Бессонница за гремучую доблесть грядущих веков

Изучение поэзии Осипа Мандельштама. Урок II. Поэт и век.

Бессонница за гремучую доблесть грядущих веков

1922 — 1938 годы.

“За гремучую доблесть грядущих веков…” 1931, 1935.

Биографические сведения.

Вступительное слово учителя.

Мандельштам покидает Ленинград в 1931 году. Его московский период продлится три года — до 1934 и будет одним из самых интенсивных в творчестве поэта. Именно в 30-е годы Мандельштам начинает трагически сознавать себя как человек, живущий в мире, где нет ни Бога, ни вечности, ни смысла существования — ничего. Звонкая пустота.

Вызов властителю с “жирными пальцами” брошен Мандельштамом и в его знаменитом стихотворении “Мы живем, под собою не чуя страны…” (1933). Помимо первой строчки, гениально воплотившей мысль об отчужденности человека от человека и от своей страны, стихотворение, быть может, и уступает вершинам творчества Мандельштама.

Но эта карикатура, эта злая эпиграмма – акт гражданского мужества и, естественно, приговор, подписанный поэтом самому себе. 13 мая 1934 года Мандельштам был арестован и сослан в Чердынь, где была попытка самоубийства. Чердынь было разрешено заменить на Воронеж.

Невиданный творческий взлет 1935 года воплотился в создании Воронежских тетрадей.

Лишив меня морей, разбега и разлета

И дав ноге упор насильственной земли,

Чего добились вы? Блестящего расчета –

Губ шевелящихся отнять вы не могли.

 Превозмогая горечь одиночества и отверженности, Мандельштам достигает удивительной полноты, цельности видения мира, органической сопричастности всему, что происходит вокруг, высочайшей степени свободы.

Окончательная редакция стихотворения “За гремучую доблесть грядущих веков…” не сразу далась Мандельштаму. Он работал над ним в марте 1931 и в конце 1935 г.

Анна Ахматова свидетельствовала, как в 1933 году он сказал ей: “Стихи сейчас должны быть гражданскими”.

Анализ стихотворения “За гремучую доблесть грядущих веков…”

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей,

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых кровей в колесе,

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе,

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.

Фронтальная работа.

  1. Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?
  2. Какая строчка в стихотворении является главной?

Вопросы для анализа стихотворения в группе.

  1. Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой?
  2. К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?
  3. В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?
  4. Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?

Предполагаемые ответы.

1. Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?

Очень тяжёлые чувства – подавленности, безысходности. Трус, хлипкая грязца, кровавые крови в колесе – это приметы тридцатых годов. Это стихотворение о веке – волкодаве.

2. Какая строчка в стихотворении является главной?

Последняя строчка в стихотворении является главной: И меня только равный убьёт.

3. Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой?

Век — волкодав явно враждебен поэту. Стихотворение начинается с прямых признаний лирического героя в своём одиночестве. Он один на фоне покорного и молчащего народа. Поэт выразил  правду массового существования.

Ведь если век — волкодав, то тот, кому он кидается на плечи, – уже не человек, а волк. Для лирического героя утрата права быть человеком страшнее гибели.

Он никогда ни при каких условиях не откажется от этого права: не волк я по крови своей.

4. К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?

Вторая строфа превратилась в развёрнутую метафору. Герой обращается к веку, к собственной судьбе. К создателю? Выходом из столкновения с волкодавом становится уход в ночь, где течёт Енисей.

В данном контексте ночь выступает как спасительное начало. Сибирские степи превращаютсяв жаркую шубу, а затеряться в них означает уподобиться шапке, запихнутой в рукав.

Здесь уход в ночь — обретение незаметности, защищённости, тепла, хотя гибельный смысл самого ухода всё равно присутствует как фон.

Мотивы ночи и степи создают образ страны, сияющей голубыми песцами, с её первобытной красой, медленным Енисеем и сосной, которая до звезды достаёт. Здесь очевидна отсылка к двум лермонтовским мотивам — ночной, звёздной гармонии (“Выхожу один я на дорогу…”) и спящей под снегом севера одинокой сосны (“На севере диком стоит одиноко…”).

