение психогенного фактора приводит к выздоровлению, а при эндореактивных психозах этого не бывает.

Между психической травматизацией и эндоген­ными механизмами устанавливается какая-то сопряженная зави­симость, нечто вроде «порочного круга». Психическая травма вначале запускает эндогенные механизмы, а те, в свою очередь, обнажают поле для действия новых психогенных факторов, кото­рые до этого такого поддерживающего болезнь влияния оказать не могли.

Например, психическая травма во время субдепрес­сивной фазы при циклоидной акцентуации способна превратить ее в психотическую депрессию. Тогда все последующие мелкие неудачи и неприятности становятся мощными депрессогенными факторами, углубляющими и затягивающими депрессивное состояние.

Вместе с тем эндореактивные психозы существенно разнят­ся и от сходных с ними эндогенных, которые также могут быть спровоцированы психической травмой. Без психогенного фактора, в силу только одних эндогенных механизмов они не возникают, а без поддерживающего действия определенной хронической психической травматизации не приобретают затяжного течения.

Яркость проявления эндореактивных психозов в подростковом возрасте, вероятно, связана со становлением характера и заострением его акцентуаций, что делает подростка особенно чувствитель­ным к определенным психическим травмам.

К эндореактивным подростковым психозам нами отнесены три вида психических заболеваний — эндореактивная депрессия у циклоидов, так называемая нервная анорексия, и некоторые из подростковых дисморфоманий. Ранее одними авторами эти расстройства включались в рамки эндогенных психозов (маниакально-депрессивного, шизофрении), а другими рассматрива­лись как чисто реактивные.

Эндореактивные депрессии при циклоидной акцентуации

Клиническая картина и течение. Встречается в старшем под­ростковом возрасте.

Во время субдепрессивных фаз при циклоид­ной акцентуации у подростков может не быть жалоб на снижение настроения, отмечаются лишь вялость, падение работоспособ­ности, инициативы, скука — состояние более всего напоминает нерезко выраженный астеноапатический эквивалент (см. гл. IV).

До этого общительные и живые, подростки превращаются в уны­лых домоседов, избегают компаний и новых знакомств. Невозможность сосредоточиться, собраться с мыслями, быстрая утомляе­мость от всего, что требует напряжения и усилий, приводят к снижению успехов в учебе. Запущенными оказываются все дела — и домашние поручения, и просьбы товарищей.

Поэтому нарекания, недовольства, упреки, обвинения начинают сыпаться со всех сторон. На это подросток реагирует раздражением, неожиданными выпадами, даже скандалами. Но в глубине души все происходящее, все промахи и неудачи тяжело переживаются. Нарастающая конфликтная ситуация может затягивать и углуб­лять депрессию.

Если же на фоне субдепрессивной фазы случаются тяжелые психические травмы: утрата близких, вынужденная разлука с ними, переезд и неустроенность на новом месте, крутая ломка стереотипа жизни,— то субдепрессивная фаза может значительно отягощаться и достигать психотического уровня: развивается эндореактивная депрессия.

При субдепрессивных состояниях у циклоидов и даже при эндореактивной психотической депрессии обычно не бывает ни витальной тоски, ни сопутствующих соматических проявлений (запоры, тахикардия, артериальная гипертония, резкое падение аппетита). Суточные колебания настроения также не выражены. Но по утрам после сна отчетливее выступают вялость, разбитость. Ночной сон не приносит отдохновения.

Идей самообвинения и самоуничижения может не выска­зываться. Однако даже при субдепрессивной фазе определенная настроенность в этом отношении имеется.

Если упреки и выговоры со стороны делаются чрезмерными и непрерывными, особенно если подросток публично осуждается в глазах товарищей за его действительные упущения, то могут появиться мысли о своей непоправимой вине, о собственной ничтожности, никчемности и т. п.

Какой-либо особенно травмировавший эпизод подобного рода может вызвать острую аффективную аутоагрессивную реакцию с серьезной суицидной попыткой.

Стертая непсихотическая форма эндореактивной депрессии описана Ю. А. Строгановым [Патологические нарушения…, 1973] у студентов I курса высших учебных заведений.

Смена школьного учебного стереотипа на обманчивую легкость и кажу­щуюся свободу студенческой жизни приводила у циклоидов в гипертимной фазе к существенным пробелам в занятиях.

Когда зачеты и экзамены выпадали на последующую субдепрессивную фазу с понижением работоспособности, наверстать упущенное оказывалось не под силу.

В итоге после попыток «пересилить себя» и многочасовых малопродуктивных занятий развивалось полное отвращение к учебе и даже к любой умственной работе вообще, появлялась апатия. Такие первокурсники переставали стремиться к обществу приятелей, у них исчезал всякий интерес к противоположному полу, все у них не ладилось и валилось из рук. Подобные спады вместо обычных 1—2 нед затягивались на месяцы.

Дифференциальный диагноз. Необходимо иметь в виду депрес­сии при шизоаффективном и маниакально-депрессивном психозах и в дебюте прогредиентной шизофрении.

В пользу эндореактивной депрессии говорят начало с нерезко выраженного астеноапатического эквивалента и резкое ухудшение после воздействия таких психогенных факторов, которые способны направить мысли на переживание своей вины, неспособности, ненужности.

Для прос­той формы шизофрении характерны медленное начало без видимых причин и постепенное развитие апатоабулического син­дрома на протяжении многих месяцев.

Исход и прогноз. Предсказание в отношении выздоровления относительно благоприятно. Однако надо учитывать возможность суицидных попыток. Данные о большом риске заболеть маниакаль­но-депрессивным психозом у таких подростков отсутствуют.

Биологическое лечение и психотерапия. Показано примене­ние транквилизаторов, мягких стимуляторов и мягких анти­депрессантов. Спешить с лечением амитриптилином и тем более мелипрамином не следует — они, снимая данную депрессию, могут усилить тенденцию к фазности, сделать смену фаз более частой, а сами фазы более выраженными.

При астеноапатической картине Ю. А. Строгановым [Патоло­гические нарушения…, 1973] предложено использовать сиднокарб в небольших дозах: 5—10 мг утром и днем. Большие дозы могут вызвать чувство дискомфорта, тревожность, бессонницу. Эффект от сиднокарба обнаруживается через несколько дней.

При склон­ности к острым аффективным аутоагрессивным реакциям можно использовать небольшие дозы амитриптилина, особенно на ночь (25—50 мг). При раздражительности применяются тазепам, меллерил.

Необходим отдых, освобождение от учебных и внеучебных нагрузок, показаны легкий физический труд и умеренные занятия спортом.

Одним из наиболее важных лечебных факторов является регулярная индивидуальная психотерапия. Подростку надо объяс­нить особенности его натуры, вселить уверенность, что за спадом последует подъем, что упущения можно наверстать. Не сле­дует ждать быстрого согласия с этими доводами, важно, чтобы подросток слушал их.

В процессе семейной психотерапии прихо­дится разъяснять близким, что в период спада промахи и неудачи подростка не должны вызывать нареканий, а тем более наказаний. И, главное, надо избегать ситуаций, где подросток может быть как-либо унижен в глазах сверстников.

Угрюмая раздражитель­ность должна вызывать со стороны близких не гнев и негодование, а спокойное, ровное, теплое, но без лишних эмоций отношение.

истерические психозы – предыдущая | следующая – эндореактивная пубертатаная анорексия

Подростковая психиатрия. .

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/endoreaktivnye-psihozy/

Нервная Система
Добавить комментарий