Бессонница в мифологии

Полуночница. Славянская богиня ночи и бессонницы

Бессонница в мифологии

Теория существ, духов и демонов / Страшно интересно Родословная Полуночницы (или Ночницы) довольно неоднозначная: в одних источниках она описывается как дочь Богумира (что и даёт нам право обозначать её как славянскую богиню), сестра Полуденицы, Купальницы, Вечерки и Зари – Заряницы, в других источниках упоминается только про её связь с Полуденицей, и классифицируется она как низший дух.Полуночница (или Ночница) — в славянской мифологии ночная злобная Навья, нападающая главным образом на детей (иногда только новорожденных) и лишающая их сна, а также вызывая им болезнь (бессонница и крик).Наши предки верили в «урочные» и «неурочные» часы суток. Считалось, что переломные моменты дня и ночи: полночь, полдень, рассвет или закат — время, когда активизируются особые злые духи. Одними из таких созданий, опасных для людей, были Полуночницы.
Полуночница. Художник Андрей Клименко

Кто такая Полуночница, как она выглядит?

Верили, что Полуночница приходит через дверь или окно, встает у кроватки и всячески беспокоит ребенка: щиплет, бьет, может даже сосать кровь.Кое-где говорили, что Полуночницы могут подменять живых детей на нечисть или на неодушевленные предметы, особенно если мать в сердцах прокляла.

Ребенок Полуночницы будет плохо расти и развиваться, может даже вовсе не расти (особенно если в колыбель подложена чурка, а матери кажется, что это живой младенец). Настоящее дитя живет в мире духов, невидимом для всех остальных, из которого его можно вызволить.

Распространены сюжеты, когда юноша случайно встречается с девушкой-подменышем, принимая за злого духа, влюбляется в нее, берет в жены, тем самым, спасает от власти нечисти. Но перед этим приходится пройти некое испытание.Много о том быличек рассказывают. Например, такую:

“Раньше молодые мы были, слушали да кудесили. Раз говорят, кто из байны камень вынесет на похвас.

Один пошел, сунул руку в каменку, а там его схватило. Говорит ему: «Возьми меня замуж — отпущу, а не возьмешь — спокою не дам». Пришел на другой день в байну, говорит: «Выходи, кто тут есть». А ему: «Сходи к матери, да возьми пояс, да рубаху принеси». Он взял, накинул на нее пояс, така красавица получилась. Свадьбу сыграли, пошли к ейным родителям. Там мати качает ребенка в зыбке.

Она пришла: «Здравствуй, мама». Та говорит: «Кака я тебе мама, я двадцать лет качаю». Она родила ее да в байны оставила ребенка, а его обменили. Девушка говорит: «Дай-ка ребеноцка». Сама взяла его да колотнула о стол, а ето голик оказался. Таких детей называют «обменены»”.

Полуночница является не только домой, но и на природе. Ее, наряду с Полуденницей, относят к стихийным духам природных пространств. На тех, кто отдыхает ночью в поле или на пастбище летом после работы, Полуночница может напасть, наслать болезнь, летаргический сон.

Однако дух справедлив и часто карает тех, кто действительно виноват в каком-то преступлении.
Полуночница. КосплейВо многих рассказах Полуночница сливается с образом Кикиморы.

В северных заговорах у Полуночницы даже есть личное имя:

“Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, имярека не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей. Во веки веков”.

Другой вариант Полуночницы — «заложный» покойник, упырь, приходящий ночью.Полагали, что Полуночница ходит не одна, а в компании сестер. Их двенадцать, они вызывают у ребенка беспокойство, плач, крик.

Облик Полуночницы не определен — часто видят неясные тени, женские силуэты в белых одеждах, в облике либо юных девушек, либо уродливых старух. Могли принимать облик сов, летучих мышей, ночных бабочек. Полуночницы — большие плясуньи, могут заставить прохожего пуститься в пляс. Кто сможет за ними поспеть, тот будет щедро награжден.

Опасны они только по ночам, с наступлением утренней зари пропадают.

Меры предосторожности от нападения Полуночницы

Полуночницы опасны для тех, кто ложится спать на закате. Такая привычка грозит бессонницей, болезнями. Чтобы Полуночница не зашла домой, закрывали окна и двери, не выносили ребенка из дома после заката. Также нельзя было качать пустую зыбку, оставлять ее открытой.

Детей старались никогда не оставлять одних, особенно в таких опасных местах, как баня, поле, лес. Если Полуночница напала на человека в чистом поле, то она может начать задавать вопросы, наводить человека на разговор.

Чтобы скоротать время и отвлечь духа, следовало отвечать ему обстоятельно и долго.

От Полуночниц хорошо помогали обереги-куколки, у которых никогда не было лица, также чертополох.

При изготовлении особой куклы-талисмана от Полуночниц произносили: “Крикса-варакса, вот те забавка, с нею играй, а младенца не май”.

Предполагали, что в момент очередного посещения Полуночница отвлечется на куколку, а живой младенец будет ей не интересен.Считается, что Полуночница пробиралась в дом через дверь или открытое окно, вставала у изголовья кровати и всячески донимала младенца, не давая ему уснуть, таким образом, ночница высасывала жизненные силы из ребенка.