Но если у Лермонтова возникала коллизия жизни-сна, жизни-забытья, противостоящей холодному сну могилы, то в стихах Мандельштама лермонтовские реминисценции создавали образ некоей глубинной, непроявленной жизни, метафорическим выражением которой становились текущая подо льдом река, хранимое под снегом тепло и неостановимый рост дерева зимой. Эта жизнь выступает как противовес хлипкой грязце и кровавым костям в колесе.

5. В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?

Повтор во II и IV строфах:

Но не волк я по крови своей…

Потому что не волк я по крови своей…

6. Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?

Лирический герой за гремучую доблесть грядущих веков,// За высокое племя людей отдаёт благополучие, радость, честь. Но он не станет одним из волков, и веку-волкодаву его не убить. Его миссия как поэта – прорвать своим голосом оцепенение эпохи. Творческому дару поэта равновелика только сама природа: И меня только равный убьёт.

Биографические сведения.

Заключительное слово учителя.

В мае 1937 — поэт возвращается из ссылки с запрещением жить в Москве; 2 мая 1938 года – арестован в санатории в Саматихе; приговорён к пяти годам лагерей за контрреволюционную деятельность; смерть наступила в пересыльном лагере 27 декабря 1938 года.

Из опубликованных сведений о последних днях Мандельштама наиболее достоверным представляется свидетельство сокамерника поэта Ю. И. Моисеенко, опубликованное Э. Поляновским в очерке “Смерть Осипа Мандельштама” (“Известия”, 30.05.92).

Бесхитростный рассказ человека, весьма далекого от поэзии, вряд ли осознающего величие того, о ком он рассказывает, потрясает своей трагической простотой.

Домашнее задание: Учащиеся читают стихи 30-х годов. Выполняют письменно задания С3, С4. Учат наизусть одно стихотворение.

Примеры домашних работ:

В каких образах стихотворения “За гремучую доблесть грядущих веков…” воплощено представление лирического героя о его времени?

Центральный образ стихотворения “За гремучую доблесть грядущих веков…” – это образ века-волкодава. Такая метафора создаётся на сравнении людей, живущих в данную эпоху, с волками.

Лирический герой не принадлежит к этой стае и говорит, что лучше он уедет в Сибирь (“Уведи меня в ночь, где течёт Енисей…”), чтобы спастись от проявлений своего страшного века (“не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, ни кровавых костей в колесе…”).

По мнению героя, три самых главных болезни его века — это трусость, малодушие, жестокость. Сибирь же представляется ему желанным укрытием, он идеализирует её, используя гиперболу: “где сосна до звезды достаёт”.

Он верит, что век-волкодав его не сломит, его человеческому достоинству равна только могущественная природа, “где  течёт Енисей”. Но в стихотворении звучит трагическая нота: “уведи меня в ночь”. Образ ночи — это неестественный образ жизни для человека.

Мелехина Ольга. 11Я.

В каких стихотворениях русских поэтов звучит тема назначения поэта и поэзии, и чем они близки стихотворению О.Э.Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков…”?

Тема поэта и поэзии волнует любого пишущего стихи, она поднимается во многих стихотворениях русских поэтов. Одно из самых известных – “Пророк” М.Ю.Лермонтова. Между двумя стихотворениями можно провести несколько параллелей. Во-первых, в обоих герой противопоставляет себя толпе: пророк видит в людях проявление злобы и упрёка, герой Мандельштама — трусость и жестокость.

Толпа не понимает и не принимает пророка, поэтому он отрекается от общества и уходит в пустыню. Герой Мандельштама отказывается быть в “волчьей стае” века-волкодава, поэтому он хочет укрыться в Сибири.

Второй важный момент — божественность творческой силы пророка Лермонтова и лирического героя Мандельштама: “вечный судия дал всеведенье пророка”, “не волк я по крови своей, и меня только равный убьёт”.

