Дцп и психозы

Нарушения психики при ДЦП

Дцп и психозы

Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения разви­тия психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.

Картина психических на­рушений на фоне раннего внутриутробного поражения характе­ризуется грубым недоразвитием интеллекта.

При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральными параличами резко задерживается и на этом фоне выявляются различные формы нарушения психики, и прежде всего познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений:

например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с

легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП – с тяжелым недоразвитием психических функций.

Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим по­ражением головного мозга и различными двигательными, рече­выми и сенсорными дефектами.

Важную роль в генезе психиче­ских нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

Аномалии развития психики приДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-воле­вой сферы и личности.

Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризу­ется рядом специфических особенностей.

1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем.

Это обусловлено несколькими причинами: а) вынуж­денная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстника­ми и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; б) затруднение познания окру­жающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств; в) нарушение сенсорных функций.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятель­ности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на воспри­ятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интел­лектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены.

Дети с церебральным параличом не знают многих явлений ок­ружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуаль­ной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих.

Мо­заичный характер развития психики связан с ранним органиче­ским поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональ­ные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизо­ванные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций.

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познава­тельной деятельности при ДЦП. Причем чаще всего страдают от­дельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются преимущественно

наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно стра­дает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии сло-весно-логического.

3. Выраженность психоорганических проявлении – замедлен­ность, истощаемость психических процессов, трудности переклю­чения на другие виды деятельности, недостаточность концентра­ции внимания, снижение объема механической памяти.

Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредото­ченности, медлительности и пониженной переключаемости пси­хических процессов.

Низкая умственная работоспособность от­части связана с церебрастеническим синдромом, характеризую­щимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интел­лектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормаль­ный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олиго-френия. Дети без отклонений в психическом (в частности, интел­лектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основ­ным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).

Для детей с церебральным параличом характерны расстрой­ства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявля­ются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздра­жительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости.

Склонность к колеба­ниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может ос­тановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка об­становке и при утомлении.

Иногда отмечается радостное, припод­нятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).

Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.

У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочета­ется с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с по­вышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в

наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к само­стоятельной практической деятельности.

Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы.

Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_75957_narusheniya-psihiki-pri-dtsp.html

Эпилептический психоз

Дцп и психозы

Эпилептический психоз – это психопатологический симптомокомплекс, развивающийся при осложненной форме классической эпилепсии. Возникает как результат прогрессирующих личностных изменений.

Проявляется неадекватностью эмоций и поведения, повышенной возбудимостью, агрессивностью, формированием бреда, галлюцинаций. Специфические методы диагностики не разработаны, проводится обследование невролога с подтверждением эпилептиформной активности, беседа с психиатром, психодиагностика.

Лечение предполагает коррекцию эмоционально-личностных отклонений методами психотерапии, медикаментозное купирование симптомов.

F06.8 Другие уточненные психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью

Под словом «психоз» в общем смысле понимается психическое расстройство, основной характеристикой которого является несоответствие эмоциональных и поведенческих реакций актуальной ситуации. Эпилептический психоз развивается как следствие тяжелого течения эпилепсии, диагностируется у 2,5-5% больных.

Распространенность данного осложнения выше среди пациентов позднего подросткового и раннего молодого возраста – с 15 до 22 лет. Риск повышается на отдаленных этапах заболевания, при наличии припадков парциального характера. В большинстве случаев возникают острые психотические состояния продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель.

Хроническое течение диагностируется редко.

Эпилептический психоз

У больных эпилепсией психоз рассматривается как осложненная симптоматика длительно текущего заболевания. Корреляция частоты данного расстройства с продолжительностью болезни была подтверждена рядом отечественных исследователей в 60-70-х годах прошлого столетия, поэтому данный фактор является основополагающим. К другим возможным причинам психоза относят:

  • Частые интенсивные припадки. Тяжелое течение эпилепсии провоцирует когнитивный дефицит и стойкие характерологические деформации. Психоз формируется как крайняя форма личностной дезадаптации.
  • Височная локализация очага. Для височной эпилепсии характерны эмоционально-личностные и интеллектуально-мнестические нарушения. Симптомы психоза чаще возникают при правостороннем расположении очага эпиактивности.
  • Устойчивость к противоэпилептической терапии. В 30% случаев эпилепсия оказывается резистентной к АЭП. Приступы не купируются либо купируются недостаточно эффективно, способствуют развитию осложнений.

Патогенетической основой эпилептического психоза являются нарушения в работе нейронов мозга, отвечающих за эмоции, мотивационный компонент поведения, сложные формы деятельности.

