Арктический психоз мерячение

Меряченье — полярный психоз Кольского полуострова | Непознанное | Багира Гуру

Арктический психоз мерячение

С давних пор на Кольском полуострове, в Архангельской области, на севере Урала и в Сибири люди порой страдали недугами неизвестной природы — меряченьем и икоткой. Медицина не может объяснить причину возникновения этих болезней и не знает способов их лечения. Священнослужители же считают, что в человека, болеющего меряченьем или икоткой, вселяется некая сущность, возможно, даже бес.

Зов Полярной звезды

Меряченье — загадочная болезнь, при которой люди становятся похожими на зомби, а после приступа не помнят, что с ними происходило. Другое название меряченья — зов Полярной звезды, или арктическая истерия. Во время приступа человек впадает в транс, совершает ритмичные движения и издаёт нечленораздельные звуки.

Будто подчиняясь зову, неслышному для других, он устремляется на север — к Полярной звезде. Если его пытаются задержать, он впадает в буйство, сопротивляется и, проявляя нечеловеческую силу, вырывается и устремляется в свой последний гибельный путь. По легенде, души умерших людей улетают в небесный дворец, над которым сияет Полярная звезда.

При полярном сиянии окна этого дворца открываются, и оттуда боги призывают к себе души ещё живых людей. Тот, кто слышит этот зов, идёт к Полярной звезде. Название болезни происходит от якутского слова «мэнэрик» — «делать странности». Известны случаи, когда болезнь принимала массовый характер.

В 1870 году около 70 человек Нижне-Кадымского казачьего отряда, к ужасу врача, во время этих странных припадков начинали петь чужими голосами на неизвестных языках.

По мнению исследователей, северные шаманы могут ввести в состояние меряченья большое число людей с помощью крика-заклинания. Этот крик пугал людей, и они, словно рабы, выполняли любую команду того, кто наслал на них болезнь. Местные жители знали, что излечить заболевшего может только шаман. Но для того чтобы тягаться с зовом Полярной звезды, необходима огромная магическая сила.

Учёные из ОГПУ

Феноменом меряченья заинтересовался академик Владимир Бехтерев. Институт мозга в Петрограде, который он возглавлял, в 1921 году организовал на Кольский полуостров, где свирепствовала загадочная болезнь, экспедицию под руководством Александра Барченко — учёного с авантюрными наклонностями, писателя и лектора, личности весьма незаурядной.

Профессор Барченко — оккультист, мистик и экспериментатор в области паранормальных способностей человека. Он написал очерки «Передача мысли на расстояние», «Опыты с мозговыми лучами» и изложил своё, основанное на древней науке, универсальное учение в книге «Дюнхор». Барченко нашёл в Лапландии останки доисторического религиозного центра у священного Сейдозера.

В посёлке Ловозеро он хотел договориться с шаманами о посещении ритуального места — острова под названием Роговой, но получил отказ. При попытке попасть туда, невзирая на запрет шаманов, экспедиция едва не погибла. Вернувшись, они обнаружили на берегу озера каменную колонну желтоватого цвета. Около неё людьми овладевал безотчётный ужас, и они один за другим впадали в меряченье.

Барченко установил, что этот феномен является направленным массовым психозом неизвестного происхождения. — Причины его возникновения неизвестны до сих пор. Позже Барченко возглавлял Спецлабораторию ОГПУ-НКВД и работал со знахарями, шаманами и медиумами. Однако его попытки изучения феномена меряченья ни к чему не привели.

Результаты экспедиций были засекречены, а их участники репрессированы и расстреляны, затем расстреляли причастных к расследованию следователей.

Что такого обнаружила экспедиция Барченко, не позволяющее снять гриф секретности с архивов до наших дней? В 1930-х годах немецкий психиатр А. Шварц выяснил, что вспышки красного цвета определённой частоты вызывают у людей эпилептические припадки. А в 1957 году было обнаружено, что некоторые формы полярных сияний по своим частотам близки к основным ритмам головного мозга человека.

Икотка и загадочные подселенцы

На севере верят, что в древности колдуны выращивали на остатках еды или напитков некую сущность, внешне похожую на плесень. Её помещали в квас, морс или пиво и давали выпить жертве, «подсаживая» таким образом человеку икотку. Не исключены такие случаи и в наши дни.

Признаком заболевания является постоянная неукротимая икота. Попав в человека, сущность могла принимать различный облик: черта, лягушки, насекомого или даже другого человека, который «поселялся» у заболевшего в животе.

Он с удовольствием сообщал жертве своё имя, как правило, человеческое: Егорка, Павлик, Даша и другие — и любил описывать свою внешность устами того, в кого вселялся, причём жил в нём годами. Есть три вида этой странной психической болезни.

При «немой» больные не только икают, но и зевают, у них текут слезы и дрожат конечности. «Ревущая» икотка сопровождается спазмом гортани, и голос человека при этом меняется до неузнаваемости.

При «говорящей» — продолжительное икание сопровождается выкрикиванием слов и фраз, её «носители» могли находить пропавшие вещи и предсказывать будущее. Икотку знают карелы, мордва, вятичи, пермяки и другие северные народы.

Эта сущность могла годами молча руководить своим носителем, вынуждая его совершать не свойственные ему поступки, и держать под контролем всю его жизнь. Подавала она голос, когда её собирались изгнать. Кстати, бес знал, когда его жертве придёт срок умереть, и сам решал, уйти ему вместе с человеком или «переселиться» в его родственника или знакомого. Считалось, что если умершего человека, страдавшего икоткой, перекрестить, бес прекращал своё существование.

В 1785 году епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин писал в Синод, что это особый вид порчи и одержимость злым духом. Он связывал эту болезнь с языческими верованиями местного населения, унаследованными ими от жившего в этих краях древнего народа «чуди белоглазой», обладавшего паранормальными способностями.