Мелехина Ольга. 11Я.

Источник: http://veykova.ru/content/izuchenie-poezii-osipa-mandelshtama-urok-ii-poet-i-vek-za-gremuchuyu-doblest-gryadushchih

Осип Мандельштам ~ За гремучую доблесть грядущих веков..

Бессонница за гремучую доблесть грядущих веков

“За гремучую доблесть грядущих веков…”

 ~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~ 

 За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей,

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых кровей в колесе,

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе,

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

17-28 марта 1931, конец 1935

 

 Читать стих “За гремучую доблесть грядущих веков” Мандельштама Осипа Эмильевича необходимо с пониманием того, как противоречивы были его отношения с тогдашней властью – коммунистами. Он был написан в начале 30-х годов, в самый разгар репрессий.

Основная тема произведения – судьба поэта, который живет в такое страшное время. Лирический герой поэтического творения не может больше видеть кровавую кашу вокруг него и хочет уйти в мир своих мечтаний.

Изучая его на уроке литературы в классе, можно полностью прочувствовать настроение, пропитавшее, кажется, каждую строчку – это отчаяние.

В тексте стихотворения Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков” прослеживается идея, что он как поэт не способен жить в созданной системе потому, что у него совершенно другие взгляды на мир и людей.

Он не может и не хочет принимать действительность, в которой люди друг для друга – волки. Учить произведение полностью необходимо для того, чтобы увидеть еще одну важную мысль, которую высказывает автор: революция стала причиной разрыва внутренних исторических связей.

Прочитанное онлайн, это стихотворение оставляет сильное впечатление.

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~ 

Анализ стихотворения Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…»

На момент свершения Октябрьской революции Осип Мандельштам уже был полностью состоявшимся поэтом, высоко ценимым мастером. С советской властью отношения у него складывались противоречиво. Ему нравилась идея создания нового государства.

Он ожидал перерождения общества, человеческой природы. Если внимательно читать мемуары жены Мандельштама, можно понять, что поэт был знаком лично со многими государственными деятелями — Бухариным, Ежовым, Дзержинским.

Примечательна и резолюция Сталина на уголовном деле Осипа Эмильевича: «Изолировать, но сохранить». Тем не менее, некоторые стихотворения пропитаны неприятием методов большевиков, ненавистью к ним. Вспомнить хотя бы «Мы живем, под собою не чуя страны…» (1933).

Из-за этого открытого высмеивания «отца народа» и его приближенных поэта сначала арестовали, а потом отправили в ссылку.

«За гремучую доблесть грядущих веков…»(1931-35) — стихотворение, в некоторой степени близкое по смыслу к вышеназванному. Ключевой мотив — трагическая судьба поэта, живущего в страшную эпоху. Мандельштам называет ее «век-волкодав». Подобное именование встречается ранее в стихотворении «Век» (1922): «Век мой, зверь мой…».

Лирический герой стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…» противопоставляет себя окружающей действительности. Он не желает видеть ее страшных проявлений: «трусов», «хлипкую грязцу», «кровавые кости в колесе». Возможный выход — побег от реальности.

Для лирического героя спасение кроется в сибирской природе, поэтому возникает просьба: «Уведи меня в ночь, где течет Енисей».

Два раза в стихотворении повторяется важная мысль: «…не волк я по крови своей». Это отмежевание принципиально для Мандельштама. Годы, когда написано стихотворение, — время для советских жителей крайне тяжелое.

Партия требовала полного подчинения. Перед некоторыми людьми ставился выбор: либо жизнь, либо честь. Кто-то становился волком, предателем, кто-то отказывался сотрудничать с системой.

Лирический герой явно относит себя ко второй категории людей.

Есть еще один важный мотив — связь времен. Метафора идет от «Гамлета». В шекспировской трагедии есть строки про порванную цепь времен (в альтернативных переводах — вывихнутый или расшатанный век, порванная дней связующая нить).