Для острого психоза свойственна правосторонняя височная очаговая активность, а также первично-генерализованная эпилепсия (при помрачении сознания). Для хронической формы – височная эпилепсия с определенными изменениями ЭЭГ в противоположном полушарии мозга.

При острой форме психотические симптомы проявляются внезапно в период спонтанной ремиссии либо на фоне приема противосудорожных лекарств.

Как правило, они продолжаются несколько суток, в редких случаях растягиваются на недели, не зависят от припадков, состояний спутанного сознания. У небольшой части пациентов в периоде психоза происходит полная нормализация данных ЭЭГ.

Распространены две классификации эпилептического психоза. Первая основана на характере течения и клинических проявлениях.

Согласно ей, острая форма представлена психозом с помрачением сознания (онейроидными и сумеречными состояниями) и с сохранением ясности сознания (аффективными психозами, острыми параноидами).

Хроническая включает галлюцинаторно-параноидные, парафренные, паранойяльные и кататонические психозы. Другая классификация опирается на время возникновения эпилептического психоза по отношению к эпиприступам:

  • Иктальный. Появляется во время эпилептического припадка. Пациент становится раздражительным, импульсивным, агрессивным. Речь громкая, прерывистая.
  • Постиктальный. Развивается через сутки после припадка. Характерный признак – мании.
  • Интериктальный. Проявляется в любой промежуток времени между приступами. Основные симптомы – аффективные расстройства, паранойя.
  • Альтернирующий. Разновидность интериктального психоза. Отличительная особенность – симптомы возникают при уменьшении судорожной активности.
  • Медикаментозный. Является побочным эффектом противоэпилептического лечения. Протекает хронически (шизофреноподобный).

При остром течении психоза с помраченным сознанием сумеречного характера существует его совпадение во времени с припадками. Сначала развиваются вегетативные симптомы («аура»), чувство страха, паники. После завершения приступа появляется агрессия, двигательные расстройства, эмоциональная напряженность.

При эпилептическом онейроиде возникают слуховые и зрительные галлюцинации. Представление об окружающем мире искажается, больному «видятся» катастрофы, глобальные катаклизмы.

Себя он считает человеком, наделенным уникальными способностями, «даром», позволяющим решить проблемы, спасти от гибели других людей. Эмоциональные реакции ярко выраженные, разнообразные, переменчивые.

За короткое время сменяются гнев, ярость, восторг, экстаз, эйфория.

Острый психоз без помраченного сознания представлен параноидом – пациент насторожен, высказывает идеи об угрожающих действиях и мыслях окружающих. При аффективном психозе отмечаются депрессивные и тревожные расстройства.

При хронической форме эпилептического психоза наблюдаются симптомы галлюцинаторного и бредового состояния. Для параноидного синдрома характерен бред с добрым либо агрессивным содержанием. В первом случае пациенты приписывают себе фантастические способности, высказывают идеи помощи, спасения, изменения судеб людей.

При агрессивной направленности больные насторожены, считают, что их подстерегает опасность.

Галлюцинаторно-параноидный синдром проявляется слуховыми и зрительными галлюцинациями. Часто формируются идеи преследования, воздействия. При паранойяльном синдроме галлюцинации отсутствуют, но больные ведут себя отстраненно, подозрительно в отношении других.

Нередко развивается ипохондрический бред – идея о наличии опасного неизлечимого заболевания. Для кататонических психозов свойственен субступор с негативизмом, мутизмом, стереотипным бормотанием.

Иногда поведение становится дурашливым, сопровождается гримасничаньем, эхолалиями, ответами «невпопад».

Без адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий эпилептический психоз приводит к социальной и бытовой дезадаптации. Пациенты неспособны посещать школу, ходить на работу, поддерживать внутрисемейные отношения, выполнять рутинные домашние дела.

Постепенно нарастает потребность в уходе и постоянном наблюдении со стороны домочадцев. Частые психотические эпизоды утяжеляют патологические изменения характера, свойственные эпилептоидному типу.

Больные становятся угрюмыми, злопамятными, усиливается импульсивность, конфликтность, эмоциональная взрывчатость.