Считается, что по ночам она любит залезать в птичьи гнезда и душить птенцов. Но самую большую опасность представляет она на закате солнца. Поскольку она очень легко привязывается к засыпающему человеку, это время суток испокон веков считается самым опасным для сна.Также в разного рода архивах есть упоминание о полуночнике В.

Даль сообщает, что Полуночник – род домового, который в полночь обходит всю деревню и возится по задворкам [Даль, 1882]. По поверьям Вологодчины, Полуночь сродни Домовому, Глумице: она появляется и беспокоит людей, «глумится» ночью.Иногда Полуночник ассоциируется с покойником, который «ходит в полночь» (Арх.).

Крестьяне Архангельской губернии считали, что «бессонье» – вредоносные существа, порожденные полудневным и полуночным временем, которых должны забрать, «увести к себе» представляемые живыми Утренняя Заря, Земля, Вода: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Заря-заряница, заря, красная девица, возьми криксы и плаксы, денны и полуденны, нощны и полунощны, часовы, получасовы, минуты и полуминуты от раба Божьего» (Новг.).

«Встану я, раб Божий , благословясь, пойду перекрестясь, из избы в избу, из дверей в двери, из ворот в ворота, под восток, под восточну сторону; под восточной стороной ходит матушка утренняя заря Мария, вечерняя заря Маремьяна, мать сыра земля Пелагея и сине море Елена.

Я к ним приду поближе, поклонюсь им пониже: «Вояси ты матушка заря утренняя Мария и вечерняя Маремьяна, приди к нему, рабу Божьему, ко младенцу, возьми ты у него полунощника и щекотуна из белого тела, из горячей крови, из ретивого сердца, изо всей плоти…» (Енис.).

Упоминается в заговорах и сходная с Полуночницей, полуночью «матенка-полуноченка», «Матер ночная и полуночная». «От бессонницы клали в люльку ребенка краюшку хлеба, цветок чертополоха, косточку из головы поросенка, или рыбы, которую в просторечии называют «сон»; эта косточка имеет фигуру старинной серебряной копейки. Клали еще в люльку девочке прясицу, а мальчику лук и стрелу» [Авдеева, 1842].Охранить от Полуночников и Полуночниц могло, по поверьям, особо осмотрительное поведение, заговоры, молитвы, все это, однако, далеко не всегда уберегало от всепроникающего влияния «порубежных» духов.Авторы статей неизвестны.

Источник 1;

Источник 2.

Новость отредактировал Lynx

Источник: https://4stor.ru/uchebnik/duh/106574-polunochnicaslavyanskaya-boginya-nochi-i-bessonnicy.html

Боги и богини сна

Бессонница в мифологии

Боги и Богини сна существуют во всех мифологиях мира. Своей милостью они даровали нашим предкам спокойный отдых, приятные сновидения, вещие сны и сонные мечтания. Их гнев мог провоцировать кошмары, нарушения сна или бессонницу.

Отличились в мифологической изобретательности не только древние славяне, у которых была богиня сновидений Соня. Подобные божественные сущности были у индийцев, древних греков, кельтов, японцев и других народов.

Что у них общего и чем они отличаются? Давайте узнаем, какие они, самые известные божества.

Нидра Деви

Нидра Деви – это индийская богиня, которая является местным аналогом Дремы – богини сонных мечтаний. В фольклоре есть история о Рамаяне, в которой ее встречает воитель Лакшман.

Он принял присягу служить и защищать своих свободных брата и сестру в течение 14 лет ссылки, в то время как его собственная жена Урмила осталась ждать его возвращения во дворце. Когда ночью он охранял лагерь, Богиня сна, то есть Нидра Деви, предстала перед ним.

Она говорит ему, что пришло его время засыпать. Лакшман ей отвечает, что не станет спать в течение следующих 14 лет, ведь он нуждается в постоянной бодрости для того, чтобы охранять брата и сестру.

Нидра Деви объясняет ему, что так долго бодрствовать попросту невозможно, и, что кто-то должен спать вместо него. Затем Лакшман говорит: «Моя жена, которую я оставил во дворце, будет страдать бессонницей, ожидая меня. Сделай мне одолжение, отдай ей мою часть сна».

Так, Лакшман простоял 14 лет своей службы, не сомкнув глаз, в то время как его жена проспала все эти годы в ожидании суженого. Милость богини сна стала настоящим спасением для этой легендарной семьи.

В греческой мифологии был бог Гипнос – сын Никс (Ночи) и Эребуса (Тьмы). Его брат – Танатос (Смерть). Оба брата живут в подземном мире (Аиде) со своими сестрами, или же в Эребусе, другой долине греческого подземного мира.

По слухам, бог Гипнос обитает в большой пещере, откуда вытекает река Лета и где встречаются день и ночь. Его кровать сделана из черного дерева, на входе в пещеру растет множество маков и других гипнотических растений. В его пещере нет ни света, ни звука.

По словам Гомера, он живет на острове Лемнос, который позже описывали как его собственный “Остров сновидений”. Его дети Морфей, Фобетор и Фантазос являются богами сновидений, как плохих, так и хороших. Считается, что у него есть еще много детей, которые также связаны со стихией сна.