Вера в то, что икотку напускают колдуны, в 1862 году привела к народному бунту, и толпа жгла их дома. Народ удалось усмирить только с помощью войск и духовенства. Этот феномен чаще всего имел место в сёлах Архангельской области, и ему наиболее подвержены беременные женщины. Болезнь, появившаяся у одной из жительниц, за несколько дней охватывала все село.

Её симптомы могли бесследно исчезнуть через несколько недель, но вернуться через год или два.

Методы борьбы

Учёные-медики считают, что причиной заболевания является кислородное голодание мозговых клеток и недостаток или, наоборот, избыток йода, витаминов группы В, кальция или цинка. Икотку они считают феноменом психического заражения и относят к навязчивым психозам или вялотекущей шизофрении. Лечить её предлагают гипнозом.

Вот только никто ещё не излечился этим способом. А загадочная сущность вступала с докторами в спор и выдавала такие подробности их личной жизни, что вызывала у них замешательство. При этом она откровенно радовалась их растерянности. У одного колдуна-знахаря удалось узнать рецепт средства, якобы помогающего избежать «поселения духа-черта».

Это травяной отвар из телетайки, чертополоха и стародубки. Листья телетайки ядовиты и содержат нейротоксин, помогающий от многих болезней. Само слово «чертополох» — пугающий черта — отвечает названию растения. Его используют в медицине при нервных и психических проблемах, при заторможенности коры головного мозга.

Ядовитым растением является и стародубка. Но в определённых дозах она применяется при лечении эпилепсии. Для защиты от проникновения и котки в организм знахари рекомендовали молитвы, обереги в виде щепотки соли или перца.

Староверы в своих скитах лечили «порченых» жестокими методами: морили голодом, били, обливали на морозе водой, пугали цепными медведями и собаками. Люди, выжившие после такого «лечения», выздоравливали. За века сосуществования с икоткой люди изучили её привычки: она любит темноту, не принимает покрещенную пищу и пьёт красное вино.

Не ест она мёд, не любит водку и чеснок, лук и перец, хрен и редьку. Капризная плесень не переносит молитву, ей не нравятся одежда и бельё красного цвета. Женщины использовали ткани, которые она не любит, а если икотка всё же появлялась, то её таким способом выводили.

Заболевшему человеку приписывался строгий пост, и отпаивали его заговорённой водой. Через неделю у больного начиналась сильная рвота, и исторгалось нечто, похожее на чайный гриб. Его следовало сжечь, а пепел закопать. После этой процедуры человека никто не мог заколдовать три года.

Журнал: Тайны 20-го века №1/2, январь 2020 года Рубрика: Редкие болезни

Валерий Кукаренко

СССР, Тайны 20 века, экспедиция, НКВД, ОГПУ, феномен, Ловозеро, Барченко, Кольский полуостров, психоз, Сейдозеро, икотка, меряченье

Популярное

  • Мистический судьба кораблей
  • Призраки московского метро

Вход

Источник: https://www.bagira.guru/inexplicable/meryachene-polyarnyj-psikhoz-kolskogo-poluostrova.html

Александр Барченко мерячение

Арктический психоз мерячение

Ловозеро расположено в самом центре Кольского полуострова и тянется с севера на юг. Вокруг — тундра, заболоченная тайга, местами — сопки. Зимой тут властвует глухая и ледяная полярная ночь. Летом не заходит солнце. Жизнь теплится лишь в маленьких поселках и стойбищах, в которых живут лопари. Они промышляют рыбалкой и пасут оленей.

Именно здесь, в этом вымороженном пустынном диком краю, распространено необычное заболевание, называемое мерячением, или мэнэриком, иди арктической истерией.

Им болеют не только туземцы, но и пришлые.

Это специфическое состояние похоже на массовый психоз, обычно проявляющийся во времена справления шаманских обрядов, но иногда способно возникать и совершенно спонтанно.

Пораженные мерячением люди начинают повторять движения друг друга, безоговорочно выполняют любые команды. В конце XIX и в начале XX века на Крайнем севере России и в Сибири состояние меряченья охватывало довольно большие группы населения. В связи с этим даже был введен термин «психическая зараза».

В 1870 году сотник Нижне-Колымского казачьего отряда так писал местному врачу:

«Болеют какою-то странною болезнью в Нижне-Колымской части до 70 человек.

Это их бедственное страдание бывает более к ночи, некоторые с напевом разных языков, неудобопонятных; вот как я каждодневно вижу 5 братьев Чертковых и сестру их с 9 часов вечера до полуночи и далее; если один запел, то все запевают разными юкагирскими, ламаутскими и якутскими языками, так что один другого не знает; за ними их домашние имеют большой присмотр».

А вот как описывает типичный припадок у женщины-якутки мерячения один из исследователей этого явления С.И.Мицкевич:

Барченко в тюрьме

«Сознание делается спутанным, появляются устрашающие галлюцинации: больная видит черта, страшного человека или что-нибудь подобное; начинает кричать, петь, ритмично биться головой об стену или мотать ею из стороны в сторону, рвать на себе волосы».

Мерячение может продолжаться от одного-двух часов до целого дня или ночи и повторяться в течение нескольких дней. Якуты обычно объясняют припадки порчей или вселением в тело злого духа («мэнэрика») и потому говорят в таких случаях: «бес мучает».

По информации Мицкевича, про «мэнэриков» ходят среди населения разные рассказы, например, что они могут себя прокалывать насквозь ножами и это не оставляет следов, могут плавать, не умея плавать в обычном состоянии, петь на незнакомом языке, предсказывать будущее и так далее.

Одержимый «духом» во многом подобен шаману и обладает силой и способностями шамана, что, несомненно, роднит мерячение и шаманство.