Мандельштам считает, что события 1917 года разрушили связь России с прошлым. В уже упомянутом стихотворении «Век» лирический герой готов пожертвовать собой, чтобы восстановить разорванные узы.

В произведении «За гремучую доблесть грядущих веков…» видно намерение принять страдание ради «высокого племени людей», которым суждено жить в будущем.

Противостояние поэта и власти, как это часто бывает, закончилось победой последней. В 1938 году Мандельштама вновь арестовали.

Осипа Эмильевича отправили по этапу на Дальний Восток, при этом приговор был не слишком жесток по тем временам — пять лет концентрационного лагеря за контрреволюционную деятельность. 27 декабря он умер от тифа, находясь в пересыльном лагере Владперпункт (территория современного Владивостока).

Поэта не хоронили вплоть до весны, как и прочих скончавшихся узников. Затем его погребли в братской могиле, местоположение которой остается неизвестным по сей день.

 ~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~ 

Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» Мандельштам

Стихотворение О. Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков» – автобиографичное произведение поэта, в котором выразились его переживания. Оно было написано в 30-е годы XX века. Вам предлагается краткий анализ «За гремучую доблесть грядущих веков» по плану. 

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением За гремучую доблесть грядущих веков.

История создания – стихотворение написано в 30-е годы ХХ века, период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий.

Тема – стихотворение о тяжелой участи поэта, который готов все променять на просторы далекой земли, лишь бы не наблюдать происходящие вокруг события.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из вступления и трех четверостиший, которые как бы замыкаются, начинаясь и заканчиваясь одинаковыми строчками.

Жанр – лирический.

Стихотворный размер – стихотворение состоит из четырех строф (катрен), написанных анапестом, рифма точная, мужская, рифмовка перекрестная.

Метафоры – «За гремучую доблесть грядущих веков», «…на плечи кидается век-волкодав», , «сияли всю ночь голубые песцы».

Метонимия –«Жаркой шубы сибирских степей».

Гипербола – «И сосна до звезды достает».

История создания

Годы жизни Осипа Мандельштама пришлись на тяжелые, переломные для России времена. Он стал свидетелем гибели Российской империи и появления на свет нового советского государства. С этими переменами, как и многие другие поэты и писатели, он не смог примириться.

Сталинские репрессии, жесткая цензура – все это сковывало, не давало проявить себя. В этот период, в 30-е годы ХХ века, Мандельштам пишет стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков», в котором проявляется его стремление освободиться.

Новое время для него – «век-волкодав», и спасение от него поэт видит в далекой Сибири, «где течет Енисей и сосна до звезды достает».

Тема

Тема стихотворения тесно связана с историей его написания. Поэту невыносима политика государства, которому он неугоден. Власть стремится заглушить проявления вольности, свободы слова.

Атмосфера доносов, которая царила тогда в обществе, суровые расправы с теми, кто не боится говорить правду – все это Мандельштам тяжело переживает.

Может быть, когда-то людей действительно ждет светлое будущее, за которое он «лишился и чаши на пире отцов, и веселья, и чести своей», но сейчас он мечтает очутиться далеко, «Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, ни кровавых кровей в колесе».

Сибирская ссылка кажется поэту лучшим местом для спасения от «века-волкодава», и он просит: «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав жаркой шубы сибирских степей».

Композиция

Стихотворение можно условно разделить на две части. В первой указывается причина, объясняющая переживания лирического героя. Он потерял то, что для него ценно: «Я лишился и чаши на пире отцов, и веселья, и чести своей».

Вторая часть – замкнутые в кольцо три четверостишия.

Поэт начинает и заканчивает эти строки, называя наступивший век «волкодавом», и говоря: «… не волк я по крови своей», как бы еще раз подчеркивая, что он не принадлежит времени, в котором живет, не хочет смиряться с новыми ценностями.

Жанр

Стих относится к лирическому жанру. Он состоит из четырех четверостиший с использованием трехсложных стоп с ударением на третий слог (анапест). Автор использует рифму: точную (грязцы – песцы, колесе – красе), мужскую – во всех последний словах строк ударение падает на последний слог (веков, людей, отцов, своей). Используется перекрестная рифмовка АВАВ.