Говорят, что по своей природе он спокойный и нежный бог, так как помогает нуждающимся людям. Вот только из-за сна забирает половину их жизни.

Английское, и впоследствии русское, слово «гипноз» происходит от имени этого таинственного бога. Это название возникло из-за старого заблуждения, согласно которому загипнотизированный человек впадает в состояние сна. На самом же деле гипнотический транс является измененным состоянием сознания, не имеющим ничего общего со сном.

Целый класс лекарств, вызывающих сон, известный как «гипнотики», также назван в честь Гипноса.

Сомн и Сон

Мифологические параллели – все еще нераскрытая и благодатная тема для исследований. К примеру, славянский бог сна Сон является, по всей видимости, калькой с древнеримского бога Сомна.

Сомн же, в свою очередь, не кто иной, как описанный выше Гипнос, но под латинским именем.

Его латинское имя звучит как Somnus – отсюда и производные слова, такие как “insomnia” (бессонница) и “гиперсомния”.

Так, Гипнос перекочевал сначала к римлянам, став Сомном, а затем, намного позже, и к нашим предкам, став известным у них как бог сна – Сон.

Дрема

У Сна была супруга, известная под именем Дрема. Дрема покровительствовала послеобеденному сну, лени, расслабленности, неге и отдыху. Кроме того, Дрема – богиня сонных мечтаний. Наши предки видели ее в облике небольшого человечка, вальяжно прогуливающегося под окнами и ждущего прихода ночи.

После того, как ночная тьма опускалась на землю, эта очаровательная богиня сна пробиралась в дом через малейшие щели, бреши и отверстия, и своим приятным гипнотическим голосом усыпляла всех жильцов, даруя им чувство расслабленности и безопасности. Дрема подходила к засыпающим детям закрывала им глаза, гладила по волосам и заботливо поправляла одеяло.

Ее справедливо можно считать одним из самых таинственных персонажей в древнеславянской мифологии.

Соня и Мара

Богиня сновидений Соня была дочерью Мары и Велеса. Она покровительствовала плохим и хорошим снам. Ее любимым развлечением был вызов сновидений, связанных с любовными и эротическими переживаниями. От имени ее матери, Мары, происходит русское слово “кошмар”.

Оно интересным образом пересекается с английским словом “mare”, которым в мифологии британских островов назывались черные кобылы (Мары), вызывающие сонные параличи и ночные кошмары. Именно от них происходит английское слово “nightmare” (плохой сон, ночной кошмар).

Связь британских демонов со славянской богиней пока толком не исследована, но, по всей видимости, здесь имеет место мифологическая параллель, которую можно встретить не так уж и редко.

Морфей

Римский поэт Овидий упомянул в своих «Метаморфозах», что Морфеус приходится сыном богу Гипносу. Согласно Овидию, у него была тысяча братьев и сестер, причем сам Морфей, Фобетор и Фантазос были всего лишь наиболее заметными среди них.

Роберт Бертон в своей «Анатомии меланхолии» в 1621 году ссылается на классические изображения Морфея: «Филостаратус рисует его в белом и черном плаще с короной цвета слоновой кости, полной черно-белых снов – приятных сновидений и кошмаров».

Начиная со Средневековья, имя Морфея начало строго отождествляться со сном как таковым, постепенно вытеснив память о его отце Гипносе – подлинном боге сна.

Именно Морфей стал героем всех поверий и поговорок, связанных со сном. Поэтому его можно по праву считать самым известным среди всех богов и богинь сна, которым посвящена эта статья.

Источник: https://FB.ru/article/389388/bogi-i-bogini-sna

Славянская мифология: Полуночница

Бессонница в мифологии

Наши предки верили в «урочные» и «неурочные» часы суток. Считалось, что переломные моменты дня и ночи: полночь, полдень, рассвет или закат — время, когда активизируются особые злые духи. Одними из таких созданий, опасных для людей, были полуночницы или как их еще называли ночницы.

Полуночница — в славянской мифологии ночной , злобный дух , нападающий главным образом на детей (иногда только новорожденных) и лишающийя их сна, а также сама вызванная им болезнь (бессонница и крик).

Обращаясь в летучих мышей, гусениц, птиц, а иногда в длинноволосых женщин в черном одеянии, ночницы попадали в дом через окно или в дверь, стояли у изголовья, щипали и всячески дергали ребенка, чтобы он все время плакал и не спал.

Полуночницей становилась ведунья, не имевшая при жизни детей. Считалось, что чем она занималась при жизни, тем будет продолжать заниматься и после смерти.

Кое-где говорили, что полуночницы могут подменять живых детей на нечисть или на неодушевленные предметы, особенно если мать в сердцах прокляла. Ребенок полуночницы будет плохо расти и развиваться, может даже вовсе не расти (особенно если в колыбель подложена чурка, а матери кажется, что это живой младенец).

Настоящее дитя живет в мире духов, невидимом для всех остальных, из которого его можно вызволить. Распространены сюжеты, когда юноша случайно встречается с девушкой-подменышем, принимая за злого духа, влюбляется в нее, берет в жены, тем самым, спасает от власти нечисти.

Но перед этим приходится пройти некое испытание.