Различие между ними состоит лишь в том, что «мэнэрик» вселяется в больного против его воли, а шаман вызывает «духа» по своей воле и может повелевать им.

Интересно, что среди русских крестьян, особенно среди мистических сектантов, встречалось похожее заболевание, которое в народе обычно называли кликушеством.

Русские ученые, в том числе Владимир Бехтерев, обратили на него внимание еще в конце XIX века. Появлявшиеся время от времени публикации о «странной болезни», возможно, были известны и Барченко.

Во всяком случае, он без колебания принял заманчивое предложение Бехтерева.

Барченко с членами экспедиции на север

Барченко пробыл на Севере безвыездно около двух лет. Работал на биостанции в Мурмане — изучал морские водоросли с целью их использования в качестве корма для крупного и мелкого рогатого скота. Вел работы по извлечению агар-агара из красных водорослей.

Выступал с лекциями, в которых горячо пропагандировал употребление в пищу человеком морской капусты. Кроме этого, занимался краеведческой работой в должности заведующего Мурманским морским институтом краеведения — изучал прошлое края, быт и верования лопарей.

Это стало частью подготовки к уже давно задуманной им экспедиции в глубь Кольского полуострова.

Экспедиция эта, снаряженная по инициативе Мурманского Губэкосо (Губернского экономического совещания), началась в августе 1922 года.

Участие в ней вместе с ученым приняли три его спутницы: жена Наталья, секретарь Юлия Струтинская и ученица Лидия Шишелова-Маркова, а также специально приехавшие из Петрограда астроном Александр Кондиайн (Кондиайни) и репортер Семенов.

Основной задачей экспедиции было обследование района, прилегающего к Ловозерскому погосту, населенному лопарями, или саамами. Здесь находился центр русской Лапландии, почти не изученный учеными.

Северные сейды

Тут нужно заметить, что русский Север давно уже привлекал к себе внимание Барченко. В романе «Из мрака» он пересказал древнее предание о племени чудь, ушедшем под землю, когда чухонцы завладели его территорией.

С тех пор чудь подземная «живет невидимо», а перед бедой или несчастьем выходит на землю и появляется в пещерах — «печорах» — на границе Олонецкой губернии и Финляндии.

О чуди Барченко услышал вновь по пути к Ловозеру от молодой лопарской шаманки Анны Васильевны:

«Давным-давно лопари воевали чудь. Победили и прогнали. Чудь ушла под землю, а два их начальника ускакали на конях. Кони перепрыгнули через Сейдозеро и ударились в скалы, и остались там на скалах навеки. Лопари их называют «Старики»».

Уже в самом начале экспедиции, во время перехода к Ловозеру, ее участники натолкнулись в тайге на довольно странный памятник — массивный прямоугольный гранитный камень.

Всех поразила правильная форма камня, а компас показал к тому же, что он ориентирован по странам света.

В дальнейшем Барченко выяснил, что, хотя лопари поголовно исповедуют православную веру, втайне они поклоняются богу Солнца и приносят бескровные жертвы каменным глыбам-менгирам, по-лопарски — «сеидам».

Изображение на скале знаменитый сегодня Куйва

Переправившись на парусной лодке через Ловозеро, экспедиция двинулась дальше в направлении близлежащего Сейдозера, почитавшегося священным. К нему вела прорубленная в таежной чаще прямая просека, поросшая мхом и мелким кустарником. В верхней точке просеки, откуда открывался вид одновременно на Ловозеро и Сейдозеро, лежал еще один прямоугольный камень.

Александр Кондиайн записал в своем дневнике:

«С этого места виден по одну сторону в Ловозере остров — Роговой остров, на который одни только лопарские колдуны могли ступить. Там лежали оленьи рога. Если колдун пошевелит рога, поднимется буря на озере.

По другую сторону виден противоположный крутой скалистый берег Сейдозера, но на этих скалах довольно ясно видна огромная, с Исаакиевский собор, фигура. Контуры ее темные, как бы выбиты в камне. Фигура в позе «падмаасана».

На фотографии, сделанной с этого берега, ее можно было без труда различить».

Фигура на скале, напомнившая Кондиайну индусского йога, — это и есть «Старики» из лопарского предания.

Лаз под землю до сих пор не нашли современники

Участники экспедиции заночевали на берегу Сейдозера в одном из лопарских чумов. Наутро решили подплыть к обрыву скалы, чтобы лучше рассмотреть загадочную фигуру, но лопари наотрез отказались дать лодку.

Всего у Сейдозера путешественники провели около недели. За это время они подружились с лопарями, и те показали им один из подземных ходов. Однако проникнуть в подземелье так и не удалось, поскольку вход в него оказался завален землей.

В семейном архиве Кондиайнов сохранилось несколько страничек из «Астрономического дневника» Александра Кондиайна с рассказом об одном дне экспедиции, который заслуживает того, чтобы привести его здесь:

ловозерские тундры

«Старики». На белом, как бы расчищенном фоне, напоминающем расчищенное место на скале, в Мотовской губе выделяется гигантская фигура, напоминающая темными своими контурами человека. Мотовская губа поразительно, грандиозно красива.

Надо себе представить узкий коридор версты 2-3 шириной, ограниченный справа и слева гигантскими отвесными скалами до 1 версты высотой. Перешеек между этими горами, которым оканчивается губа, порос чудесным лесом, елью — роскошной, стройной, высокой, до 5-6 саженей, густой, типа таежной ели. Кругом горы.

Осень разукрасила склоны вперемежку с лиственницами пятнами серо-зеленого цвета, яркими кущами берез, осин, ольхи; вдали сказочным амфитеатром раскинулись ущелья, среди которых находится Сейдозеро.