Средства выразительности

Мандельштам использует много метафор: «За гремучую доблесть грядущих веков», «…на плечи кидается век-волкодав», , «сияли всю ночь голубые песцы».

Кроме того, используются такие средства выразительности, как: метонимия («Жаркой шубы сибирских степей»), гипербола («И сосна до звезды достает»).

Источник: http://ParnasSe.ru/klassika/mandelshtam-osip-yemilevich-1891-1938/osip-mandelshtam-za-gremuchuyu-doblest-grjaduschih-vekov.html

Анализ стихотворения О.Э.Мандельштама

Бессонница за гремучую доблесть грядущих веков

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей — Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей: Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, Ни кровавых костей в колесе; Чтоб сияли всю ночь голубые песцы Мне в своей первобытной красе. Уведи меня в ночь, где течет Енисей И сосна до звёзды достает, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет.

/17-28 марта 1931, конец 1935/

Это произведение создано О.Э.Мандельштамом в 1931 году. Оно является «ядром» группы стихотворений, получившей название «волчьего» или «каторжного» цикла.

О.Э.Мандельштам начинал своё творчество как преемник символистов, но быстро преодолел их влияние. В 1912 году О.Мандельштам – представитель модернистского течения – акмеизма. Метод художественного мышления акмеистов – от конкретного к общему.

Стихотворение написано в 30-е годы ХХ века – период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий.

Хаос, смута, социальное зло – эти понятия являются доминантами в лирике поэта 30-х годов. С этим временем связан особенно тяжёлый, даже трагический, период в жизни и творчестве О. Мандельштама.

Но благодаря этим стихам, написанным вопреки всему, можно говорить о поэте не только как о тонком лирике, увлечённом гармонией античной культуры, но и как о поэте, уставшем бояться, пытающемся найти себя и своё место в социальном хаосе тоталитарного государства.

В стихотворении “За гремучую доблесть грядущих веков…” лирический герой говорит о своей не волчьей, человеческой природе, тем самым утверждая своё превосходство над веком, не подвластность ему.

Осознавая безысходность настоящего, лирический герой устремлён в будущее, став неминуемой жертвой своего времени ( За гремучую доблесть грядущих веков, / За высокое племя людей / Я лишился и чаши на пире отцов, / И веселья, и чести своей.

// Мне на плечи кидается век-волкодав, / Но не волк я по крови своей…/ Уведи меня в ночь, где течет Енисей / И сосна до звезды достает, / Потому что не волк я по крови своей / И меня только равный убьет.)

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из вступления и трех четверостиший, которые как бы замыкаются, начинаясь и заканчиваясь одинаковыми строчками (но не волк я по крови своей / потому что не волк я по крови своей).

Стихотворение относится к лирическому жанру.

Стихотворение состоит из четырех строф (катрен), написанных анапестом. Автор использует рифму: точную (грязцы – песцы, колесе – красе), мужскую – во всех последний словах строк ударение падает на последний слог (веков, людей, отцов, своей). Используется перекрестная рифмовка АВАВ.

Стихотворение приобретает высокое звучание благодаря использованию разностопного анапеста (чередование четырёхстопных и трёхстопных строчек), а также благодаря, традиционной для русских народных песен, образности (сибирские степи, река, звезда).

Выбирая демонстративно «жаркую шубу сибирских степей», лирический герой просто бежит, спасаясь от преследования времени, которое только выдаёт себя за справедливое (на это указывает мотив бала – маскарада).

Сибирская ссылка кажется поэту лучшим местом для спасения от «века-волкодава».

С хаосом в тексте связан образ «века-волкодава», символизирующего время, когда лирический герой ощущает себя диким зверем, на которого ведется охота.