Много былин ходило о том и вот одна из них :

Раньше молодые мы были, слушали да кудесили. Раз говорят, кто из бани камень вынесет на спор. Один пошел, сунул руку в каменку, а там его схватило. Говорит ему: «Возьми меня замуж — отпущу, а не возьмешь — покою не дам». Пришел на другой день в баню, говорит: «Выходи, кто тут есть». А ему: «Сходи к матери, да возьми пояс, да рубаху принеси».

Он взял, накинул на нее пояс, така красавица получилась. Свадьбу сыграли, пошли к её родителям. Там мать качает ребенка в зыбке. Она пришла: «Здравствуй, мама». Та говорит: «Кака я тебе мама, я двадцать лет качаю». Она родила ее да в бане и  оставила ребенка, а его обменили. Девушка говорит: «Дай-ка ребеночка».

Сама взяла его да колотнула о стол, а это чурбак  оказался.

Полуночницы опасны для тех, кто ложится спать на закате. Такая привычка грозит бессонницей, болезнями. Чтобы полуночница не зашла домой, закрывали окна и двери, не выносили ребенка из дома после заката. Также нельзя было качать пустую зыбку, оставлять ее открытой.

Детей старались никогда не оставлять одних, особенно в таких опасных местах, как баня, поле, лес. Если полуночница напала на человека в чистом поле, то она может начать задавать вопросы, наводить человека на разговор. Чтобы скоротать время и отвлечь духа, следовало отвечать ему обстоятельно и долго.

От полуночниц хорошо помогали обереги-куколки, скрученные из тряпок их еще называли куватки . Лица у этих кукол не было. Первую такую куколку мать должна была сделать еще до рождения ребенка, когда была беременной.

При ее изготовлении не должно было использоваться никаких острых предметов, и мать должна была класть ее к себе в кровать. После рождения ребенка она отправлялась к нему в колыбель, защищая его от сглаза и болезней.

Предполагали, что в момент очередного посещения полуночница отвлечется на куколку, а живой младенец будет ей не интересен.

Но если ребенок, несмотря на все эти ухищрения, все равно плакал и болел, то мать могла решить, что ночница слишком сильная и хитрая, и оттого она ни на куклу не льститься, ни чертополоха не боится.

Тогда устраивали специальный обряд, чтобы ночницу выгнать .  Есть про это сказ один и сейчас я вам его расскажу.

Жила в деревне одна баба — не то чтобы настоящая ведьма, а так, баловалась всякой чертовщиной, и не было у нее детей. Жила, да и померла, никто по ней больно не горевал. Схоронили всем миром, потому что никому она вреда особого не причинила, вот и не стали ей осиновый кол в сердце вбивать. Схоронили и забыли о ней.Минуло какое-то время, и начали на деревне малые дети ночью плакать.

Как только воцарится заря вечерняя, так то в одном доме, то в другом и ноют, и канючат, и уросят. Соседки поутру сойдутся: глаза красные, языки заплетаются, зевают — не выспались, всю ночь с малышней своей маялись. А в ту пору к одному мужику тетка в гости приехала.- Не иначе, к вам на деревню ночница повадилась, — говорит она соседкам.

— Не помирала ли тут в последнее время бездетная ведьма?

— Как не помирать? Помирала! — отвечают бабы.

— Ну, точно она и блуждает по ночам, нападает на ваших детушек. Кто из вас самая храбрая — той покажу на следующую ночь эту пакостницу. Бабы заробели, но потом одна  все же согласилась. Велела ей тетка принести хомут с конюшни, вот они уложили детей, свет везде погасили, забрались в угол, накрылись хомутом — и сидят, ждут.

Ближе к полуночи слышат — заскрипела оконная рама, приотворилась, и в комнате появилась высокая женщина с черными волосами — темнее ночи! Встала она около колыбели и ну пощипывать да подталкивать дитятко! Дождалась, пока этот ребенок начал хныкать, и пошла к зыбке, в которой лежал новорожденный.

Мать хотела защитить дитя, но тетка ей не дала:

— Сиди, — говорит, — не то испугается ночница, еще задавит ребенка! Ночница дала младенцу грудь, но он почему-то сразу начал горько плакать и отворачиваться.

— Молоко у нее что полынь горькое, — пояснила тетка шепотом. Полюбовавшись на дело своих рук, ночница скрылась тем же путем, каким пришла, через окошко, а мать с теткою долго еще не могли успокоить разошедшихся детей.

— Так и есть, она, Ефимия, здесь была! — сказала молодка, которая признала покойную ведьму. — Ах, чертова сила! Жаль, не вбили ей осиновый кол промеж грудей!

— Обойдемся и без кола, но потрудиться придется, — сказала тетка. — Давай сперва у тебя дело сладим, потом к другим пойдем.

И началась тут такая суматоха… Тетка делала ножом зарубки на бревнах стены, кипяток лила на гребень, срезала по прядке волос у ребенка и бросила в котел кипятить.

— Что ты делаешь? — спрашивала заранее наученная молодая хозяйка.

— Режу, парю, варю, изгоняю бабу криксу-ночницу! Коли придет, с ней то же будет.