В одном из ущелий мы увидели загадочную вещь: рядом со скитами, там и сям пятнами лежащими на склонах ущелья, виднелась желтовато-белая колонна вроде гигантской свечи, а рядом с ней кубический камень. На другой стороне горы с севера виднеется гигантская пещера, сажень 200, а рядом нечто вроде замурованного склепа.

Солнце освещало яркую картину северной осени. На берегу стояли 2 вежи, в которых живут лопари, выселяющиеся на промысел с погоста. Их всего, как на Ловозере, так и на Сейдозере, ок. 15 человек. Нас, как всегда, радушно приняли, угостили сухой и вареной рыбой.

После еды завязался интересный разговор. По всем признакам мы попали в самую живую среду седой жизни. Лопари вполне дети природы. Дивно соединяют в себе христианскую веру и поверья старины. Слышанные нами легенды среди них живут яркой жизнью.

«Старика» они боятся и почитают.

Об оленьих рогах боятся и говорить. Женщинам нельзя даже выходить на остров — не любят рога. Вообще же они боятся выдавать свои тайны и говорят с большой неохотой о своих святынях, отговариваясь незнанием.

Тут живет старая колдунья, жена колдуна, умершего лет 15 назад, брат которого, до сих пор еще глубокий старик, поет и шаманствует на Умбозере.

Об умершем старике Данилове говорят с почтением и страхом, что он мог лечить болезни, насылать порчу, отпускать погоду, но сам он однажды взял задаток у «шведов» (вернее, чуди) за оленей, надул покупателей, т. е. оказался, по-видимому, более сильным колдуном, наслав на них сумасшествие.

Нынешние лопари имеют несколько другой тип. Один из них имеет немного черты ацтеков, другой — монгол. Женщины — с выдающимися скулами, слегка приплюснутым носом и широко расставленными глазами.

Дети мало отличаются от русского типа. Живут здешние лопари много беднее ундинских. Много их обижают, и русские и ижемцы. Почти все они неграмотные.

Мягкость характера, честность, гостеприимство, чисто детская душа — вот что отличает лопарей.

Все лопари занимаются дублением кожи для себя и на продажу, некоторые строят лодки, делают из бересты чашки, корзины, рубят лес

Вечером после краткого отдыха пошел на Сейдозеро. К сожалению, мы пришли туда уже после захода солнца. Гигантские ущелья были закрыты синей мглой. Очертания «Старика» выделяются на белом фоне горы. К озеру через тайболу ведет роскошная тропа.

Везде широкая проезжая дорога, кажется даже, что она мощеная. В конце дороги находится небольшое возвышение. Все говорит о том, что в глубокой древности роща эта была заповедной и возвышение в конце дороги служило как бы алтарем-жертвенником перед «Стариком».

Так выглядело поселение гиперборейцев в доисторические времена по рисункам Барченко

Погода менялась, ветер усилился, облака собирались. Надо было ожидать бури. Часов в 11 я вернулся на берег. Шум ветра и порогов реки сливались в общем шуме среди надвигающейся темной ночи. Луна поднималась над озером. Горы оделись чарующей дикой ночью.

Подходя к веже, я испугал нашу хозяйку. Она приняла меня за «Старика» и испустила ужасный вопль и остановилась как вкопанная. Насилу ее успокоил. Поужинав, мы обычным порядком залегли спать. Роскошное северное сияние освещало горы, соперничая с луной».

На обратном пути Барченко и его спутники попытались вновь совершить экскурсию на «запретный» Роговый остров. Парнишка, сын местного священника, согласился перевезти членов экспедиции на своем паруснике.

Но стоило им только приблизиться к таинственному острову, как поднялся сильный ветер, отогнал парусник и сломал мачту. В конце концов путешественников прибило к крошечному, совершенно голому островку, где они, дрожа от холода, и заночевали.

А утром уже на веслах кое-как дотащились до Ловозерска.

Куйва — самая известная достопримечательность озера Сейдозеро. Фигура имеет форму человека и высоту 74 метра. Ее барельеф выступает из стены на 3-4 метра в некоторых местах, и это очень хорошо видно, особенно зимой.

Участники Лапландской экспедиции вернулись в Петроград глубокой осенью 1922 года.

29 ноября Кондиайн выступил на заседании географической секции общества «Мироведение» с докладом о результатах своей поездки, который назывался «В стране сказок и колдунов».

В нем он рассказал о сделанных экспедицией удивительных находках, свидетельствующих, по его мнению, о том, что местные жители-лопари происходят «от какой-то более древней культурной расы».

Источник: https://vol-majya.livejournal.com/2591254.html

?

mifmedyza wrote in mifmedyzagroup

April 28 2019, 18:33

Categories:

  • Путешествия
  • Общество
  • Cancel

Поля́рная звезда́ — звезда +2,0mзвёздной величины в созвездии Малой Медведицы, расположенная вблизи Северного полюса мира. Это – ярчайшая и ближайшая к Земле пульсирующая переменная звезда.

Она почти неподвижна при суточном вращении звёздного неба, а потому очень удобна для ориентирования… Направление на неё практически совпадает с направлением на север. Высота над горизонтом равна географической широте места наблюдения.

По ощущениям наблюдателей, находящихся в заполярном круге, ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА ИЗДАЕТ ЗОВ, КОТОРОМУ НЕЛЬЗЯ НЕ ПОДЧИНИТЬСЯ…

Ловозеро — третье по величине озеро Кольского полуострова

Ловозеро, расположенное в самом центре Кольского полуострова. Оно тянется с севера на юг. Вокруг — тундра, заболоченная тайга, местами — сопки. Зимой тут властвует глухая и ледяная полярная ночь. Летом не заходит солнце. Эта местность представляет в рассказе “ЛЕДЯНОЙ УЖАС”. Определение принадлежит Фритьофу Нансену – крупнейшему норвежскому путешественнику.