Единственное желание лирического героя – сбежать, затаиться, скрыться, не видеть ужасов, того, как люди уничтожают себя и продают себе подобных из страха, чтобы выжить (Запихай меня лучше, как шапку, в рукав / Жаркой шубы сибирских степей… // Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, / Ни кровавых костей в колесе; / Чтоб сияли всю ночь голубые песцы / Мне в своей первобытной красе…)

Повтор оборота «но не волк я по крови своей» указывает на то, что лирический герой остается человеком, хотя ему грозит гибель от жестокого века-волкодава. К символам века здесь относятся как прямые оценочные наименования, так и метафорические перифразы, обозначающие разные типы людей (ср.: Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы…).

Образ «кровавых костей в колесе» олицетворяет судьбу человека, попадающего под карающий меч тоталитарного государства.

В стихотворении использованы такие средства художественной выразительности, как:

  • метафоры – «За гремучую доблесть грядущих веков», «…на плечи кидается век-волкодав», «сияли всю ночь голубые песцы»;
  • метонимия – «Жаркой шубы сибирских степей»;
  • гипербола – «И сосна до звезды достает».)

1. Метафора «за гремучую доблесть грядущих веков»:

ГРЕМУЧИЙ | Толковый словарь Ожегова

Производящий громкие звуки, гремящий. Г. водопад. * Гремучая змея – ядовитая змея, у некоторых видов которой на конце хвоста находится род трещотки – гремящие роговые кольца.

Гремучая ртуть – взрывчатое вещество – белый или серый порошок. Гремучий газ – взрывчатая смесь водорода с кислородом.

Таким образом Мандельштам говорит о цене прогресса, к которому стремятся Сталин и его окружение. Смысл слова «доблесть» дискредитируется словом «гремучая». Стихотворение написано в 30-е годы ХХ века, период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий.

Это время радикальных чисток среди русского народа (доносы и т.п.), время коллективизации, время, когда человек должен был безропотно подчиняться партии.

Всё происходило под лозунгом: «Всё для коммунизма!», но под этим лозунгом скрывались не только светлые идеи, но и грязь, подлость жестокость и глупость.

Это время лишало чести, так как ради того, чтобы выжить, необходимо было поддерживать политику партии, иначе ты «враг народа».

Выбор стоял между жизнью и честью. Либо поступиться своей честью и жить в ладу с партией, либо не согласиться и впасть в немилость. Жестокость этого выбора поэт выражает

2. Метафорой «мне на плечи кидается век-волкодав». Это воплощение враждебного начала, давящего всё на своём пути (время, эпоха, в которой живёт поэт).

Поэт не желает делать выбора, так как понимает, насколько это глупо и нелепо. Подлость нельзя поддерживать. Поэтому лирический герой решает уйти от общества, он даже согласен на ссылку («Запихай меня лучше, как шапку, в рукав жаркой шубы сибирских степей»), подальше от директив партии.

Так поэт пророчит будущую свою судьбу, накликая на себя (поэтически и реально) сибирскую ссылку. Сибирь грезится поэту миром, где сохранилась первозданная природная гармония, где сияют «голубые песцы» в «первобытной красе» и «сосна до звезды достает».

Ссылка – здесь имеется ввиду место знаменитой туруханской ссылки Иосифа Виссарионовича Сталина – Енисейская губерния, река Турухан, приток Енисея.

2. Метафора «сияли всю ночь голубые песцы» – речь скорее всего идёт о северном сиянии (вообще, Мандельштам в своих стихах часто упоминает звёзды, но Енисей и северное сияние – это логичнее).

Здесь еще и антитеза (цветовое противопоставление): «кровавых кровей в колесе» и «сияли всю ночь голубые песцы» (красное – голубое). Т.

е время, в котором поэт живёт противопоставляется другому времени, где человек живёт спокойно, независимо от директив партии.

Мотивы ночи и степи создают образ страны, сияющей голубыми песцами, с её первобытной красой, медленным Енисеем и сосной, которая до звезды достаёт. Здесь очевидна отсылка к двум лермонтовским мотивам — ночной, звёздной гармонии (“Выхожу один я на дорогу…”) и спящей под снегом севера одинокой сосны (“На севере диком стоит одиноко…”)

Таким образом, стихотворение посвящено осмыслению эпохи и места, уготованного в ней человеку. Лирический герой О.