— Гони, парь, вари, режь! — поддержала мать. — Чтоб ее никогда тут не было, чтоб она никогда не возвращалась, во веки веков, аминь.

Потом они пошли по другим домам, и что вы думаете? Эта ночь была последней, как в деревне плакали дети. После этого они все спали без задних ног — и матерям своим давали отдохнуть.

Полуночница является не только домой, но и на природе. Ее, наряду с полуденницей, относят к стихийным духам природных пространств. На тех, кто отдыхает ночью в поле или на пастбище летом после работы, полуночница может напасть, наслать болезнь, летаргический сон. Однако дух справедлив и часто карает тех, кто действительно виноват в каком-то преступлении.

Источник: https://seventopblog.wordpress.com/2017/06/25/%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/

Полуночница в славянских преданиях. Приходит к вам такая во сне? | Славяне

Бессонница в мифологии

Полуночница (или ночница) — в славянской мифологии ночная злобная навья, нападающая главным образом на детей (иногда только новорожденных) и лишающая их сна, а также сама вызванная им болезнь (бессонница и крик).

Наши предки верили в «урочные» и «неурочные» часы суток. Считалось, что переломные моменты дня и ночи: полночь, полдень, рассвет или закат — время, когда активизируются особые злые духи. Одними из таких созданий, опасных для людей, были полуночницы.

Кто такая полуночница, как она выглядит?

Верили, что полуночница приходит через дверь или окно, встает у кроватки и всячески беспокоит ребенка: щиплет, бьет, может даже сосать кровь.

Кое-где говорили, что полуночницы могут подменять живых детей на нечисть или на неодушевленные предметы, особенно если мать в сердцах прокляла.

Ребенок полуночницы будет плохо расти и развиваться, может даже вовсе не расти (особенно если в колыбель подложена чурка, а матери кажется, что это живой младенец). Настоящее дитя живет в мире духов, невидимом для всех остальных, из которого его можно вызволить.

Распространены сюжеты, когда юноша случайно встречается с девушкой-подменышем, принимая за злого духа, влюбляется в нее, берет в жены, тем самым, спасает от власти нечисти. Но перед этим приходится пройти некое испытание.

Много о том быличек рассказывают.

Например, такую:

Раньше молодые мы были, слушали да кудесили. Раз говорят, кто из байны камень вынесет на похвас. Один пошел, сунул руку в каменку, а там его схватило. Говорит ему: «Возьми меня замуж — отпущу, а не возьмешь — спокою не дам». Пришел на другой день в байну, говорит: «Выходи, кто тут есть». А ему: «Сходи к матери, да возьми пояс, да рубаху принеси».

Он взял, накинул на нее пояс, така красавица получилась. Свадьбу сыграли, пошли к ейным родителям. Там мати качает ребенка в зыбке. Она пришла: «Здравствуй, мама». Та говорит: «Кака я тебе мама, я двадцать лет качаю». Она родила ее да в байны оставила ребенка, а его обменили. Девушка говорит: «Дай-ка ребеноцка». Сама взяла его да колотнула о стол, а ето голик оказался.

Таких детей называют «обменены».

Полуночница является не только домой, но и на природе. Ее, наряду с полуденницей, относят к стихийным духам природных пространств. На тех, кто отдыхает ночью в поле или на пастбище летом после работы, полуночница может напасть, наслать болезнь, летаргический сон. Однако дух справедлив и часто карает тех, кто действительно виноват в каком-то преступлении.

Во многих рассказах полуночница сливается с образом кикиморы. В северных заговорах у полуночницы даже есть личное имя:

Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, имярека не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей. Во веки веков.

Другой вариант полуночницы — «заложный» покойник, упырь, приходящий ночью.

Полагали, что полуночница ходит не одна, а в компании сестер. Их двенадцать, они вызывают у ребенка беспокойство, плач, крик.

Облик полуночницы не определен — часто видят неясные тени, женские силуэты в белых одеждах, в облике либо юных девушек, либо уродливых старух. Могли принимать облик сов, летучих мышей, ночных бабочек.

Полуночницы — большие плясуньи, могут заставить прохожего пуститься в пляс. Кто сможет за ними поспеть, тот будет щедро награжден. Опасны они только по ночам, с наступлением утренней зари пропадают.

Меры предосторожности от нападения полуночницы

Полуночницы опасны для тех, кто ложится спать на закате. Такая привычка грозит бессонницей, болезнями. Чтобы полуночница не зашла домой, закрывали окна и двери, не выносили ребенка из дома после заката. Также нельзя было качать пустую зыбку, оставлять ее открытой.

Детей старались никогда не оставлять одних, особенно в таких опасных местах, как баня, поле, лес. Если полуночница напала на человека в чистом поле, то она может начать задавать вопросы, наводить человека на разговор.

Чтобы скоротать время и отвлечь духа, следовало отвечать ему обстоятельно и долго.

От полуночниц хорошо помогали обереги-куколки, у которых никогда не было лица, также чертополох. При изготовлении особой куклы-талисмана от полуночниц произносили:

Крикса-варакса, вот те забавка, с нею играй, а младенца не май.

Предполагали, что в момент очередного посещения полуночница отвлечется на куколку, а живой младенец будет ей не интересен.