Необычные заболевания дикого края

Объект воздействия этих сил – лопари или саамы, что живут (жили) на Кольском полуострове в маленьких поселках и стойбищах. Именно здесь, в этом вымороженном пустынном диком краю, распространено необычное заболевание, называемое МЕРЯЧЕНИЕМ, или МЭНЭРИКОМ, или АРКТИЧЕСКОЙ ИСТЕРИЕЙ.  Им болеют не только туземцы, но и пришлые.

В 1792 году на промысловой шхуне купца Рыбина слег с цингой его сын Алексей. Но когда в небе появилось пульсирующее полярное сияние, он ощутил такой прилив сил, что смог выбраться на палубу, броситься за борт и поплыть на север. К сожалению, спасти его не удалось.

Мерячение

В 1898 году норвежское судно осталось зимовать у берегов Антарктиды. С наступлением полярной ночи и появлением сияния один из членов команды покинул судно и убежал по льду в сторону полюса.

За ним последовал другой, а при попытке команды его остановить, он чуть не зарубил топором штурмана и сумел вырваться.

Все последующие полярные исследователи стали включать в имущество экспедиций смирительные рубашки, чтобы удержать тех, кто откликнется на “зов Полярной звезды”.

Мерячение— странное понятие из словаря русских поморов. Оно обозначает необычное психическое заболевание, которое может возникнуть у нескольких человек. Эскимосы называют такое состояние “зовом Полярной звезды”. Само слово «мерячение», или «меряченье» происходит от глагола «мирячить». Он означает «быть одержимым», «быть в состоянии безумия».

Заснеженные деревья в Заполярьи превращаются в фантастические существа,часто человекоподобные. Это позволяет, на мой взгляд, с их помощью показать,что такое МЕРЯЧЕНЬЕ…

Приступ арктической истерии, или полярного психоза, начинается с того, что человек полностью отключается от внешнего мира – входит в транс. Заболевший совершает ритмические движения – покачивается, говорит на языках, которых не может знать…

Но чаще всего, будто попадая под воздействие некоей силы, указывающей направление, устремляется точно на север — к Полярной звезде. При попытках задержать его на гибельном пути, проявляет нечеловеческую силу сопротивления и впадает в буйство. Особенно подвержены меряченью больные и ослабленные люди.

Надо сказать, толпа, охваченная полярным психозом, выглядит страшно. Люди раскачиваются, что-то вопят разными голосами и… становятся похожими на зомби. Есть мнение, что они в этот момент совершенно нечувствительны к боли. Кроме того, после приступа у человека наступает амнезия: он совсем не помнит, что с ним происходило.

Мерячение может продолжаться от одного-двух часов до целого дня или ночи и повторяться в течение нескольких дней. Якуты обычно объясняют припадки порчей или вселением в тело злого духа и потому говорят в таких случаях: «бес мучает».

Мэнэрики

Про «мэнэриков» ходят среди населения разные рассказы, например, что они могут себя прокалывать насквозь ножами и это не оставляет следов, могут плавать, не умея плавать в обычном состоянии, петь на незнакомом языке, предсказывать будущее и так далее. Люди лишаются собственной воли и бессмысленно повторяют друг за другом различные движения.

Существует красивая легенда, по-своему объясняющая это страшное явление: душа умершего человека улетает в небесный дворец, над которым светит Полярная звезда.

Живые люди не могут видеть этот дворец, и только когда его обитатели открывают окна, свет из них становится видимым (полярные сияния).

Открытые окна означают, что боги призывают души еще живых людей, и тот, кто слышит этот зов, идет в свой последний путь к Полярной звезде.

В 1957 году после масштабных экспериментов выяснилось, что определенные формы полярных сияний пульсируют с частотой, которая близка к основным ритмам человеческого мозга, что и вызывает своеобразный сбой в его работе.

Связь полярного сияния и психоза

Врачи, которые принимали участие в последующих экспедициях, обнаружили интересную закономерность. Большая часть случаев полярного бешенства совпадала с активностью полярного сияния, причем в основном со вспышками красного цвета. Число подобных приступов серьезно возрастало в годы с зафиксированными пиками солнечной активности, когда и происходили самые яркие полярные сияния.

Попутно было выяснено, что яркие вспышки алого цвета с частотой, близкой к ритмам мозга, могут вызвать обострение хронических заболеваний и возникновение припадков, сходных с эпилептическими.

У некоторые людей под воздействием таких вспышек появлялись ужасные головные боли и сбои в работе вестибулярного аппарата.

Такому типу воздействий особенно подвержены люди, склонные к психическим заболеваниям.

Шаманы активно использовали способность вводить людей в состояние меряченья

“Меряченье», напоминавшее массовый психоз, обычно проявлялось во время магических ритуалов, но могло и возникать спонтанно.

Одержимый «духом» во многом подобен шаману и обладает силой и способностями шамана, что, несомненно, роднит мерячение и шаманство.

Различие между ними состоит лишь в том, что «мэнэрик» вселяется в больного против его воли, а шаман вызывает «духа» по своей воле и может повелевать им.

Местные шаманы, по мнению исследователей, имели способность с помощью короткого крика-заклинания ввести в состояние меряченья одновременно большое количество людей. Человек превращался в послушного робота и готов был выполнить любой приказ.

Шаманы активно использовали в практике арктический психоз, что возникал в результате резкого оклика, вызывающего испуг.

У них существовала целая наука по технологии испуга, им было известно, в какое время суток испугать, и какое заклинание должен содержать пугающий окрик.

Мифические человекоподобные существа, пришедшие из подземного мира

С помощью такого зомбирования шаманы заставляли людей работать, мирили врагов и наказывали преступников, превращая их в безвольных роботов пожизненно.

Эта практика применялась и для воспитания бесстрашных и агрессивных воинов. Шаманы утверждали, что эту науку меряченья они освоили благодаря человекоподобным существам, пришедшим из подземного мира.