Специфических методов диагностики эпилептических психозов не существует. Обследование пациента нацелено на установление наличия эпилепсии, выявление признаков психоза и исключение других его причин – алкогольной и наркотической интоксикации, опухолей и инфекций мозга, атрофических процессов в ЦНС. Обследование проводится врачом-психиатром и неврологом, включает:

  • Беседу. Опрос больного и родственников направлен на сбор точных анамнестических данных (наличие ЧМТ, пристрастие к алкоголю, употребление наркотиков), выяснение симптомов, их связи с эпилептическими приступами. В беседе с пациентом психиатр выявляет признаки галлюцинаторного, параноидного, бредового синдрома, оценивает полноту и адекватность контакта.
  • Осмотр. Невролог проводит обследование при первичном обращении больного. В ходе опроса и проведения проб отмечает наличие или отсутствие признаков дегенеративных процессов, очаговых поражений. Определяет необходимость инструментальной диагностики.
  • Инструментальные обследования. Основным методом обследования является ЭЭГ, позволяющая подтвердить эпилептиформную активность. Дополнительно может быть проведена МРТ и КТ головного мозга.
  • Психодиагностику. Психолог обнаруживает характерные для эпилепсии нарушения когнитивной сферы и личностные изменения. Определяется инертность, тугоподвижность психических процессов, ригидность мышления, снижение всех видов памяти, вязкость аффекта, характерологические признаки выраженного эпилептоидного типа.

Терапия психоза проводится в комплексе с лечением основного заболевания – эпилепсии.

Подбор препаратов осуществляется с особой тщательностью, поскольку при эпиактивности многие медикаментозные средства становятся потенциально опасными и могут усиливать психотические проявления.

В зависимости от клинической картины врач назначает бензодиазепины, антидепрессанты и нейролептики, пересматривает терапию противоэпилептическими препаратами, исключая вероятность медикаментозной провокации психоза.

После успешного купирования симптоматики показаны сеансы психотерапии, ориентированные на коррекцию закрепившихся непродуктивных поведенческих шаблонов и эмоциональных нарушений. Распространено применение когнитивно-бихевиоральных методов и групповых тренингов.

Прогноз психоза определяется течением и успешностью лечения эпилепсии. При эффективности АЭП и редких припадках частота психозов также сокращается. Профилактика сводится к предупреждению факторов, провоцирующих припадки – эмоциональных переживаний, физиологических и психологических стрессов.

Пациентам стоит отказаться от употребления алкоголя, тонизирующих напитков, курения, перегрева и переохлаждения, нахождения на высоте, воздействия яркого солнечного света и вспышек. В рационе рекомендуется увеличить процент растительных и молочных продуктов.

В режиме дня следует выделить время для прогулок на свежем воздухе, чередовать труд и отдых.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/psychiatric/epileptic-psychosis?PAGEN_2=2

✚ Медикаментозная терапия психических расстройств при детском церебральном параличе. Нейропсихиатрическая клиника Минутко

Дцп и психозы

В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

·        истинные ноотропы;

·        нейропротекторы.

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

Истинные ноотропы
Пирролидиновые препараты(пирацетам)Холинэргические средства(лецитин, инстенон)Нейропептиды(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

·        активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

·        вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

·        препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

·        лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

·        метаболический;

·        антигипооксидантный;

·        стимулирующий;

·        вазоактивный;

·        иммунотропный.

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича. В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

·        истинные ноотропы;

·        нейропротекторы.

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

Истинные ноотропы
Пирролидиновые препараты(пирацетам)Холинэргические средства(лецитин, инстенон)Нейропептиды(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

·        активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

·        вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

·        препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

·        лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

·        метаболический;

·        антигипооксидантный;

·        стимулирующий;

·        вазоактивный;

·        иммунотропный.

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича.В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

·        истинные ноотропы;

·        нейропротекторы.

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

Истинные ноотропы
Пирролидиновые препараты(пирацетам)Холинэргические средства(лецитин, инстенон)Нейропептиды(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

·        активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

·        вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

·        препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

·        лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

·        метаболический;

·        антигипооксидантный;

·        стимулирующий;

·        вазоактивный;

·        иммунотропный.

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича.В клинике профессора В.Л. Минутко в г Москва ведет прием детский психиатр, который проводит коррекцию психических расстройств у детей с ДЦП.

При детском церебральном параличе наблюдаются когнитивные нарушения. При их лечении используются препараты из группы ноотропов.

Эти лекарства подразделяются на две группы:

·        истинные ноотропы;

·        нейропротекторы.