Были заговоры, различные обряды для лечения болезней и беспокойства, насылаемых полуночницами.

Полуночница — дух стихии. Немало их было у наших предков. Славянская мифология — настоящий кладезь прекрасных, а иногда страшных историй. Всегда интересно и полезно их изучать.

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

Источник: https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/polunochnica/

Топ-10 Древних легенд о снах

Бессонница в мифологии

Сновидения всегда были одной из главных загадок человечества. Ещё в 5000 году до нашей эры жители Месопотамии записывали свои сны на глиняные таблички, и в каждой культуре мира есть своя собственная интерпретация царства, которое находится между бодрствованием и сном.

В некоторых легендах сны посылаются богами, в других на периферии сознания таятся жуткие монстры, ожидая своего шанса пробраться в тени наших подсознаний.

Десять легенд, о которых мы расскажем в этой статье, включают в себя сновидения и кошмары из различных культур, разбросанных по 7000 лет человеческой истории.

10. Баку (Baku)

Фотография: Momotarou2012/WikimediaСогласно японской легенде, Баку это животное-дух, поедающее сновидения, которое посещает дома посреди ночи и пожирает кошмары людей, которые спят. Оно обычно описывается как тапир, обладающий формой, похожей на свинью с длинным носом. В царстве духов сна, Баку является доброжелательным духом, который защищает людей от ужасов плохих снов.История Баку на самом деле началась в Китае, но распространилась и в Японии в 14 веке. С того момента, описание зверя изменялось с течением времени. К 17 веку, физическая форма Баку стала химерой – у него были ноги тигра, голова слона, и пронзительные глаза носорога. Его название сменилось на Мо, и возникла вера в то, что для того, чтобы защититься, нужно было нарисовать эскиз этого зверя до того как вы ляжете спать.

9. Морфей (Morpheus)

Лишь немногие культуры углублялись в мир сновидений так глубоко как греки. Как и в случае большинства аспектов жизни, у них был бог, который олицетворял мир сновидений: Морфей. Он был сыном Гипноса (Hypnos), бога сна, и обладал способностью входить в сновидения смертных, чтобы донести до них сообщения от богов.Морфей впервые появился в эпической поэме Метаморфозы (Metamorphoses), которая была написана поэтом, жившим в первом веке и известным как Овидий (Ovid). Несмотря на то, что он мог принимать форму человека, когда он доставлял сообщения во время сновидений, его истинной формой была фигура похожая на демона с огромными чёрными крыльями, которые позволяли ему быстро путешествовать по миру грёз. Морфей был выбран в качестве посланника, потому что, из тысяч детей Гипноса, он лучше всего мог замаскироваться под человека.

8. Мара (Mara)

Фотография: Hintha/WIkimediaВ германском фольклоре, мара является злым духом, который сидит у вас на груди, пока вы спите и мешает свободно дышать, превращая ваши сновидения в кошмары. Она появляется в той или иной форме во всех германских культурах, хотя конкретное название и описание изменяется в каждом языке.В частности, английским словом для Мары является «mare», от которого появилось слово кошмар – «nightmare». Хорваты считают, что в ночное время Мара принимает форму красивой женщины. Она посещает мужчин в их снах, чтобы мучить их и медленно высасывать их жизненную силу в течение десятилетий. В других культурах, Мара является толстокожим гоблином.

7. Ловля снов

Фотография: Media123Оджибве (Ojibwe) это индейское племя, которое первоначально жило у берегов Озера Верхнего (Lake Superior) на севере США. Тем не менее, в соответствии с их собственной легендой, их народ появился на мифическом Черепашьем острове (Turtle Island). Там, Женщина-паук, или Asibikaashi, присматривала за народом Оджибве. Каждое утро она строит домик, который ловит солнце и приносит его своим детям. Поскольку она паук, домиком является паутина, а утренняя роса отражает утренний солнечный свет, «ловя» его.Поскольку народ оджибве начал распространяться, Asibikaashi уже не могла присматривать за каждым человеком по отдельности, поэтому она позволила людям создавать свои собственные домики-ловцы снов, через которые она защищала их от ночных кошмаров. Согласно легенде, если вы повесите Ловца снов над кроватью ночью, хорошие сны будут проходить через отверстия, а кошмары застрянут в нём, не достигнув вашей головы.

6. Фобетор (Phobetor) и Ониры (Oneiroi)

У греков было много разных богов для олицетворения различных аспектов сна. И в то время как Морфей служил посыльным во время сновидений, его брат Фобетор был носителем кошмаров. Его имя переводится с греческого языка как «следует опасаться». Каждую ночь, он появляется из обители вечной тьмы в виде крылатого демона, чтобы портить сновидения смертных.Поэма Метаморфозы описывает Фобетора как оборотня, который «принимает вид зверей и птиц и длинных ползучих змей». Он является сыном Тьмы, и одним из самых важных фигур среди Онир. Ониры являются пантеоном богов сна, которые живут в Эребосе (Erebos), который был частью греческой преисподней. Дети Фобетора сотканы из самих кошмаров, что позволяет ему распространить своё влияние на всех спящих людей мира.