То есть с помощью ЧУДИ – запомните это наименование подземного народа, пожалуйста.

Удивительная и необычная «технология испуга» помогала НОЙДАМ(шаманам) управлять жизнью саамов. Сами же нойды никому не верили, кроме, как явствует из легенд, ЧУДИили ЧАХКЛИ– мифических человекоподобных существ, пришедших из подземного мира, которые и научили их мерячению.

В конце XIX и в начале XX века на Крайнем севере России и в Сибири состояние меряченья охватывало довольно большие группы населения. В связи с этим даже был введен термин «психическая зараза». То, что шаманы умели превращать простых смертных в послушных марионеток, сыграло в истории шаманизма злую роль…

В xx веке началась “охота на шаманов”.однако этому будет посвящена следующая страница –

одна из страшных страниц в истории русского севера…

полярная звездапсихозсеверное сияниешаман

Источник: https://mifmedyzagroup.livejournal.com/14896.html

«Зов полярной звезды» в «ледяном ужасе»

Арктический психоз мерячение

Поля́рная звезда́ — звезда +2,0m звёздной величины в созвездии Малой Медведицы, расположенная вблизи Северного полюса мира. Это — ярчайшая и ближайшая к Земле пульсирующая переменная звезда.

Она почти неподвижна при суточном вращении звёздного неба, а потому очень удобна для ориентирования… Направление на неё практически совпадает с направлением на север. Высота над горизонтом равна географической широте места наблюдения.

По ощущениям наблюдателей, находящихся в заполярном круге, ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА ИЗДАЕТ ЗОВ, КОТОРОМУ НЕЛЬЗЯ НЕ ПОДЧИНИТЬСЯ…

Ловозеро — третье по величине озеро Кольского полуострова

Ловозеро — третье по величине озеро Кольского полуострова — расположено в самом его центре. Оно тянется с севера на юг. Вокруг — тундра, заболоченная тайга, местами — сопки. Зимой тут властвует глухая и ледяная полярная ночь. Летом не заходит солнце. Эта местность представляет в рассказе «ЛЕДЯНОЙ УЖАС». Определение принадлежит Фритьофу Нансену — крупнейшему норвежскому путешественнику.

Объект воздействия этих сил — лопари или саамы, что живут (жили) на Кольском полуострове в маленьких поселках и стойбищах. Именно здесь, в этом вымороженном пустынном диком краю, распространено необычное заболевание, называемое МЕРЯЧЕНИЕМ, или МЭНЭРИКОМ, или АРКТИЧЕСКОЙ ИСТЕРИЕЙ.  Им болеют не только туземцы, но и пришлые.

В 1792 году на промысловой шхуне купца Рыбина слег с цингой его сын Алексей. Но когда в небе появилось пульсирующее полярное сияние, он ощутил такой прилив сил, что смог выбраться на палубу, броситься за борт и поплыть на север. К сожалению, спасти его не удалось.

В 1898 году норвежское судно осталось зимовать у берегов Антарктиды. С наступлением полярной ночи и появлением сияния один из членов команды покинул судно и убежал по льду в сторону полюса.

За ним последовал другой, а при попытке команды его остановить, он чуть не зарубил топором штурмана и сумел вырваться.

Все последующие полярные исследователи стали включать в имущество экспедиций смирительные рубашки, чтобы удержать тех, кто откликнется на «зов Полярной звезды».

Мерячение — странное понятие из словаря русских поморов. Оно обозначает необычное психическое заболевание, которое может возникнуть у нескольких человек. Эскимосы называют такое состояние «зовом Полярной звезды». Само слово «мерячение», или «меряченье» происходит от глагола «мирячить». Он означает «быть одержимым», «быть в состоянии безумия».

Заснеженные деревья в Заполярьи превращаются в фантастические существа,часто человекоподобные. Это позволяет, на мой взгляд, с их помощью показать,что такое МЕРЯЧЕНЬЕ…

Приступ арктической истерии, или полярного психоза, начинается с того, что человек полностью отключается от внешнего мира — входит в транс. Заболевший совершает ритмические движения — покачивается, говорит на языках, которых не может знать…

Но чаще всего, будто попадая под воздействие некоей силы, указывающей направление, устремляется точно на север — к Полярной звезде. При попытках задержать его на гибельном пути, проявляет нечеловеческую силу сопротивления и впадает в буйство. Особенно подвержены меряченью больные и ослабленные люди.

Надо сказать, толпа, охваченная полярным психозом, выглядит страшно. Люди раскачиваются, что-то вопят разными голосами и… становятся похожими на зомби. Есть мнение, что они в этот момент совершенно нечувствительны к боли. Кроме того, после приступа у человека наступает амнезия: он совсем не помнит, что с ним происходило.

Мерячение может продолжаться от одного-двух часов до целого дня или ночи и повторяться в течение нескольких дней. Якуты обычно объясняют припадки порчей или вселением в тело злого духа и потому говорят в таких случаях: «бес мучает».

Про «мэнэриков» ходят среди населения разные рассказы, например, что они могут себя прокалывать насквозь ножами и это не оставляет следов, могут плавать, не умея плавать в обычном состоянии, петь на незнакомом языке, предсказывать будущее и так далее. Люди лишаются собственной воли и бессмысленно повторяют друг за другом различные движения.

Существует красивая легенда, по-своему объясняющая это страшное явление: душа умершего человека улетает в небесный дворец, над которым светит Полярная звезда.

Живые люди не могут видеть этот дворец, и только когда его обитатели открывают окна, свет из них становится видимым (полярные сияния).

Открытые окна означают, что боги призывают души еще живых людей, и тот, кто слышит этот зов, идет в свой последний путь к Полярной звезде.