Классификация истинных ноотропов по механизму действия:

Истинные ноотропы
Пирролидиновые препараты(пирацетам)Холинэргические средства(лецитин, инстенон)Нейропептиды(церебролизин, кортексин, семакс, биолан)Препараты, влияющие на обмен аминокислот (глютаминовая кислота, мемантин, когитум)

Нейропротекторы подразделяются на:

·        активаторы метаболизма мозга (карнетин, актовегин, серин);

·        вазодилятаторы церебральные (ницерголин, винпоцетин);

·        препараты, влияющие на обмен ГАМК (аминалон, пантогам, пантокальцин, гаммалон, фенибут, пикамилон);

·        лекарственные препараты из других групп (гинкго билоба, оротовая кислота, жень-шень).

По другой классификации ноотропные препараты подразделяются на ноотропы и ноотрофы (лекарства, усиливающие интеллектуально-мнестические функции).

При лечении когнитивных расстройств у детей ноотропными средствами наибольший эффект наблюдается у пациентов с задержкой психо-речевого развития, но при умственной отсталости положительная динамика после приема препаратов меньше выражена.

При умственной отсталости рекомендуется использование препаратов с нейроактивным действием (ноотропил, аминалон, котексин, энцефабол, пантогам).

При нарушении процессов запоминания и памяти назначается пантогам, танакан, глиатиллин, кортексин.

При нарушении внимания – семакс, когитум. А при эмоциональных расстройствах и дезадаптивном поведении применяется пикамилон, глицин, фенибут. Если есть нарушение речи, то используется: ноотропил, аминалон, пантогам, энцефабол.

Ноотропы принимают обычно в утренние или дневные часы, с увеличением дозы в соответствии с возрастом в течение 5-12 дней, с последущим приемом препарата в течение 1-3 месяцев и снижением в течение 1-2 недель.

Предпочтительными способами введения лекарств являются: сироп, спрей, таблетки.

А при сочетании гидроцефалии с когнитивными расстройствами назначают диакарб или венотоники.

Фармакологическое действие ноотропов основано на следующих эффектах:

·        метаболический;

·        антигипооксидантный;

·        стимулирующий;

·        вазоактивный;

·        иммунотропный.

Таким образом, при лечении психических расстройств у детей с ДЦП детским психиатром в клинике профессора В.Л. Минутко назначаются препараты в зависимости от причин и патогенеза осложнений детского церебрального паралича. 

Источник: https://minutkoclinic.com/stati/medikamentoznaya-terapiya-psihicheskih-rasstroystv-pri-detskom-cerebralnom-paraliche

Психоз

Дцп и психозы

Психоз (от греч. слов, означающих «душа, психика» и «нарушение») – очень тяжелое расстройство психического состояния человека. При психозе человек крайне искаженно воспринимает реальность, не способен ее адекватно оценить, не может адаптивно реагировать на внешние события.

При психозе у человека могут присутствовать галлюцинации, бред, выраженные расстройства настроения, которые полностью разрушают поведение человека.

Факторы риска психоза
К факторам риска развития психоза относят наличие тяжелого хронического или острого психического расстройства (шизофрения, депрессия, мания и др.), перенесенные тяжелые инфекционные или соматические заболевания (рак и др.), интоксикации (алкоголь, галлюциногены и др.), травмы и дегенеративные изменения головного мозга (ЧМТ, деменция).

Также рассматривается возможность влияния генетических факторов в повышении риска развития психоза.

Причины психоза

  • тяжелая психическая травма;
  • травма головного мозга;
  • отравление (соли тяжелых металлов, органические и пищевые яды, летучие растворители, алкоголь, наркотики, накопленные продукты нарушенного обмена веществ).

Однако в целом ряде случаев причину психоза установить не удается. В первую очередь это касается так называемых пресенильных и сенильных психозов.

Симптомы психоза
Выделяют различные группы психозов, отличающихся симптоматикой.

  • Эндогенные психозы обусловлены патологическим течением более крупного психического расстройства – шизофрении, депрессивного или маниакального расстройства. Характеризуются наличием галлюцинаций, бреда, тяжелых нарушений настроения.
  • Органические, соматогенные и симптоматические психозы вызваны тяжелым состоянием организма человека, наличием тех или иных заболеваний непсихического регистра. В первую очередь это опухоли головного мозга, сифилис, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, СПИД, лепра, малярия, нарушения обмена железа и других макроэлементов. Отдельное значение имеют пресенильные и сенильные психозы, обусловленные возрастным тяжелым разрушением психической организации. Характеризуются выраженным снижением или распадом мыслительной деятельности с присоединением бредовой и параноидной симптоматики, галлюцинаторными эпизодами.
  • Психогенные психозы вызваны тяжелой психической травмой, запредельным стрессовым воздействием. Отличительная особенность этой группы психозов – крайне выраженный аффект. Человек пребывает в чрезвычайном возбуждении или наоборот крайне угнетен, подавлен. Проявляются истерические формы поведения.
  • Интоксикационные, абстинентные и постабстинентные психозы связаны с реагированием организма на появление токсических веществ. Попадание и выведение ряда агентов – солей тяжелых металлов, органических и пищевых ядов, летучих растворителей, алкоголя, наркотиков – может приводить к развитию психотической симптоматики. Чаще всего она проявляется в виде тяжелых форм нарушения сознания (сопор, кома), при которых человек вообще не способен реагировать на внешние раздражители. В других случаях наблюдается расторможенность и галлюцинации (например, «белая горячка» при алкогольном психозе). Прекращение употребления ряда наркотиков также может вызывать психотическую симптоматику, как правило выражающуюся в тяжелых эмоциональных расстройствах.