5. Сонный паралич

Это странное явление сонного паралича происходит тогда, когда вы просыпаетесь внезапно и не можете ни двигаться, ни говорить. По некоторым причинам, большинство людей, которые переживают это явление, также испытывают ощущение того, что «кто-то за ними наблюдает», и это, как правило, очень страшно. Люди описывают демонов, инопланетных посетителей, и духов, которые находятся с ними в тёмной комнате. Несмотря на то, что это на самом деле просто трюк ума, идея о том, что незнакомец смотрит вас посреди ночи, является, безусловно, пугающей.Поэтому вполне понятно, почему почти в каждой культуре в истории было своё олицетворение для сонного паралича. Мара о которой мы упоминали ранее, была придумана, чтобы объяснить это явление. В Кашмире, это явление было вызвано пасикдхаром (pasikdhar), невидимым демоном, который нападал на вас в ночное время. В Турции джинн сидит на руках спящего, прикрывает его рот, и душит его. Пакистанская легенда гласит о том, что в спящего человека вселялся сам Шайтан (Сатана).

4. Брауни (Brownies)

В Равнинной Шотландии существует легенда о крошечных человечках называемых брауни, которые приходят в ваш дом ночью, и делают за вас работу по дому, пока вы спите. Они похожи на домовых, которые традиционно живут на сельскохозяйственных угодьях и, до тех пор, пока они всем довольны, они помогают по ферме. Но Боже вас упаси, если вы оскорбите домового, потому что их способность к добру, уступает только лишь их неуёмной любви к разрушению. Они опрокидывают вилы, пугают овец, или даже, если вы их действительно разозлите, воруют пироги с подоконников.В отличие от домовых, брауни, обычно доброжелательные. Они не любят, чтобы их замечали люди, поэтому они ждут, когда вы крепко заснёте, и вам начнут сниться сновидения, и только тогда они зайдут в дом. Они будут работать ещё лучше, если вы оставите им немного еды, и они особенно любят кашу и молоко.

3. Великий Дух (Great Spirit)

Абенаки (Abenaki) это индейское племя, представители которого жили в районе Новой Англии в Соединённых Штатах, и их деревни простирались вплоть до Южного Квебека (Southern Quebec). Их самое значимое сновидение также является их историей происхождения.Согласно мифу, Великий Дух изначально жил в пустоте, в мире, где не было ни формы, ни функции. Поэтому он призвал Великую Черепаху, чтобы сформировать земли мира, и налепил глину на панцирь черепахи, чтобы создать горы. Но потом он замер в нерешительности: Какие существа будут жить в этом мире? Думая об этом, он задремал и начал видеть сновидение. В своём сне он увидел всех животных и людей, которые наполняют мир сегодня, и подумал, что ему приснился кошмар.Когда Великий Дух проснулся, он обнаружил, что его сновидение создало всех животных на Земле, и чем больше он смотрел на них, тем больше он замечал, как всё в природе работало в совокупности на пути к прекрасной цели.

2. Нуэ (Nue)

Нуэ это химера из японского фольклора, которая служит предвестником болезни и неудачи. У этого существа лапы тигра, лицо обезьяны, и тело тануки, а вместо хвоста у него длинная ядовитая змея.Нуэ являются одними из старейших существ в японских легендах, и чаще всего появляются в «Повесте о доме Тайра» (Tale of the Heiki), истории о войне в 12 веке между двумя враждебными кланами. В истории Нуэ принял форму чёрного облака и посетил императора Японии. Император вскоре заболел, и видел кошмары каждый раз, когда он закрывал глаза. Императору становилось всё хуже и хуже, пока самурай не выстрелил стрелу в чёрное облако и не убил Нуэ. На берегу Японского моря по сей день, находится курган, который, как говорят, является могилой Нуэ из этой истории.

1. Песочный человек (Sandman)

Каждый маленький ребёнок знает историю о Песочном человеке, доброжелательном существе, которое сыпет песок в глаза спящих мальчиков и девочек, чтобы они могли видеть сны. Когда вы просыпаетесь с корочками вокруг глаз, это потому, что Песочный человек посетил вас накануне вечером.

Песочный человек был впервые введен в литературу в сказке Ханса Кристиана Андерсена (Hans Christian Andersen) «Оле-Лукойе» (Ole Lukøje).

Однако умы маленьких детей многие годы мучал именно рассказ «Песочный человек» (Der Sandman) 1816 года. В этом варианте, Песочный человек посещал только тех детей, которые не хотели идти спать.

Его песок заставлял выпадать из глазниц их глаза, которые он собрал и скармливал своим демоническим детям в своей железной крепости на Луне.

Поделись позитивом с друзьями! Спасибо! 🙂  

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт фото и видео приколов БУГАГА.РУ, как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем.

Зарегистрированные пользователи имеют ряд преимуществ, в том числе могут комментировать посты и почти не видят рекламу.

Источник: https://bugaga.ru/interesting/1146742220-top-10-drevnih-legend-o-snah.html

Бессонница

Бессонница в мифологии

Бессонница – болезненное состояние, которое появляется у людей в результате воздействия нечистой силы, прежде всего женских демонических существ. Сон могли отобрать: ночница, полночь, полуношник, “бессонница”, щекотиха-будиха, лесная баба, ведьма и др. Жители Смоленской губ.