Мандельштама пытается сделать выбор: согласиться на родство со временем, или бросить вызов веку-волкодаву? Плыть по течению, стараясь не задумываться о происходящем, или бежать, не оглядываясь? Авторское сознание в этом произведении определяется тем, что лирический герой – человек, сломленный государством, подавленный, но не сдающийся.

Список использованной литературы

1. Барковская Н. В. Анализ литературного произведения в школе / Урал. Гос. Пед. Ун-т: Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник», Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2008.

2. Болотнов А. В. Вербализация социального хаоса в лирике О. Мандельштама // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Том 9, выпуск 2: Филология.

3. Гаспаров М.Л. Осип Мандельштам // Гаспаров М.Л.О русской поэзии, СПб., 2001.

4. Герштейн Э. [Вступление] к: Мандельштам О.Э. Рецензии воронежского периода // Вопр. лит., 1980. № 12.

5. Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама // Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л., 1982.

6. Гутрина Л.Д. «Но не волк я по крови своей… (Лики лирического героя в «волчьем» цикле» О.Э. Мандельштама)// Филологический класс, 2004-cyberleninka.ru.

7. Давыдова Т.Т. Лирический герой в поэзии О.Э.Мандельштама 1930-х гг.//Научно-методический электронный журнал «Концепт»-2014.-Т.20-с.2531-2535.-URL:http: //e-koncept/ru/2014/54770.htm/

8. Левин Ю.И. О некоторых особенностях поэтики позднего Мандельштама// Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998, С.97-142.

9. Мандельштам О.Э. Полн. собр. соч. и писем: в 3 т. М.: Прогресс-Плеяда, 2010. Т. 2. Проза.

10. Харджиев Н.И. Примечания // Мандельштам О.Э. Стихотворения. Л., 1974.

11. Жирмунский В.М. На путях к классицизму (О. Мандельштам – «Tristia»)// Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

12. Черашняя Д.И. Поэтика О. Мандельштама: Субъектный подход. – Ижевск, 2004.

27.03.2020

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/680536/

7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения

Бессонница за гремучую доблесть грядущих веков

урок 1: Особенности лирики О. Э. Мандельштама

урок 2: Тема творчества, поэта и поэзии в лирике О. Э. Мандельштама

Лекция: О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

«Notre Dame» (1912)

В этот год образовалось новое направление – акмеизм, сформированное в недрах «Цеха поэтов». К акмеизму примкнул и Мандельштам, своим творчеством изначально отличавшийся от поэтов символистского направления.

В 1911 году поэт принял христианство, более всего он интересовался католической верой. Результатом такого внимания явилось несколько стихотворений, одно из самых известных – «Notre Dame»., вошедшее в сборник «Камень».

Главные композиционные приемы – антитеза и контраст.

I строфа – создается напряжение;

Во II строфе – напряжение спадает;

III строфа – поэт говорит о слиянии разных эпох в одно целое – антагонизм несовместимых культур является основой для создания архитектурного шедевра;

IV – итог наблюдений, метафора состоит из метафоры: нависший свод – символ угрозы, олицетворяющей творческие сомнения автора. 

Лирический герой приходит к выводу, что созидающим символом является угроза: «Тем чаще думал я: из тяжести недоброй/И я когда-нибудь прекрасное создам».

Ключевое слово – «свод».  У него в стихотворении 4 эпитета и сравнение с Адамом, первым человеком (метафора).

Лирический герой – сам автор, поэт Осип Мандельштам.

Стихотворение написано 6стопным ямбом, создающим напевность и задающим четкую ритмичность стиха. Строчки настолько легки, что буквально возносятся к самому куполу собора.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Стихотворение датируется 1915 г. Есть версия, что идея сочинить его пришла к Мандельштаму после того, как он увидел найденный Максимилианом Волошиным фрагмент древнего корабля. Для этого периода характерно увлечение поэта древними цивилизациями, воспринимавшимися, как  идеал красоты.