В 1957 году после масштабных экспериментов выяснилось, что определенные формы полярных сияний пульсируют с частотой, которая близка к основным ритмам человеческого мозга, что и вызывает своеобразный сбой в его работе.

Врачи, которые принимали участие в последующих экспедициях, обнаружили интересную закономерность. Большая часть случаев полярного бешенства совпадала с активностью полярного сияния, причем в основном со вспышками красного цвета. Число подобных приступов серьезно возрастало в годы с зафиксированными пиками солнечной активности, когда и происходили самые яркие полярные сияния.

Попутно было выяснено, что яркие вспышки алого цвета с частотой, близкой к ритмам мозга, могут вызвать обострение хронических заболеваний и возникновение припадков, сходных с эпилептическими.

У некоторые людей под воздействием таких вспышек появлялись ужасные головные боли и сбои в работе вестибулярного аппарата.

Такому типу воздействий особенно подвержены люди, склонные к психическим заболеваниям.

Шаманы активно использовали способность вводить людей в состояние меряченья. «Меряченье», напоминавшее массовый психоз, обычно проявлялось во время магических ритуалов, но могло и возникать спонтанно.

Одержимый «духом» во многом подобен шаману и обладает силой и способностями шамана, что, несомненно, роднит мерячение и шаманство.

Различие между ними состоит лишь в том, что «мэнэрик» вселяется в больного против его воли, а шаман вызывает «духа» по своей воле и может повелевать им.

Местные шаманы, по мнению исследователей, имели способность с помощью короткого крика-заклинания ввести в состояние меряченья одновременно большое количество людей. Человек превращался в послушного робота и готов был выполнить любой приказ.

Шаманы активно использовали в практике арктический психоз, что возникал в результате резкого оклика, вызывающего испуг.

У них существовала целая наука по технологии испуга, им было известно, в какое время суток испугать, и какое заклинание должен содержать пугающий окрик.

С помощью такого зомбирования шаманы заставляли людей работать, мирили врагов и наказывали преступников, превращая их в безвольных роботов пожизненно.

Эта практика применялась и для воспитания бесстрашных и агрессивных воинов. Шаманы утверждали, что эту науку меряченья они освоили благодаря человекоподобным существам, пришедшим из подземного мира.

То есть с помощью ЧУДИ — запомните это наименование подземного народа, пожалуйста.

Удивительная и необычная «технология испуга» помогала НОЙДАМ (шаманам) управлять жизнью саамов. Сами же нойды никому не верили, кроме, как явствует из легенд, ЧУДИ или ЧАХКЛИ – мифических человекоподобных существ, пришедших из подземного мира, которые и научили их мерячению.

В конце XIX и в начале XX века на Крайнем севере России и в Сибири состояние меряченья охватывало довольно большие группы населения. В связи с этим даже был введен термин «психическая зараза». То, что шаманы умели превращать простых смертных в послушных марионеток, сыграло в истории шаманизма злую роль…

В XX веке началась «охота на шаманов».Однако этому будет посвящена следующая страница —

одна из страшных страниц в истории Русского Севера…

Please select the Tab Content in the Widget настройки.

Please select the Tab Content in the Widget настройки.

Please select the Tab Content in the Widget настройки.

Источник: https://mif-medyza.ru/2018/01/07/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0-%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8F/

Зов Полярной звезды

Арктический психоз мерячение

В 1870 году один из чинов Нижне-Кодымского казачьего отряда с ужасом докладывал местному врачу о том, что у них в части странными припадками больны до 70 человек. Болезнь проявляет себя ближе к ночи, когда люди начинают петь не своими голосами на разных неизвестных языках…

АРКТИЧЕСКАЯ ИСТЕРИЯ

Меряченье — интереснейший феномен, всегда ассоциировавшийся с шаманами и северной магией.

Он представляет собой своеобразное психопатологическое состояние, в котором человек, независимо от собственного желания, копирует действия и слова окружающих.

Или подчиняется любым приказам извне, исходящим от другого человека или, как считают некоторые северные народы, отдухов Полярной звезды. Название этой загадочной болезни происходит от якутского мэнэрик — «делать странности».

Меряченье еще называют арктической истерией. Известны случаи, когда она принимала массовый характер. Меряченье поражает не только аборигенов Кольского полуострова, но и тех, кто оказывается в этих местах в период вспышки заболевания.

Надо сказать, что толпа, охваченная арктической истерией, выглядит страшно. Люди становятся похожими на зомби, есть мнение, что они в этот момент совершенно нечувствительны к боли.

Кроме того, после приступа у человека наступает амнезия: он совсем не помнит, что с ним происходило.

ПРЯМО НА СЕВЕР

Приступ арктической истерии начинается с того, что человек полностью отключается от внешнего мира, то есть входит в транс. Заболевший совершает ритмические движения, издает непонятные звуки. Но чаще всего, будто попадая под воздействие некоей силы, указывающей ему направление, устремляется по льдам точно на север — к Полярной звезде.

При попытках окружающих задержать его на этом гибельном пути, проявляет нечеловеческую силу сопротивления и впадает в буйство. Особенно подвержены меряченью больные и ослабленные люди.

Существует красивая легенда, по-своему объясняющая это страшное явление: душа умершего человека улетает в небесный дворец, над которым светит Полярная звезда.

Живые люди не могут видеть этот дворец, и только когда его обитатели открывают окна, свет из них становится видимым (полярные сияния).

Открытые окна означают, что боги призывают души еще живых людей, и тот, кто слышит этот зов, идет в свой последний путь к Полярной звезде.

Возможно, в легенде кроется небольшая часть истины. Это подтверждают различные истории, произошедшие с мореходами в тех местах.