представляли себе ночницу в виде женщины в темном одеянии, которая неслышно проникает в дом, дотрагивается до спящего, отчего тот лишается сна. Украинцы Галиции считали, что “бессонница” в женском облике ходит по домам в ночь новолуния или накануне Андреева дня, нападая особенно часто на детей.

Беспрестанный плач ребенка по ночам был для белорусов свидетельством того, что ночница посещает дом. Русские северных обл. приписывали детскую болезнь “ночная плакса” воздействию злого духа, беса, домового.

Если дитя не спит и плачет по ночам, то в Архангельской губернии говорили, что к нему пристал полуношник, которого необходимо отогнать, или что матенка-полуноценка забавляется с ребенком. Болгары называли духа Бессонницы “горска майка” (см.

 Шумска майка), считали, что она живет в горах и лесах, проникает в дом, не дает спать взрослым и детям, если ее не прогнать, то человек может сойти с ума или даже умереть.

Чтобы предотвратить Бессонницу, соблюдали целый ряд запретов и правил поведения. Например, нельзя было ложиться спать без молитвы и не перекрестившись.

Запрещалось после захода солнца качать пустую колыбель; искупав ребенка, выливать воду во двор; оставлять на ночь пеленки во дворе и т.п. Чтобы не лишить младенца сна, не давали вечером из дома хлебную лопату и жар из своей печи.

Широко известно поверье, что если при посещении роженицы пришедший в дом гость не присядет хотя бы на мгновение, новорожденный будет страдать Бессонницей.

Не рекомендовалось в присутствии ребенка упоминать зайца (в связи с поверьем, что заяц либо вовсе не спит, либо спит с открытыми глазами). Избегали при укачивании называть ребенка “зайчиком”. Беременные женщины воздерживались от употребления в пищу зайчатины, чтобы новорожденный не страдал Бессонницей.

Для избавления от Бессонницы люди использовали множество приемов, направленных на отгон или отпугивание нечистой силы. Например, на ночь подкладывали под подушку металлические или колющие предметы: нож, топор, иглу, ключ, замок, веретено, гребень и т.п.

С целью оберега выставляли на ночь за двери перевернутую вверх прутьями метлу, подвешивали к матице (балке) старый веник, крестили окна и двери кочергой, оставляли кочергу на ночь под колыбелью. Функция оберега приписывалась и домашнему мусору: его собирали со всех углов дома и сыпали в колыбель или подкладывали под подушку.

Нередко использовали так называемые покойницкие предметы: при плохом сне человека окуривали свечой, побывавшей в руках умирающего, либо подкладывали под подушку зуб мертвеца, либо сыпали за ворот рубашки человеку, страдающему Бессонницей, песок с могилы никем не оплакиваемого покойника и т.п.

Белорусы Витебской губернии верным средством от Бессонницы считали “находные” куриные перья (т.е. собранные по дорогам и чужим дворам), из которых надо было сделать маленькую подушечку и спать на ней.

При лечении детской Бессонницы и ночного плача часто прибегали к помощи домашних животных: носили ребенка в курятник, когда вечером куры уже сидят на насесте, или в загон для свиней, где его на мгновение укладывали на подстилку. В Рязанской губ. рекомендовали походить с ребенком на руках посреди овечьего стада, чтобы овцы “крик отблеяли”.

При лечении Бессонницы широко использевались также растения, обладающие снотворными свойствами или действующие, по народным представлениям, как оберег: клали под подушку “сонное зелье” – опий, маковые коробочки, осыпали кровать семенами мака, поили маковым отваром.

Считалось, что от Бессонницы помогали растения с названиями такого типа, как сон-трава, сон-дрема, дремотник, дремки.

Чтобы ночница не имела доступа к спящему, венки из освященной зелени клали в колыбель ребенку или под подушку взрослым; ветки освященной вербы оставляли на пороге дома; окуривали кровать тмином, укропом.

В Смоленской губернии сушеными цветами дремы (семейство гвоздичных) осыпали постель и порог дома, а перед сном читали заговор, стараясь не смотреть на дверь или с закрытыми глазами: считалось, что если заговаривающего увидит ночница, она надолго привяжется к нему.

Заговорные формулы были обязательным компонентом многих магических приемов, избавляющих от Бессонницы. Их произносили на пороге дома, возле окна, печи, во дворе, на мусорной куче, в курятнике, на перекрестке, под деревом и т. п.

В зачинах этих заговоров обращались к заре, вечеру, звездам, месяцу; к дубу, лесу, березе, вербе; к лесным зверям, птицам, курам; к мифическим существам (ночнице, полуднице, лесному деду, лесной бабе, “горской майке” и т.п.). Их просили забрать Бессонницу и отнести ее в далекие места, в пустые горы, где петух не поет, где собаки не лают, и т.п.

Просьбы нередко сочетались с угрозами в адрес вредоносных сил: Вот тебе, ночная ночница, злая мученица, воды – захлебнуться, вострый нож – заколоться, петля – задавиться!

Славянская мифология: энциклопедический словарь

Источник: https://pagan.ru/slowar/bessonnica/

Нервная Система
Добавить комментарий