Жанр – элегия.

Нужно отметить, что среди всех стихий именно морская стихия – предмет особого внимания Мандельштама. Больше всего поэта привлекает океанский простор, спокойно и свободно  перекатывающий огромные водяные валы.

Лирический герой не может уснуть, о бессоннице читателю сообщают строки: «Я список кораблей прочел…». Известно, у Гомера в поэме «Илиада» перечисление кораблей, идущих на осаду Трои, составляет более тысячи наименований. Длина списка подчеркивает бесконечность ночного времени.

Образ кораблей: зрительный образ создают строки о тугих парусах, сравнение с журавлиным клином. В передвижении кораблей ясно чувствуется замедленность – в тексте очень мало «двигательны» глаголов.

Образ Елены. Ее красота приносит радость и одновременно горе всем, кто наблюдает ее.

Образ моря: грозная сила, неизбежность, враждебность.

Стихотворение написано 6стопным ямбом (александрийским стихом). Имя является ядром произведения, соединяющим все линии стиха. Рифмовка «Елена» и «Божественная пена» – неслучайна, обе прекрасны, дорога к Елене важнее дороги к сокровищам Илиона.

III строфа – основная мысль всего стихотворения.

Лирический герой отдает должное ахейцам, осмелившимся противостоять судьбе, сочувствует их судьбе. Ахейцы повенчаны с морской пеной на века, бессмертны «Илиада» и ее автор Гомер – таким образом Мандельштам утверждает связь поколений посредством искусства.

«За гремучую доблесть грядущих веков…»

Произведение создано в период 1931-1935 гг.

В это время поэзия Мандельштама приобретает звучание вызова.

Размер: разностопный анапест, поэтому тон стихотворения выдержан в плавных мягких интонациях.

Первые 4 строчки – передают сложную  атмосферу, царившую в стране. Постепенно начинал раскручиваться механизм массовых репрессий, когда выбирать приходилось между жизнью и честью («век – волкодав»). Лирический  герой отказывается выбирать, решает покинуть общество, давая согласие на ссылку.

Антитеза призвана усилить ощущение полярности счастья свободы и царившего в государстве состоянию ужаса.

III строфа: в первых двух строках описывается реальность, в двух следующих – рай, сибирская природа.

Цветовая антитеза: красный и голубой. Сибирский край описан в голубых тонах. Заключительные строки утверждают несломленность  духа поэта перед грядущими испытаниями.

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Дата создания – 1930 год. Поэт вернулся в родной город с Кавказа и застал город в преддверии  страшных событий: в воздухе явственно ощущалось накапливание трагического напряжения.

Лирический герой встречается с городом, где когда – то ощутил себя поэтом, где остались его друзья. Связь с бесконечно дорогим Петербургом ощущается на физическом уровне – «до прожилок, до детских припухших желез».

Эту связь способны в один миг разрушить ночные «дорогие гости», появляющиеся внезапно, уничтожая при этом  целые семьи.

Жанр: лирический монолог.

Второе и третье двустишия – обращение поэта к самому себе; середина стихотворения – обращение к городу, иногда – Ленинграду, иногда – Петербургу, четкой определенности у поэта не происходит.

Образная структура стихотворения характерна для всего творчества Мандельштама, она максимально усложнена. Хорошо понимая, насколько неоднозначно может быть поэтическое слово, поэт предоставляет читателю возможность интерпретировать свои сочинения в зависимости от личного восприятия.

Стихотворение написано 4стопным анапестом, парными мужскими рифмами.

Онлайн-библиотека:
О. Э. Мандельштам. «Notre Dame»
О. Э. Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
О. Э. Мандельштам. «За гремучую доблесть грядущих веков…»
О. Э. Мандельштам. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Предыдущий урокСледующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/519-710-oe-mandelshtam-stihotvoreniya.html

Нервная Система
Добавить комментарий