Диагностика психоза
Диагностировать наличие психоза может только врач-психиатр! Проявления психоза могут быть очень разными, могут являться следствием ряда других заболеваний. Некоторые расстройств могут «маскироваться» под психоз.

Чем опасен психоз?
В подавляющем большинстве случаев человек в состоянии психоза настолько теряет связь с реальностью, что его поведение может представлять крайнюю опасность для жизни и здоровья как его самого, так и окружающих.

Будучи в состоянии психоза, человек может совершить намеренный или ненамеренный суицид или стать жертвой или причиной насилия. Человек в состоянии психоза нуждается в госпитализации и строгом надзоре!

Лечение психоза и реабилитация больных
Лечение, точнее купирование, психоза проводится с помощью специальных лекарственных средств – нейролептиков (антипсихотиков), а также антидепрессантов и ноотропов.

Лечение врач-психиатр подбирает строго индивидуально, учитывая особенности проявлений заболевания, состояние здоровья пациента и ряд других факторов.

Попытка самостоятельного купирования состояния психоза может привести к катастрофическим последствиям и категорически неприемлема!

Как правило, даже после купирования состояния острого психоза пациенту требуется дальнейшее лечение и длительное наблюдение у врача-психиатра.

Наиболее позитивен прогноз у реактивных психогенных психозов – есть случаи полного исчезновения симптомов уже через несколько часов даже без лечения.

Однако в целом ряде случаев симптомы становятся хроническими, изменяют личность больного, что требует иногда пожизненного лечения.

Профилактика психозов
Не существует способов профилактики психозов. При эндогенных психозах важно, чтобы пациент или его близкие самостоятельно отслеживали ухудшение состояния и вовремя обращались за помощью к врачу.

Риск органических, соматогенных и симптоматических психозов можно снизить соблюдением здорового образа жизни, специально подобранной лечебной диеты.

Психогенные психозы чаще наблюдаются у астенизированных людей, поэтому их риск можно снизить, помимо соблюдения здорового образа жизни, различными укрепляющими упражнениями и прохождением курса личностного роста.

Профилактикой интоксикационных, абстинентных и постабстинентных психозов может быть неупотребление токсических веществ, избегание ситуаций возможного употребления наркотиков или чрезмерного употребления алкоголя, а также скорейшее обращение за медицинской помощью при отравлении.

Интересные факты
Алкогольный психоз – «белая горячка» – наступает, когда человек уже не употребляет алкоголь, в период воздержания. Характерными галлюцинациями при этом психозе являются преследующие и угрожающие больному насекомые (тараканы, жуки) или животные (крысы), черти.

Nota Bene!
Возраст манифестации пресенильных психозов – 45–60 лет, сенильных психозов – после 70 лет. При этом риск развития сенильного психоза достоверно выше у женщин.

Следует помнить, что интоксикационные психозы могут развиться даже спустя несколько дней после отравления (тетраэтилсвинец, антифриз).

Эксперт: Колпаков Я. В., кандидат психологических наук, клинический психолог

Подготовлено по материалам: 

  1. Каплан Г. И., Сэдок Дж. Клиническая психиатрия: в 2 т. – М.: Медицина, 1998.
  2. Комер Р. Дж. Основы патопсихологии. Изд. 4-е. Пер. с англ. – М.: Мир, 2004.
  3. Психиатрия. Национальное руководство. Под ред. Дмитриевой Т. Б., Краснова В. Н., Незнанова Н. Г., Семке В. Я., Тиганова А. С. и Александровского Ю. А. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2009. 

Источник: https://www.medweb.ru/encyclopedias/spravochnik-po-zabolevaniyam-i-sostoyaniyam/article/ez_psikhoz

Нервная Система
Добавить комментарий