В 1792 году на промысловой шхуне купца Рыбина слег с цингой его сын Алексей. Но когда в небе появилось пульсирующее полярное сияние, он ощутил такой прилив сил, что смог выбраться на палубу, броситься за борт и поплыть на север. К сожалению, спасти его не удалось.

В 1898 году норвежское судно осталось зимовать у берегов Антарктиды. С наступлением полярной ночи и появлением сияния один из членов команды покинул судно и убежал по льду в сторону полюса. За ним последовал другой, а при попытке команды его остановить, он чуть не зарубил топором штурмана и сумел вырваться.

Все эти истории настолько впечатлили последующих полярных исследователей, что они стали включать в имущество экспедиций смирительные рубашки, чтобы удержать тех, кто откликнется на зов Полярной звезды.

ПРИРОДА ИЛИ КОЛДОВСТВО?

В начале 20-х годов прошлого века загадочным явлением заинтересовался академик В. М. Бехтерев, в то время возглавлявший Институт мозга в Петрограде. Предполагая, что причина заболевания кроется в каких-то внешних факторах, он организовал экспедицию на Кольский полуостров, которую возглавил писатель и исследователь А. В. Барченко.

Прибыв в августе 1921 года в поселок Ловозерово, Барченко попробовал договориться с шаманами о посещении острова Роговый — ритуального места, но получил категорический отказ. Сын местного священника вызвался помочь экспедиции и переправить людей на остров на своем паруснике.

Но попытки нарушить запрет шаманов едва не закончились плачевно — люди чуть не погибли в озере. Было принято решение идти по берегу. Через некоторое время путешественники увидели вымощенную камнем дорогу около полутора километров, идущую среди болот, неизвестно кем построенную.

Кроме того, была обнаружена огромная каменная колонна желтоватого цвета, вблизи которой людьми овладевал безотчетный ужас, и участники экспедиции один за другим стали впадать в состояние меряченья: отзеркаливать слова и жесты, выполнять команды, приходящие извне. По словам проводников из местного населения, колонна была построена исчезнувшим тысячи лет назад народом чудь, по поверьям, ушедшим в подземные лабиринты.

Барченко удалось выяснить только то, что меряченье является направленным массовым психозом неизвестного происхождения, но феномену так называемой неуязвимости во время меряченья он объяснения не нашел.

К сожалению, тогда тайну меряченья разгадать не удалось. Лишь после глобальных экспериментов в 1957 году было обнаружено, что некоторые формы полярных сияний пульсируют с частотами, близкими к основным ритмам головного мозга человека.

Но прежде, в середине 1930-х годов, немецкому медику-психиатру А. Шварцу удалось выяснить, что именно вспышки красного цвета определенной частоты стимулируют возникновение эпилептических припадков. Он предложил нацистскому руководству использовать этот эффект для выявления людей, предрасположенных к психическим заболеваниям.

ОХОТА НА ШАМАНОВ

Есть еще одна версия, касающаяся того воздействия, что вызывает меряченье. Именно ею больше всего заинтересовались в гитлеровской Германии. Накануне войны, под видом немецких геологов, Кольский полуостров посетили специалисты оккультной организации Третьего рейха «Аненербе».

Целью были местные шаманы, которые, по мнению исследователей, имели способность с помощью короткого крика-заклинания ввести в состояние меряченья одновременно большое количество людей. Человек превращался в послушного робота и готов был выполнить любой приказ. С помощью северных шаманов нацисты рассчитывали разработать мощное психотропное оружие.

Они знали, что арктический психоз может возникнуть в результате резкого оклика, вызывающего испуг. Шаманы активно использовали это в практике, у них существовала целая наука по технологии испуга, им было известно, в какое время суток испугать, и какое заклинание должен содержать пугающий окрик.

С помощью такого зомбирования шаманы заставляли людей работать, мирили врагов и наказывали преступников, превращая их в безвольных роботов пожизненно. Эта практика применялась и для воспитания бесстрашных и агрессивных воинов. Шаманы утверждали, что эту науку меряченья они освоили благодаря человекоподобным существам, пришедшим из подземного мира.

ЯДОВИТЫЕ ТРАВЫ

Северяне знают, что во время приступа арктической истерии можно облегчить участь заболевшего, расстегнув ему ворот, сняв ремень. Кроме того, постараться предотвратить травмы и другие последствия.

Но основной метод борьбы с недугом — обращение к шаману. Причем шаман должен обладать большой силой, а таких осталось не много.

Но шаман может помочь только в том случае, если приступ был спровоцирован действиями другого шамана, а вот с зовом Полярной звезды ему не справиться.

Одному из исследователей этого феномена, Анучину, удалось раздобыть рецепт средства у колдуна-знахаря, которое якобы помогает человеку избежать «посещения духом/ чертом».

Колдун советовал принимать травяной отвар, состоящий из трех трав: телетейки, чертополоха и стародубки. Каждая из трав сама по себе очень интересна.

Так, например, телетейка имеет ядовитые листья, содержащие нейротоксин, но считается, что она помогает от всех (!) болезней.

Чертополох — само название чего стоит: состоит из двух слов «черт» и «полох» (страх), то есть «пугающий черта», что вполне соответствует назначению. Растение используется в медицине при нервных и психических проблемах, при заторможенности коры головного мозга. Стародубка — снова ядовитое растение, применяется в определенных дозах для снижения частоты припадков при эпилепсии.

Причины возникновения меряченья неизвестны до сих пор. Неоднократно предпринимаемые попытки изучить это явление, в том числе и ОГПУ в 20-х годах прошлого столетия, по официальным данным, ни к чему не привели, результаты экспедиций были засекречены, а участники репрессированы и уничтожены. Гриф секретности с архивов по этому делу не снят до сих пор.

Галина ОРЛОВА

Источник: http://paranormal-news.ru/news/zov_poljarnoj_zvezdy/2014-06-05-9157

Нервная Система
Добавить комментарий